Урок окружаюшего мира Будь природе другом!

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - соревнование во 2 классе.

Тема: « Будь природе другом!»

Тип: Обобщение.

Цель урока: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость правил человека в природе.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о защите природы и правилах поведения в природе;

  • создавать условия для развития у школьников умений формулировать проблему необходимости охраны природы и предлагать пути ее решения;

  • содействовать развитию у детей умений общаться и работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • называть факторы, угрожающие живой природе;

  • знать правила поведения на природе;

  • научиться читать и рисовать экологические знаки.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • моделировать правила с помощью условных знаков;

  • соотносить свои представления с новой информацией;

  • делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе;

  • понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.



Ресурсы урока: учебник, часть 1, компьютер, презентация к конкурсу «Узнай растение или животное Красной книги», карточки с заданиями, экологические знаки, плакаты «Береги природу, картины природы, изображения цветов, бабочек, животных, растений, изображение Лесовичка, светофор (кружки разных цветов).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие гостей. Знакомство. Эмоциональный настрой.

- Прежде, чем мы начнем наш урок, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

С хорошим настроением начнем урок. 2. Актуализация знаний. Ребята, вы с Ириной Анатольевной изучили тему «Природа». Узнали много нового о живой и неживой природе, животных и растениях. Говорили об охране природы. Сегодня мы проведем урок в форме игры-соревнования. Вы разделились на две команды. Каждая команда выбрала себе командира. На столах у вас таблички. Прочитайте их…. (Флора, Фауна)
- Кто знает значение этих слов? (Ответы детей ) - Есть на земле царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря… Это Царство животных - Фауна и Царство растений - Флора. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу. Так и назовем наши команды.
За правильный ответ команда будет получать жетон. Команда «Флора» - изображение цветка, а команда «Фауна» - изображение животного. В конце игры по количеству жетонов мы определим команду-победителя.
3. Самоопределение к деятельности. - Послушайте стихотворение и подумайте: какая тема нашего урока?

О природе , друзья,

Хотим поговорить

Ведь коль испортим мы природу,

Нам трудно будет жить!

Легко сказать: «Нам будет трудно…!»

Подумайте сейчас:

Исчезнут птицы и деревья,

Не будет вас и нас!

Такой всемирной катастрофы

Не сможем пережить!

Поэтому, конечно, надо

Природой дорожить! - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
-Да, сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем, что зависит ,непосредственно, от нас. - Поэтому тема сегодняшнего урока: «Будь природе другом!»
- Откройте учебник на странице 92 и прочитайте задачи сегодняшнего урока. (Узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Договоримся о выполнении Правил друзей природы. Будем учиться читать экологические знаки.)
4. Работа по теме урока. (Постановка проблемы) - Ребята, ответьте на вопрос: человек - царь природы или ее часть? (часть) - Часть какой живой или неживой природы? (живой) - Флоры или фауны? (фауны) - Значит ли это, что ему не нужна Флора? (пища, бумага, стройматериалы, отдых) - А неживая природа нужна человеку? (свет, тепло, вода, воздух)
- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод: может человек существовать вне природы? (нет) Так как он часть ее - значит должен бережно относиться к ней и быть природе другом.

(награждение жетонами)

Игра «Узнай растение или животное из Красной книги»

- А сейчас, внимание на экран.

- Что это за книга? ( Красная книга).

Наш следующий конкурс так и называется……

Презентация: Слайды. (команды узнают представителей Кр.книги)

(Если забыли, то подскажет учебник на стр. 88-89.)

(награждение жетонами)

_ А почему они попали в Красную книгу? Назовите причины. Поможет вам схема в учебнике на с.92. (………..)

- Кто совершает все эти действия? (человек)

- Да природа гибнет из-за человека. Из-за его неправильного отношения к природе многие растения и животные стали редкими и попали в Красную книгу.

Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

- И чтобы таких растений и животных стало меньше сегодня мы сформулируем правила Друзей природы и поучимся изображать их с

помощью экологических знаков.

(Выключить экран)

- А поэтому отправляемся в лес, но лес сказочный.

Игра «Загадки Лесовичка»

Нас встречает Старичок- Лесовичок. У него письмо…(На грибочке)

Вам бы только праздники,

Лишь бы веселиться.

А в лесу моем беда,

Такое там творится.

На полях все цветы

Люди потоптали,

А в лесу кусты, деревья

Сильно поломали.

