- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружаюшего мира Будь природе другом!
Урок окружаюшего мира Будь природе другом!
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова А.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок - соревнование во 2 классе.
Тема: « Будь природе другом!»
Тип: Обобщение.
Цель урока: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость правил человека в природе.
Задачи:
-
обобщить знания учащихся о защите природы и правилах поведения в природе;
-
создавать условия для развития у школьников умений формулировать проблему необходимости охраны природы и предлагать пути ее решения;
-
содействовать развитию у детей умений общаться и работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
называть факторы, угрожающие живой природе;
-
знать правила поведения на природе;
-
научиться читать и рисовать экологические знаки.
Метапредметные:
-
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-
моделировать правила с помощью условных знаков;
-
соотносить свои представления с новой информацией;
-
делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
-
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе;
-
понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.
Ресурсы урока: учебник, часть 1, компьютер, презентация к конкурсу «Узнай растение или животное Красной книги», карточки с заданиями, экологические знаки, плакаты «Береги природу, картины природы, изображения цветов, бабочек, животных, растений, изображение Лесовичка, светофор (кружки разных цветов).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Знакомство. Эмоциональный настрой.
- Прежде, чем мы начнем наш урок, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
С хорошим настроением начнем урок. 2. Актуализация знаний. Ребята, вы с Ириной Анатольевной изучили тему «Природа». Узнали много нового о живой и неживой природе, животных и растениях. Говорили об охране природы. Сегодня мы проведем урок в форме игры-соревнования. Вы разделились на две команды. Каждая команда выбрала себе командира. На столах у вас таблички. Прочитайте их…. (Флора, Фауна)
- Кто знает значение этих слов? (Ответы детей ) - Есть на земле царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря… Это Царство животных - Фауна и Царство растений - Флора. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу. Так и назовем наши команды.
За правильный ответ команда будет получать жетон. Команда «Флора» - изображение цветка, а команда «Фауна» - изображение животного. В конце игры по количеству жетонов мы определим команду-победителя.
3. Самоопределение к деятельности. - Послушайте стихотворение и подумайте: какая тема нашего урока?
О природе , друзья,
Хотим поговорить
Ведь коль испортим мы природу,
Нам трудно будет жить!
Легко сказать: «Нам будет трудно…!»
Подумайте сейчас:
Исчезнут птицы и деревья,
Не будет вас и нас!
Такой всемирной катастрофы
Не сможем пережить!
Поэтому, конечно, надо
Природой дорожить! - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
-Да, сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем, что зависит ,непосредственно, от нас. - Поэтому тема сегодняшнего урока: «Будь природе другом!»
- Откройте учебник на странице 92 и прочитайте задачи сегодняшнего урока. (Узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Договоримся о выполнении Правил друзей природы. Будем учиться читать экологические знаки.)
4. Работа по теме урока. (Постановка проблемы) - Ребята, ответьте на вопрос: человек - царь природы или ее часть? (часть) - Часть какой живой или неживой природы? (живой) - Флоры или фауны? (фауны) - Значит ли это, что ему не нужна Флора? (пища, бумага, стройматериалы, отдых) - А неживая природа нужна человеку? (свет, тепло, вода, воздух)
- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод: может человек существовать вне природы? (нет) Так как он часть ее - значит должен бережно относиться к ней и быть природе другом.
(награждение жетонами)
Игра «Узнай растение или животное из Красной книги»
- А сейчас, внимание на экран.
- Что это за книга? ( Красная книга).
Наш следующий конкурс так и называется……
Презентация: Слайды. (команды узнают представителей Кр.книги)
(Если забыли, то подскажет учебник на стр. 88-89.)
(награждение жетонами)
_ А почему они попали в Красную книгу? Назовите причины. Поможет вам схема в учебнике на с.92. (………..)
- Кто совершает все эти действия? (человек)
- Да природа гибнет из-за человека. Из-за его неправильного отношения к природе многие растения и животные стали редкими и попали в Красную книгу.
Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
- И чтобы таких растений и животных стало меньше сегодня мы сформулируем правила Друзей природы и поучимся изображать их с
помощью экологических знаков.
(Выключить экран)
- А поэтому отправляемся в лес, но лес сказочный.
Игра «Загадки Лесовичка»
Нас встречает Старичок- Лесовичок. У него письмо…(На грибочке)
Вам бы только праздники,
Лишь бы веселиться.
