Конспект по русскому языку на тему «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове» (2 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок

Цель: показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико-синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

- Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

- Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

- Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

- Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак - хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

III. Чистописание

- Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

- Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

- Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

- Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа по теме урока.

  • Откройте учебник на стр. 12. Прочитайте слова вверху страницы. Какие из них обозначают один предмет, какие - много предметов?

  • Сколько месяцев в году? Перечислити зимние месяцы. Как вы понимаете выражение ударили морозы?

  • Прочитаем текст на стр. 12. Как его озаглавим? Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их. Откроем прописи и спишем предложение с печатного текста на письменный.

VI. Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

- Прочитайте слова в верхней части стр. 13. Какой вопрос можно к ним поставить? Что имеют все ти слова на конце? Какой звук во всех этих словах на конце звучит мягко?

- Прочитайте и проговорите скороговорку. Что обозначают слова галка галька? Сделаем анализ этих слов. Где стоит ь в слове галька? Попробуйте слова тюленье ожерелье произнести без ь. Сделайте вывод. (ь отделяет согласный звук от гласного). Прочитаем хором с доски.

Перед Е, Е, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жилье -

Перед Я, Ю, И, Е, Е.

Воробьи, жилье, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

-Произнесите слова с ь и без него. Сделайте вывод.

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто. Что они обозначают?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают?

- Откройте прописи. Прочитаем первое слово. Кто это? Каких рыб вы еще знаете? Спишите слово и предложение. Распределите слова в рамочке по столбикам.

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова: тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

-Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13. Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак? Докажите, что меняется.

- Прочитайте текст в нижней части страницы. Как вы озаглавите этот текст? Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их. Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему? Ответте письменно на вопрос в прописи.

VII. Итог

- Наш урок подходит к концу.

- С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Спасибо всем за урок.


© 2010-2022