И зверей, и птиц

Жестоко убивают,

Мусором, отходами

Речки загрязняют.

Про природу люди

Перестали думать - В лес собрались? А правила вежливости не забыли?

Предлагает выбрать правила вежливости .

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 1.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

Карточка 2.

  1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Карточка 3.

  1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

  2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.

Карточка 4.

1.О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее. 2. Диких животных и птиц не уносите домой. Они не выживут в домашних условиях.


(награждение жетонами)

5. Физминутка. Друзья (презентация с музыкой)

Игра « Экологические знаки» или (придумай название эк.знакам)

- Лесовичок принес нам экологические знаки и хочет, чтобы мы с их помощью сформулировали правила поведения в природе.

(на доске знаки )

(награждение жетонами)

6. Рефлексия. Игра « Экологический светофор»

- Молодцы, ребята! Сегодня вы научились читать экологические знаки, вывели правила Друзей природы. А теперь проверим сможете ли вы их применить, например, в походе.

Наш следующий конкурс - « Экологический светофор».

Задание: если правильное поведение ребят в лесу - показать зеленый светофор, если неправильное - красный. (При чтении учитель делает паузы - дети показывают соответствующий знак)

Воскресенье в лесу.

Солнечным воскресным днем мы отправились в лес.

Веселой громкой музыкой мы оповестили лес, что приехали!... Дни стояли солнечные и теплые. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, …кто вырывал их…. А грибы, которые мы не знали, сбивали ногами ….

НА поляне быстро наломали веток,… и разожгли костер. Девочки Катя и Вера фотографировали красивые цветы и насекомых…Заварили чай, покушали и пошли дальше. Мусор - банки и пакеты- мы выбросили под куст…. Горящие угли костра, подмигивали нам на прощание….

В траве мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой…. Даша нарвала огромный букет полевых цветов….Усталые и довольные мы вернулись домой.

(награждение жетонами)

7. Подведение итогов урока.

- Молодцы, ребята. Вы правильно оценили поведение детей в лесу.

- Давайте подумаем: будет ли природе хуже. если мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем цветок? Или поймаем одну бабочку?

(ответы детей)

- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана. нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты. другую твой товарищ…Что же станет с природой?...

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Вы хорошо сегодня работали и поняли, что природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Человек может многое, но и он часть природы. Погубив природу, он и сам не сможет выжить. И я уверена, что вы будете совершать только добрые и умные поступки, которые защищают нашу природу.

- Посмотрите, как много вы выиграли призов. Но ни растения ни животные не смогут жить без леса. Я предлагаю вам вернуть их в природу и оживить нашу сказочную опустевшую лесную полянку.

(Дети наклеивают на рисунок бабочек и цветы.)

- Смотрите, как красиво стало в лесу! Да вы настоящие волшебники! Но волшебство не закончилось… Закройте глаза и прислушайтесь….

(Звучат голоса птиц в лесу)

- Какое доброе и полезное дело мы с вами сделали! Если мы будем помнить правила друзей и главное - выполнять их, то природа подарит нам много радости и красоты.

Берегите, ребята, природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надежный наш друг!

Хором: Охранять природу - значит, охранять Родину.

8. Домашнее задание

- В конце нашего урока я хочу вам преподнести этот необычный букет из цветиков - семицветиков. Вы знаете, что лепестки его волшебные. Дома вы превратите каждый лепесток в экологический знак. Тема - задана на лепестке.

И повторите эту тему на страницах учебника 92-95.

9. Оценка работы.

-Оцените свою работу с помощью светофорчика:

  • если вы считаете , что вы хорошо работали, все поняли и вам было интересно- поднимите желтый улыбающийся;

  • если вы что -то не поняли - зеленый;

  • если было непонятно и неинтересно- красный.

(дети оценивают свою работу)

- Молодцы, особенно мне хочется отметить работу на уроке …….(имена детей)

Подарить на память о сегодняшнем уроке маленьких друзей -животных (наклейки)

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 1.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак

Карточка 2.

1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!



2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 1.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться,

венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак

Карточка 2.

1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать

и, главное, никому не мешаешь!



2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 1.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак

Карточка 2.

1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!



2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 3.

1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 4.

1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.

2. Диких животных и птиц не уносите домой. Они не выживут в домашних условиях.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 3.

1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 4.

1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.

2. Диких животных и птиц не уносите домой.

Они не выживут в домашних условиях.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 3.