А в лесу моем беда,
Такое там творится.
На полях все цветы
Люди потоптали,
А в лесу кусты, деревья
Сильно поломали.
И зверей, и птиц
Жестоко убивают,
Мусором, отходами
Речки загрязняют.
Про природу люди
Перестали думать - В лес собрались? А правила вежливости не забыли?
Предлагает выбрать правила вежливости .
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 1.
-
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
-
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Карточка 2.
-
Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
-
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Карточка 3.
-
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
-
Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.
Карточка 4.
1.О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее. 2. Диких животных и птиц не уносите домой. Они не выживут в домашних условиях.
(награждение жетонами)
5. Физминутка. Друзья (презентация с музыкой)
Игра « Экологические знаки» или (придумай название эк.знакам)
- Лесовичок принес нам экологические знаки и хочет, чтобы мы с их помощью сформулировали правила поведения в природе.
(на доске знаки )
(награждение жетонами)
6. Рефлексия. Игра « Экологический светофор»
- Молодцы, ребята! Сегодня вы научились читать экологические знаки, вывели правила Друзей природы. А теперь проверим сможете ли вы их применить, например, в походе.
Наш следующий конкурс - « Экологический светофор».
Задание: если правильное поведение ребят в лесу - показать зеленый светофор, если неправильное - красный. (При чтении учитель делает паузы - дети показывают соответствующий знак)
Воскресенье в лесу.
Солнечным воскресным днем мы отправились в лес.
Веселой громкой музыкой мы оповестили лес, что приехали!... Дни стояли солнечные и теплые. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, …кто вырывал их…. А грибы, которые мы не знали, сбивали ногами ….
НА поляне быстро наломали веток,… и разожгли костер. Девочки Катя и Вера фотографировали красивые цветы и насекомых…Заварили чай, покушали и пошли дальше. Мусор - банки и пакеты- мы выбросили под куст…. Горящие угли костра, подмигивали нам на прощание….
В траве мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой…. Даша нарвала огромный букет полевых цветов….Усталые и довольные мы вернулись домой.
(награждение жетонами)
7. Подведение итогов урока.
- Молодцы, ребята. Вы правильно оценили поведение детей в лесу.
- Давайте подумаем: будет ли природе хуже. если мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем цветок? Или поймаем одну бабочку?
(ответы детей)
- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана. нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты. другую твой товарищ…Что же станет с природой?...
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Вы хорошо сегодня работали и поняли, что природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Человек может многое, но и он часть природы. Погубив природу, он и сам не сможет выжить. И я уверена, что вы будете совершать только добрые и умные поступки, которые защищают нашу природу.
- Посмотрите, как много вы выиграли призов. Но ни растения ни животные не смогут жить без леса. Я предлагаю вам вернуть их в природу и оживить нашу сказочную опустевшую лесную полянку.
(Дети наклеивают на рисунок бабочек и цветы.)
- Смотрите, как красиво стало в лесу! Да вы настоящие волшебники! Но волшебство не закончилось… Закройте глаза и прислушайтесь….
(Звучат голоса птиц в лесу)
- Какое доброе и полезное дело мы с вами сделали! Если мы будем помнить правила друзей и главное - выполнять их, то природа подарит нам много радости и красоты.
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа - надежный наш друг!
Хором: Охранять природу - значит, охранять Родину.
8. Домашнее задание
- В конце нашего урока я хочу вам преподнести этот необычный букет из цветиков - семицветиков. Вы знаете, что лепестки его волшебные. Дома вы превратите каждый лепесток в экологический знак. Тема - задана на лепестке.
И повторите эту тему на страницах учебника 92-95.
9. Оценка работы.
-Оцените свою работу с помощью светофорчика:
-
если вы считаете , что вы хорошо работали, все поняли и вам было интересно- поднимите желтый улыбающийся;
-
если вы что -то не поняли - зеленый;
-
если было непонятно и неинтересно- красный.
(дети оценивают свою работу)
- Молодцы, особенно мне хочется отметить работу на уроке …….(имена детей)
Подарить на память о сегодняшнем уроке маленьких друзей -животных (наклейки)
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 1.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак
Карточка 2.
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 1.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться,
венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак
Карточка 2.
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать
и, главное, никому не мешаешь!
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 1.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак
Карточка 2.
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 3.
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 4.
