- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на методическом объединении
Доклад на методическом объединении
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баженова Т.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нет в мире ничего сложнее И богаче человеческой личности… В.А. Сухомлинский Школа и начальная в частности, переживает в наши дни состояние переходности. Перед каждым учителем в современной школе стоит вопрос: "Как работать на уроке со всем классом и одновременно с КАЖДЫМ учащимся". То есть, как разрешить основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Ведь - нет ни одного ребенка идентичного другому или группе. КАЖДЫЙ НЕПОВТОРИМ! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы прежде всего должны иметь в виду его САМОРАЗВИТИЕ. Когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную "траекторию" своего развития. Именно это и является основной целью личностно-ориентированного обучения. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос "каким быть", а не "кем быть"). Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе: самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладевания знаниями. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса - составляет суть личностно-ориентированного обучения.
Определение личностно - ориентированного
обучения?
Личностно-ориентированное образование
(PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Условия и факторы,
определяющие процесс формирования личности.
природные задатки человека
воспитательные учреждения
семья
САМО
развитие воспитание
социальная
среда
- природные задатки человека
Образовательный процесс должен быть направлен на
Усвоение
знаний
Развитие
творческих
способностей
В центре:
ученик
его цели
мотивы
интересы
склонности
уровень обученности
способности
Развитие
познавательных
сил
Способы усвоения
и процессы мышления
Урок-ведущая форма жизни детей
Урок-ведущая форма жизни детей, основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации поэтому я хочу обратить ваше внимание на то, какие методические приемы используются при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно- авторитарными. Инструктивно - авторитарное Личностно-значимое 1. Рассказ учителя. 2. Чтение текста учебника. 3. Ответы на вопросы учителя (ученика). 4. Рассматривание иллюстрации. 5.Повторение рассказа учителя (учебника). 1. Выдвижение проблемы. 2. Постановка предположения. 3. Обсуждение гипотез. 4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя. 5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций). 6. Составление графического плана-опоры.
Приемы организации учебной работы в целях развития индивидуальной личности.
Виды заданий для развития индивидуальной личности. 1. Задания на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
- выбор форм отчетности учебной работы (письменный - устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
- требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические и прочие, сочинения, нестандартные задачи, упражнения);
- выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
- «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах работа и т.д.):
- творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр.
- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу);
- широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д., с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);
Функции педагога:
- Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки);
- Учитель как исследователь (исследовательская функция);
- Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция);
- положительное принятие ребёнка,
- эмпатическое понимание, открытое выражение своих чувств
- создание комфортных для развития ребёнка условий.
- Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).
В чём же преимущества личностно- ориентированного обучения?
Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлечённый той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.
В чём же преимущества личностно - ориентированного подхода:
Во-первых, оно позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих способностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, преодолевать возникшие затруднения. Во-вторых, у учителя появляется уверенность в силах любого, даже самого слабого ученика. Он понимает роль и значение самостоятельной работы учащихся как основной формы овладения знаниями. Постоянно взаимодействуя с каждым из учащихся, учитель приобретает иные позитивные представления о каждом из них, что влияет на его стиль взаимоотношений. В-третьих, личностно-ориентированное обучение создаёт условия для формирования надлежащих мотивов поведения и организует их закрепление в характере ученика, "через который он хочет делать то, что должен делать". (С.Л. Рубинштейн.)
Будут уроки завтра, послезавтра, будут всю жизнь, и будут они самые разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают своё мнение».
8