1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Не обижай ни лягушку, ни жука. Звери всякие важны - звери всякие нужны.

Выберите правило вежливости: и соответствующий экологический знак.

Карточка 4.

1. - О, сколько птенцов в гнезде! Возьму-ка одного, у меня ему будет веселее.

2. Диких животных и птиц не уносите домой.

Они не выживут в домашних условиях.

Игра « Мы в лесу»

1-я ситуация.

Ребята пришли в лес. Вот и кострище есть.

- Давайте сделаем здесь костер,- предложил Алик.

-Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее,- возразили девочки. Мальчики пошли туда и развели костер. Правильно они поступили?

Игра « Мы в лесу»

2-я ситуация.

Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли. И решили взять птенца с собой. Правы ли они?

Игра « Мы в лесу»

3-я ситуация.

Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, прикрывая его, осторожно придерживая тельце красивой бабочки. показал ребятам свою находку.

Игра « Мы в лесу»

4-я ситуация.

Кто из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу, даже птицы не поют. Скучно совсем. Давайте погромче включим музыку» Права ли она?



Воскресенье в лесу.

Солнечным воскресным днем мы отправились в лес.

Веселой громкой музыкой мы оповестили лес, что приехали!... Дни стояли солнечные и теплые. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, …кто вырывал их…. А грибы, которые мы не знали, сбивали ногами ….

НА поляне быстро наломали веток,… и разожгли костер. Девочки Катя и Вера фотографировали красивые цветы и насекомых…Заварили чай, покушали и пошли дальше. Мусор - банки и пакеты- мы выбросили под куст…. Горящие угли костра, подмигивали нам на прощание….

В траве мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой…. Даша нарвала огромный букет полевых цветов….Усталые и довольные мы вернулись домой.

Жалоба грибочка

Не вырывайте меня с корнем, а срезайте, причем аккуратно.

А то забудете, как хорошо в лесу пахнет грибами.

Жалоба мухомора

- Да, для людей я ядовит, но за то полезен для животных. А еще я очень красивый. Полюбуйся мной.

Жалоба скворцов

- Мы так хотели всех порадовать, первыми прилетели к вам. А нас никто не ждет. Холодно! Есть хочется!

Жалоба первоцветов.

- Мы такие хрупкие, нежные и нас так мало осталось! Не рвите нас!!



Закончите предложение:

Если бы муравей, на которого вот - вот наступят,

умел говорить, он бы сказал…




Закончите предложение:

Если бы рыбка из грязной речки могла бы говорить,

она бы сказала…




3. Самоопределение к деятельности. - Послушайте стихотворение и подумайте: какая тема нашего урока?

О природе , друзья,

Хотим поговорить

Ведь коль испортим мы природу,

Нам трудно будет жить!

Легко сказать: «Нам будет трудно…!»

Подумайте сейчас:

Исчезнут птицы и деревья,

Не будет вас и нас!

Такой всемирной катастрофы

Не сможем пережить!

Поэтому, конечно, надо

Природой дорожить! - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
-Да, сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем, что зависит ,непосредственно, от нас.

- Поэтому тема сегодняшнего урока: «Будь природе другом!» - Откройте учебник на странице 92 и прочитайте задачи сегодняшнего урока. ( 4. Работа по теме урока. (Постановка проблемы) - Ребята, ответьте на вопрос: человек - царь природы или ее часть? (часть) - Часть какой живой или неживой природы? - Флоры или фауны? (фауны) - Значит ли это, что ему не нужна Флора? - А неживая природа нужна человеку? (свет, тепло, вода, воздух)
- Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод: может человек существовать вне природы? (нет) Так как он часть ее - значит должен бережно относиться к ней и быть природе другом.



- Кто совершает все эти действия? (человек)

- Да природа гибнет из-за человека. Из-за его неправильного отношения к природе многие растения и животные стали редкими и попали в Красную книгу.

Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.



- И чтобы таких растений и животных стало меньше сегодня мы сформулируем правила Друзей природы и поучимся изображать их с

помощью экологических знаков.

(Выключить экран)



…Что же станет с природой?...

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

- Вы хорошо сегодня работали и поняли, что природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей.

Человек может многое, но он часть природы. Погубив природу, он и сам не сможет выжить.

И я уверена, что вы будете совершать только добрые и умные поступки, которые защищают нашу природу.

- Посмотрите, как много вы выиграли призов.




© 2010-2022