Программа факультативного курса Основы логики

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярский»


Программа факультативного курса:

« Основы логики»

3 класс


Разработчик: Иванова И.Л.,

учитель начальных классов высшей категории


2015-2016 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одним из важнейших этапов в обучении детей младшего школьного возраста является развитие логического мышления, главная цель которого - формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности. Используя способность к непосредственному зрительному схватыванию объектов в их целостности, развиваем детское воображение. Логическое мышление лежит в основе решения многих видов задач, с которыми сталкиваются в школе дети. Предлагаемая программа познакомит детей младшего школьного возраста с обобщающими понятиями: "Одежда", "Обувь", "Головные уборы", "Посуда", "Мебель", "Электроприборы", "Школьные принадлежности", 'Игрушки", "Спортивные принадлежности", "Инструменты"; позволит научить детей описывать признаки предмета, узнавать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине; ориентироваться в пространстве, обобщать, быть внимательней; развивать сообразительность, мышление, память, находчивость. В программу введены дидактические игры, которые несут обучающий характер: "Разложи правильно вещи", "Дорисуй, что нужно для работы" и т.д. Включены в программу игры со словами, которые помогают понимать лексическое значение слов и более глубоко проникать в грамматику, вызывая при этом интерес к изучению русского языка. Решение кроссвордов будет способствовать обогащению словарного запаса у детей. На занятии логикой используется раздаточный дидактический материал, где, кроме выполнения задания, ребенок развивает моторику пальцев (раскрашивает, проводит линии, дорисовывает, продолжает узор и т. д.). Курс "Основы логики" должен обеспечивать развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Для успешного обучения и понимания учащимися материала в среднем звене, у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации; 2) высокий уровень раскованности мышления, активности; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


1.Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов: выделение признаков, сравнение предметов по признакам, описание их посредством признаков. Отношение рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Классификация, обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения, дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе логического вывода, смысла логических связок. 2.Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений. Слова, выражающие модельность суждения: верно, неверно, истинное, ложное. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме. 3.Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. Поиск и выявление закономерностей, умозаключения по индукции, аналогии. 4.Формирование элементов творческого мышления, развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления. Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы. Игры и головоломки со счетными палочками, геометрическими фигурами. В каждом последующем курсе программа углубляет знания и умения предыдущего курса и ставит перед учащимися все новые задачи, которые усложняются в зависимости от возраста. Основу преподавания курса составляют следующие принципы: -обучение ведется преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе; - детям дается не готовая информация, а материал для манипулирования наблюдений и размышлений; - обучение ведется на материале математики, русского языка, познания и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом учащимся; - уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается; - обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуальное удовольствие. Работа на каждом уроке должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. Предполагаемый курс дает возможность использовать на уроке элементы новых технологий: продуктивной, интегративной, КСО, технологии развивающего обучения, что предполагает применение таких методов, как: эвристический, исследовательский, проблемный.

Цель курса "Основы логики":

Организация практической деятельности и познавательной активности обучающихся.

Задачи курса:

- Формировать мыслительные операции логического мышления: сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации.

- Развивать познавательную активность, способы ориентирования в пространстве, развивать моторику пальцев.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

3 КЛАСС


Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в начальной школе, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знании, умений, навыков. Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:

- описывать признаки предметов, слов и чисел;

- узнавать предметы по заданным признакам,

- определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать предметы, слова, числа;

- определять последовательность событий;

- определять отношения между предметами типа род - вид;

- давать определения тем или иным понятиям;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

- развивать речь, находчивость и сообразительность. У детей формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, прилежание, дисциплинированность. Для того чтобы занятие по «Основам логики» были особенно интересны, можно включить в занятия давно полюбивших детьми героев мультфильма «Простоквашино», которые будут изучать вместе с детьми новый предмет. Каждый герой курса несет свою смысловую нагрузку. Задания в курсе разделены по уровням сложности: Шарик предлагает учащимся самые легкие задания. Матроскин - более сложные. Дядя Федор - творческие и самые сложные. Галчонок - задает домашние задания, которые мы предлагаем проверить родителям (или учителю). Познакомить с героями курса можно и организовав небольшое театрализованное представление. Логистик ставит перед детьми проблемные ситуации, дает определение основных логических понятий: "ощущение", "восприятие", "представление", "понятие", "суждение" и т. д. Любое определение логического понятия в курсе дается с помощью текста и голоса.




































ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ»

3 класс (34 ч.)

I. Оперирование признаками предметов-4ч.

Анализ зрительного образа.

Работа со свойствами предметов.

Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов.

II. Анализ и синтез -7ч.

Анаграммы. Зашифрованные слова. « Занимательные» модели. Превращение слов. Решение кроссвордов. Шарады. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Метаграммы. Танграммы.

III . Отношения-3ч.

Классификация. Обобщение. Род-вид.

IV. Определение- 4ч.

V. Множества-7ч.

Понятие множества. Элемент множества. Принадлежность и непринадлежность к множеству. Пустое множество. Объединение и перечисление множеств. Сказочные задачи.

VI. Игры и головоломки-5ч.

Задачи-шутки. Игры со счетными палочками. Забавные исчезновения. Лабиринты. Ребусы.

VII. Логические задачи -3ч.

VIII.Тест-1ч.

Требования к знаниям и умениям

Знать понятия: модели, омонимы, синонимы, элемент, метаграмма, танграмм.

Уметь:

-анализировать зрительный образ;

-сочетать признаки разных предметов;

-распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

-классифицировать предметы по заданному основанию;

-подбирать собирательные понятия к группе однородных объектов;

-определять принадлежность к данному объекту.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ

3 класс (34 ч.)

Дата

Примерное содержание

Кол-во часов

Примечание

I. Оперирование признаками предметов

4ч.

1

Учимся анализировать зрительный объект.

1

2

Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

1

3

Учимся сочетать признаки разных предметов: «Что лишнее»

1

4

Учимся работать со свойствами предметов.

1

II. Анализ и синтез

7ч.

1

Анаграмма.

2

«Зашифрованные слова».

1

3

«Занимательные модели».

1

4

«Превращение слов».

1

5

Решение кроссвордов, шарад.

1

6

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

7

Метаграммы, танграммы.

1

III. Отношения

3ч.

1

Классификация

Даны слова: мандарин, яблока, клубника, картофель,

арбуз, клюква, слива, лук, тыква, помидор, ежевика, апельсин, кабачок.

Назвать: 1)фрукты 2)овощи 3)ягоды

Обобщение.

2

Назвать группы предметов общим словом: А Б В С Н . Род-вид

3

Из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, туфли, волчок, кеды, сандалии, лапти, сапоги, машинка.

Из оставшихся слов составит другую группу предметов, продолжить, озаглавить.

Озаглавить: Капуста, лук, чеснок, редис, свёкла. Малина, клубника, смородина, земляника.

IV. Определение

4ч.

1

Закончи фразу:

Кастрюля- это посуда для……..

Чашка- это посуда……..

Сахарница- это посуда….

1

2

Закончи фразу:

Улей-это дом для………

Слива-это дерево на котором……

Приставка- это часть слова, которая….

Существительное- это часть речи, которая……..

1

3

Закончи фразу:

Берлога-это дом для…….

Груша-это дерево, на котором…..

Прилагательное-это часть речи, которая………

Корень-это часть слова, которая….

1

4

Заполни пропуски в определениях.

Художник-это….,который…….

Учитель-это…..,который……

Прокурор-это……..,который…..

1

V. Множество

7ч.

1

Понятие множества. Элементы множеств.

1

2

Принадлежность и не принадлежность к множеству.

1

3

Пустое множество.

1

4

Общие элементы множеств.

1

5

Объединение и пересечение множеств.

2

6

Сказочные задачи.

1

VI. Игры и головоломки

5

1

Задачи-шутки.

1

2

Игры со счетными палочками.

1

3

«Забавные превращения».

1

4

Ребусы.

1

5

Лабиринты.

1

VII. Логические задачи

3ч.

1

Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?

1

2

В вазе 3 гвоздики и 5 колокольчиков. Сколько гвоздик в вазе?

1

3

Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей было?

1

ТЕСТ

1

1

1)Закончи фразу:

Конура-это дом………

2)Продолжи перечень и назови одним словом.

Математика, чтение…….

3)Реши задачу:

Шли 5 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?

4)Добавь 5 счетных палочек, чтобы получилось 100. (IIII)

  1. Запиши цепочку слов, каждый раз изменяя одну букву: коза, лиса…….


© 2010-2022