- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии ФГОС для 2 класса
Рабочая программа по технологии ФГОС для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Будницкая И.Б. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новотырышкинская СОШ"
«Согласовано» Руководитель МО Жукова Г.А. Протокол № 1 от «27» августа 2015г.
«Согласовано» Заместитель директора по УР Горяева Л.В. «28» августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ "Новотырышкинская СОШ"
Ураков Г.М. Приказ №____ от «28» августа 2015г.
по курсу «Технология»
на 2015/2016 учебный год
Класс 2
Учитель: Будницкая Ирина Борисовна
Количество часов:
Всего 34
В неделю 1
20.08.2015г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи начального общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
2. Результаты освоения учебного предмета «Технология».
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование по технологии во 2 классе
5. Информационно-образовательный ресурс
5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 6. Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых во 2-м классе на одного учащегося
-
Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), ФБУПа (2004г.), примерных программ по русскому языку и авторской программы Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Технология» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
1.1. Цели и задачи начального общего образования
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
1.2. Общая характеристика учебного предмета «технология»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
-
Результаты освоения учебного предмета «технология».
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности); - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
-
составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
-
рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
-
подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
-
использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
-
работать в малых группах;
-
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
-
рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
-
отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
-
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
-
экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
-
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
-
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
-
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
-
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
-
работать в малых группах.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается во 2 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» 3.Содержание учебного предмета «Технология» 2 класс (35 часов) Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность в жизни человека Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление). Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом. Общее представление о технологическом процессе Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах. Элементарная творческая и проектная деятельность Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности - изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника». Самообслуживание Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (35 ч)
Природные материалы (10 ч)
Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (2 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага (9 ч)
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений - простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Текстильные материалы (5 ч)
Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
Конструирование и моделирование (9 ч)
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Кол-во часов 1 Природные материалы 15 2 Искусственные материалы, пластичные материалы 2 3 Бумага 9 4 Текстильные материалы 5 5 Конструирование и моделирование 4 ИТОГО 35
Тематическое планирование
Технология 2 класс- 35 часов (1 час в неделю)
№ урока
1
Приметы осени. Природные материалы. Экскурсия.
2 - 4
Панно из природных материалов.
5- 6
Цветы. Цветочный хоровод.
7 - 8
Бумага. Этикетки.
9
Изготовление конвертов.
10
Грибы из пластилина.
11
Композиция «Космос».
12
Рамка.
13-14
Вертушка.
15
Модель самолёта.
16-17
Проект, проект, проект. Бумажный змей. Конкурс проектов.
18-19
Гофрированные подвески.
20-22
Текстильные материалы. Мешочки для всякой всячины.
23-24
Масленичная кукла из соломы.
25
Сувенир «Пасхальное яйцо».
26
Коллекция насекомых, сделанных из семян.
27
Композиция «Подводный мир».
28-29
Птицы. Динамическая модель.
30-31
Весёлый зверинец.
32-33
Весенняя регата. Конкурс проектов.
34
Приметы весны.
35
Выставка работ.
5. Информационно-образовательный ресурс:
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
-
Программы по учебным предметам
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы по учебным под редакцией Р.Г.Чураковой. Издательство «Академкнига/учебник»,
Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2012
Тематическое планирование
6. Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых во 2-м классе на одного учащегося
- Цветная бумага - 3-4 набора.
- Белая писчая бумага - 5-6 листов (одна пачка на класс).
- Цветной картон - 1-2 набора.
- Пестрая бумага - вырезки из старых журналов, плакатов, календарей, упаковок.
- Фантики из"под конфет.
- Небольшие картонные коробочки разных размеров из"под спичек, скрепок, витаминов и пр.
- Скрепки (1-2 коробки на класс).
- Клеящий карандаш - 2 шт.
- Клей ПВА, кисточка для клея - 2 шт.
- Пластилин - 2 коробки (лучше всего отечественный - «Гамма» или «Луч»).
- Стеки - 2 шт. - пластмассовые или деревянные ножички для разрезания пластилина.
- Глина.
- Лоскутки различных тканей (хлопка, шерсти, шелка, льна, синтетических) с цветочным, геометрическим рисунком и однотонные.
- Небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек.
- Канва для вышивания (специальная ткань для вышивания с крупным переплетением нитей) или ткань с крупным полотняным переплетением.
- Нитки для вышивания разных цветов - мулине или тонкая шерсть.
- Нитки швейные № 40 - одна катушка.
- Небольшие клубочки шерстяной пряжи (можно распущенной) разных цветов.
- Иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком - в игольнице.
- Пяльцы, наперсток, нитковдеватель.
- Ножницы с тупыми концами.
- Пуговицы с двумя отверстиями разных цветов и размеров.
- Небольшое количество семян различных растений для декоративных композиций: арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника, кукурузы, гороха, перца, ясеня, клена, косточки яблок, вишен, калины и др.
- Клеенка или подкладная доска.