- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультативного курса Основы логики
Программа факультативного курса Основы логики
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова И.Л. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярский»
Программа факультативного курса:
« Основы логики»
3 класс
Разработчик: Иванова И.Л.,
учитель начальных классов высшей категории
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших этапов в обучении детей младшего школьного возраста является развитие логического мышления, главная цель которого - формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности. Используя способность к непосредственному зрительному схватыванию объектов в их целостности, развиваем детское воображение. Логическое мышление лежит в основе решения многих видов задач, с которыми сталкиваются в школе дети. Предлагаемая программа познакомит детей младшего школьного возраста с обобщающими понятиями: "Одежда", "Обувь", "Головные уборы", "Посуда", "Мебель", "Электроприборы", "Школьные принадлежности", 'Игрушки", "Спортивные принадлежности", "Инструменты"; позволит научить детей описывать признаки предмета, узнавать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине; ориентироваться в пространстве, обобщать, быть внимательней; развивать сообразительность, мышление, память, находчивость. В программу введены дидактические игры, которые несут обучающий характер: "Разложи правильно вещи", "Дорисуй, что нужно для работы" и т.д. Включены в программу игры со словами, которые помогают понимать лексическое значение слов и более глубоко проникать в грамматику, вызывая при этом интерес к изучению русского языка. Решение кроссвордов будет способствовать обогащению словарного запаса у детей. На занятии логикой используется раздаточный дидактический материал, где, кроме выполнения задания, ребенок развивает моторику пальцев (раскрашивает, проводит линии, дорисовывает, продолжает узор и т. д.). Курс "Основы логики" должен обеспечивать развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Для успешного обучения и понимания учащимися материала в среднем звене, у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации; 2) высокий уровень раскованности мышления, активности; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов: выделение признаков, сравнение предметов по признакам, описание их посредством признаков. Отношение рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Классификация, обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения, дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе логического вывода, смысла логических связок. 2.Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений. Слова, выражающие модельность суждения: верно, неверно, истинное, ложное. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме. 3.Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. Поиск и выявление закономерностей, умозаключения по индукции, аналогии. 4.Формирование элементов творческого мышления, развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления. Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы. Игры и головоломки со счетными палочками, геометрическими фигурами. В каждом последующем курсе программа углубляет знания и умения предыдущего курса и ставит перед учащимися все новые задачи, которые усложняются в зависимости от возраста. Основу преподавания курса составляют следующие принципы: -обучение ведется преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе; - детям дается не готовая информация, а материал для манипулирования наблюдений и размышлений; - обучение ведется на материале математики, русского языка, познания и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом учащимся; - уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается; - обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуальное удовольствие. Работа на каждом уроке должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. Предполагаемый курс дает возможность использовать на уроке элементы новых технологий: продуктивной, интегративной, КСО, технологии развивающего обучения, что предполагает применение таких методов, как: эвристический, исследовательский, проблемный.
Цель курса "Основы логики":
Организация практической деятельности и познавательной активности обучающихся.
Задачи курса:
- Формировать мыслительные операции логического мышления: сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации.
- Развивать познавательную активность, способы ориентирования в пространстве, развивать моторику пальцев.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в начальной школе, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знании, умений, навыков. Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
- описывать признаки предметов, слов и чисел;
- узнавать предметы по заданным признакам,
- определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- определять отношения между предметами типа род - вид;
- давать определения тем или иным понятиям;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать речь, находчивость и сообразительность. У детей формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, прилежание, дисциплинированность. Для того чтобы занятие по «Основам логики» были особенно интересны, можно включить в занятия давно полюбивших детьми героев мультфильма «Простоквашино», которые будут изучать вместе с детьми новый предмет. Каждый герой курса несет свою смысловую нагрузку. Задания в курсе разделены по уровням сложности: Шарик предлагает учащимся самые легкие задания. Матроскин - более сложные. Дядя Федор - творческие и самые сложные. Галчонок - задает домашние задания, которые мы предлагаем проверить родителям (или учителю). Познакомить с героями курса можно и организовав небольшое театрализованное представление. Логистик ставит перед детьми проблемные ситуации, дает определение основных логических понятий: "ощущение", "восприятие", "представление", "понятие", "суждение" и т. д. Любое определение логического понятия в курсе дается с помощью текста и голоса.
ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ»
3 класс (34 ч.)
I. Оперирование признаками предметов-4ч.
Анализ зрительного образа.
Работа со свойствами предметов.
Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов.
II. Анализ и синтез -7ч.
Анаграммы. Зашифрованные слова. « Занимательные» модели. Превращение слов. Решение кроссвордов. Шарады. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Метаграммы. Танграммы.
III . Отношения-3ч.
Классификация. Обобщение. Род-вид.
IV. Определение- 4ч.
V. Множества-7ч.
Понятие множества. Элемент множества. Принадлежность и непринадлежность к множеству. Пустое множество. Объединение и перечисление множеств. Сказочные задачи.
VI. Игры и головоломки-5ч.
Задачи-шутки. Игры со счетными палочками. Забавные исчезновения. Лабиринты. Ребусы.
VII. Логические задачи -3ч.
VIII.Тест-1ч.
Требования к знаниям и умениям
Знать понятия: модели, омонимы, синонимы, элемент, метаграмма, танграмм.
Уметь:
-анализировать зрительный образ;
-сочетать признаки разных предметов;
-распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
-классифицировать предметы по заданному основанию;
-подбирать собирательные понятия к группе однородных объектов;
-определять принадлежность к данному объекту.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ
3 класс (34 ч.)
Дата
№
Примерное содержание
Кол-во часов
Примечание
I. Оперирование признаками предметов
4ч.
1
Учимся анализировать зрительный объект.
1
2
Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.
1
3
Учимся сочетать признаки разных предметов: «Что лишнее»
1
4
Учимся работать со свойствами предметов.
1
II. Анализ и синтез
7ч.
1
Анаграмма.
2
«Зашифрованные слова».
1
3
«Занимательные модели».
1
4
«Превращение слов».
1
5
Решение кроссвордов, шарад.
1
6
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
1
7
Метаграммы, танграммы.
1
III. Отношения
3ч.
1
Классификация
Даны слова: мандарин, яблока, клубника, картофель,
арбуз, клюква, слива, лук, тыква, помидор, ежевика, апельсин, кабачок.
Назвать: 1)фрукты 2)овощи 3)ягоды
Обобщение.
2
Назвать группы предметов общим словом: А Б В С Н . Род-вид
3
Из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, туфли, волчок, кеды, сандалии, лапти, сапоги, машинка.
Из оставшихся слов составит другую группу предметов, продолжить, озаглавить.
Озаглавить: Капуста, лук, чеснок, редис, свёкла. Малина, клубника, смородина, земляника.
IV. Определение
4ч.
1
Закончи фразу:
Кастрюля- это посуда для……..
Чашка- это посуда……..
Сахарница- это посуда….
1
2
Закончи фразу:
Улей-это дом для………
Слива-это дерево на котором……
Приставка- это часть слова, которая….
Существительное- это часть речи, которая……..
1
3
Закончи фразу:
Берлога-это дом для…….
Груша-это дерево, на котором…..
Прилагательное-это часть речи, которая………
Корень-это часть слова, которая….
1
4
Заполни пропуски в определениях.
Художник-это….,который…….
Учитель-это…..,который……
Прокурор-это……..,который…..
1
V. Множество
7ч.
1
Понятие множества. Элементы множеств.
1
2
Принадлежность и не принадлежность к множеству.
1
3
Пустое множество.
1
4
Общие элементы множеств.
1
5
Объединение и пересечение множеств.
2
6
Сказочные задачи.
1
VI. Игры и головоломки
5
1
Задачи-шутки.
1
2
Игры со счетными палочками.
1
3
«Забавные превращения».
1
4
Ребусы.
1
5
Лабиринты.
1
VII. Логические задачи
3ч.
1
Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?
1
2
В вазе 3 гвоздики и 5 колокольчиков. Сколько гвоздик в вазе?
1
3
Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей было?
1
ТЕСТ
1
1
1)Закончи фразу:
Конура-это дом………
2)Продолжи перечень и назови одним словом.
Математика, чтение…….
3)Реши задачу:
Шли 5 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
4)Добавь 5 счетных палочек, чтобы получилось 100. (IIII)
-
Запиши цепочку слов, каждый раз изменяя одну букву: коза, лиса…….