1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.
2. Диких животных и птиц не уносите домой. Они не выживут в домашних условиях.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 3.
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 4.
1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.
2. Диких животных и птиц не уносите домой.
Они не выживут в домашних условиях.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 3.
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.
Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.
Карточка 4.
1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.
2. Диких животных и птиц не уносите домой.
Они не выживут в домашних условиях.
Игра « Мы в лесу»
1-я ситуация.
Ребята пришли в лес. Вот и кострище есть.
- Давайте сделаем здесь костер,- предложил Алик.
-Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее,- возразили девочки. Мальчики пошли туда и развели костер. Правильно они поступили?
Игра « Мы в лесу»
2-я ситуация.
Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли. И решили взять птенца с собой. Правы ли они?
Игра « Мы в лесу»
3-я ситуация.
Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, прикрывая его, осторожно придерживая тельце красивой бабочки. показал ребятам свою находку.
Игра « Мы в лесу»
4-я ситуация.
Кто из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу, даже птицы не поют. Скучно совсем. Давайте погромче включим музыку» Права ли она?
Воскресенье в лесу.
Солнечным воскресным днем мы отправились в лес.
Веселой громкой музыкой мы оповестили лес, что приехали!... Дни стояли солнечные и теплые. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, …кто вырывал их…. А грибы, которые мы не знали, сбивали ногами ….
НА поляне быстро наломали веток,… и разожгли костер. Девочки Катя и Вера фотографировали красивые цветы и насекомых…Заварили чай, покушали и пошли дальше. Мусор - банки и пакеты- мы выбросили под куст…. Горящие угли костра, подмигивали нам на прощание….
В траве мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой…. Даша нарвала огромный букет полевых цветов….Усталые и довольные мы вернулись домой.
Жалоба грибочка
Не вырывайте меня с корнем, а срезайте, причем аккуратно.
А то забудете, как хорошо в лесу пахнет грибами.
Жалоба мухомора
- Да, для людей я ядовит, но за то полезен для животных. А еще я очень красивый. Полюбуйся мной.
Жалоба скворцов
- Мы так хотели всех порадовать, первыми прилетели к вам. А нас никто не ждет. Холодно! Есть хочется!
Жалоба первоцветов.
- Мы такие хрупкие, нежные и нас так мало осталось! Не рвите нас!!
Закончите предложение:
Если бы муравей, на которого вот - вот наступят,
умел говорить, он бы сказал…
Закончите предложение:
Если бы рыбка из грязной речки могла бы говорить,
она бы сказала…
3. Самоопределение к деятельности. - Послушайте стихотворение и подумайте: какая тема нашего урока?
О природе , друзья,
Хотим поговорить
Ведь коль испортим мы природу,
Нам трудно будет жить!
Легко сказать: «Нам будет трудно…!»
Подумайте сейчас:
Исчезнут птицы и деревья,
Не будет вас и нас!
Такой всемирной катастрофы
Не сможем пережить!
Поэтому, конечно, надо
Природой дорожить! - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
-Да, сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем, что зависит ,непосредственно, от нас.
- Поэтому тема сегодняшнего урока: «Будь природе другом!» - Откройте учебник на странице 92 и прочитайте задачи сегодняшнего урока. ( 4. Работа по теме урока. (Постановка проблемы) - Ребята, ответьте на вопрос: человек - царь природы или ее часть? (часть) - Часть какой живой или неживой природы? - Флоры или фауны? (фауны) - Значит ли это, что ему не нужна Флора? - А неживая природа нужна человеку? (свет, тепло, вода, воздух)
- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод: может человек существовать вне природы? (нет) Так как он часть ее - значит должен бережно относиться к ней и быть природе другом.
- Кто совершает все эти действия? (человек)
- Да природа гибнет из-за человека. Из-за его неправильного отношения к природе многие растения и животные стали редкими и попали в Красную книгу.
Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
- И чтобы таких растений и животных стало меньше сегодня мы сформулируем правила Друзей природы и поучимся изображать их с
помощью экологических знаков.
(Выключить экран)
…Что же станет с природой?...
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Вы хорошо сегодня работали и поняли, что природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей.
Человек может многое, но он часть природы. Погубив природу, он и сам не сможет выжить.
И я уверена, что вы будете совершать только добрые и умные поступки, которые защищают нашу природу.
- Посмотрите, как много вы выиграли призов.