Статья ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ





Актуальность. В наше время дети ещё в раннем возрасте сталкиваются с коллективом и подвергаются его воздействию, не всегда коллектив влияет на ребёнка положительно. Большое внимание этому вопросу посвящал Антон Семёнович Макаренко. Цель статьи - определить степень влияния коллектива на личность. Осветить возможные проблемы и найти пути их устранения. Более 70 лет педагогика повествует идеи всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Для практической реализации этой идеи сделано многое, но выполнить её так и не удалось, т.к. в разной время в это понятие вкладывается разный смысл. Воспитание - процесс становления личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности полезной обществу [1, с. 133]. Существует множество видов воспитания, влияющих на формиромирование личности. Демократическое или гуманистическое - основывается на глубоком уважении личности воспитанника; интернациональное формирование системы толерантного отношения к людям разных национальностей; национальное - основанное на усвоении духовной и материальной национальной культуры народа, формируется национальное самосознание и достигается духовное единство поколений; нравенное - формирование нравственной культуры личности; патриотичен кии формирование системы отношений личности к Родине, земле, где он родился, вырос; трудовое - формирование сознательного отношения к труду, привитие умений и навыков трудовой деятельности; интеллектуальное - процесс развития умственных сил и способностей талантов и дарований ребёнка, формированию научного мировоззрения; эстетическое - формирование эстетической культуры личности путём превращения знаний в убеждения, а убеждения в поступки [2, с. 17]. Процесс воспитания носит комплексный характер, т.е. предусматривает единство воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитание имеет двусторонний характер, он идёт в двух направлениях от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Процесс воспитания предусматривает:

  • целостное формирование личности;
  • приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям в области науки, культуры, искусства;

  • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, возрастных и индивидуальных особенностей, социальных требований;
  • воспитание активной жизненной позиции, соответствующей демокра­тическим преобразованиям общества, не ущемляющих права и опре­деляющих обязанности личности;
  • формирование нравственных качеств личности на основе общечело­веческих ценностей, социально-ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в разви­тии личности.
«Воспитывать детей - это значит прививать им положительные каче­ства (честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дис­циплинированность, любовь к учёбе) и на этой основе исправлять имеющиеся у них недостатки» [3, с. 279]. Раньше воспитание носило авторитарный характер, таким образом, ребёнок вырастает пассивным, не имеющим собственного мнения либо же боявшимся его выразить. Это являлось значительным минусом во многих школах. А в наше время воспитание приобретает всё более демократический, т.е гуманный характер, что способствует формированию личности полезной обществу, личности, самостоятельной, активной, инициативной. Для этого необходимо приучать воспитанников отвечать за свои поступ­ки, думать, прежде чем, совершить что-либо, давать самому принимать решения и приводить их в действие, создавать проблемных ситуаций и побуждать детей и их решению, формировать умение сделать правильный нравственный выбор и др. Не стоит забывать и о том, что большое влияние на формирование личности оказывает детский коллектив. Коллектив сверстников обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитать и сделать попетыми членами общества даже самые неисправимые личности [1]. Имея ввиду огромную воспитательную роль коллектива и отношений в коллективе на формирование личности, психологии интенсивно изучают психологию групп и коллективов при помощи различных диагностических процедур и социометрического метода. Было определено, что сущест­вует два типа коллективов: официальные и неофициальные, т.е. фор­мальные и неформальные. Формальные коллективы создаются на основе устава, а неформальные - свободные объединения личностей на основе симпатии, взаимных интересов и т.д. Если в коллективе проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование - в таком коллективе формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности; преодолевающего субъективные и объективные препятствия [1, с. 169]. В каждом коллективе должна быть дисциплина, это одно из важней­ших условий. Дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, щи подвижность, его мимика, его убеждённость [3, с. 135]. Учение Антона Семеновича Макаренко содержит подробную техноло­гию поэтапного формирования коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований [1, с. 171]. Выделяют три наиболее распространённых модели развития отно­шений между личностью и коллективом:
  1. личность подчиняется коллективу (конформизм);
  2. личность и коллектив находятся в оптимальных условиях (гармония);
  3. личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм);
Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к само­утверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нём благоприятное для себя положение [1, с. 177]. Но этот процесс, так же, как и процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неодно­значен, противоречив. Рассмотрим влияние коллективов и групп на личность на примере трёх периодов:
  1. младший школьный возраст;
  2. подростковый возраст;
  3. старший школьный возраст
Наиболее ярким примером влияния коллектива является становление личности младшего школьника, т.к. оно происходит под влиянием новых отношений с множеством людей: учеников, учителей, одноклассников. Младший школьный возраст обладает колоссальными возможностями для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В начальной школе закладываются основы нравственного поведения личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется у них учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, её роль в процессе социализации личности огромна [1, с. 66]. В подростковом возрасте идёт интенсивное социальное формирование личности. В этот период на их моральные принципы, суждении, поведения существенное влияние оказывает мнение других людей. Его оценочные моральные суждения не приобрели устойчивости, потому их разрушают любые возникшие противоречия. Подростковый возраст является тяжелым кризисом. Нравственные и социальные качества старшеклассником формируются ускоренными темпами. Этому способствует сенситивный период нравственной зрелости [1, с. 71]. Проявляется стремление выразить свою индивидуальность. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Здесь коллектив способствует воспитанию как негативных, так и положительных качеств личности. Таким образом, ученический коллектив - группа воспитанников, объединенных общими, имеющими общественно ценный смысл целями и совместной деятельностью организованной для их достижения. Мы считаем, что коллектив учащихся оказывает не последнее формирую­щее влияние на развитие и становление личности в процессе чего вос­питываются нравственные качества, ценностные установки, взгляды и убеждения.



Список использованных источников

  1. Зарединова Э.Р. Педагогика : учебное пособие / Э.Р. Зарединова. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. - 200 с.
  2. Краткий словарь педагогический понятий : учебное пособие для сту­дентов высших учебных заведений / Авт.-сост. А.А. Пермяков, В В. Морозов, Э.Р. Зарединова. - [изд. 2-е, испр. и доп.]. - Кривой Рог ; Симферополь : Видавничий д1м, 2010. - 144 с.
3 Макаренко А.С. Избранные произведения / А С. Макаренко / Ред. кол. : Н.Д. Ярмачеко (председатель) и др. - К : Радянська школа, 1983. - 576 с.
© 2010-2022