Внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речь в нашей жизни - это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка - ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.
Овладение речью - это способ познания действительности.
Наиболее существенный источник материала для связной речи - это жизненный опыт детей: их детство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка, с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу надо с первых дней ребёнка в школе.
Школа работает над внедрением ФГОС, что предполагает у детей развитие творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.
Эти цели получают практическую реализацию в коммуникативно-ориентированном курсе «Школа общения».
Программа не противоречит сформулированным в Стандарте требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования. Развитие речи самоценно на ступени начального общего образования как фундамент всего последующего образования.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса. Занятия проводятся во внеурочное время 2раза в неделю,всего 68 часов.
В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном курсе развития речи, который в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей. На занятиях используются различные формы работы: игра, сказка, спектакль, театральная гостиная, сценическая миниатюра, театральное представление, викторина, утренник, экскурсия и другое, предлагаются разные виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, исследовательская. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Содержание курса призвано обеспечить:

  • Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.
  • Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
  • Развитие детского речевого творчества.
  • Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка, литературы.
  • Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.
  • Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.
  • Формирование нравственных ценностей духовной культуры.
  • Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.

В курсе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.
Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе - научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.
Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:

Вдействия обучающихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у обучающихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
  • информационно - содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  • структурно - композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  • умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
  • умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Особое место в курсе занимает воспитание культуры речевого общения, детское сочинительство, задания, направленные на развитие воображения, фантазии.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями:
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
  • составлять тексты в устной и письменной формах;
  • понять тему сочинения, раскрыть её;
  • передать в своём сочинении определённую идею;
  • собирать и отбирать материал для сочинения;
  • составлять план своего рассказа;
  • правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
  • обогащать жизненный опыт;
  • активизировать словарный запас.

Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру и т.д.
Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения о программы.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:
  • гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
  • сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
  • понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
  • уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:
  • находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
  • планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Формы подведения итогов:
  • праздник читательских удовольствий,
  • составление сборников творческих работ и презентация детских книг,
  • подбор материала и выпуск газет к предметной неделе гуманитарных наук
  • конкурс театрального мастерства,
  • концерты для детей и родителей,
  • выступления перед воспитанниками детского сада,
  • школьные и районные смотры юных талантов и др.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований:
  • санитарно-гигиенических норм;
  • социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места);
  • пожарной и электробезопасности;
  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске). изобразительного искусства.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
  • создания и использования информации: письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет;
  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
  • планирования учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.














Календарно-тематический план.

Наименование

тем

Кол-во часов

Дата

проведения

Дано

по факту

Коррек-тировка

Речь и её значение в жизни.Устная речь…Живое слово. (10 ч)

1

Значение речи в жизни человека.

1




2

Учимся говорить легко и свободно. Выделяй голосом.

1




3

Вывески на улицах города. Прохожий, остановись!

1




4

Внимание! Внимание!

Спешите! Торопитесь

Покажи товар лицом

1




5

Об одном и том же по - разному.

1




6

Загадки.

Маленькие хитрости отгадки.

1




7

Прочитай и выполняй!

1




8

Речь. Пословицы о речи.

1




9

Слово- не воробей, вылетит не поймаешь.

1




10

Живое слово.

1




Культура общения (25 ч)

11

Ежели вы вежливы…

1




12

Разговор. Как нужно вести себя во время разговора.

1




13

Добро пожаловать!

1




14

Чтобы гостю было приятно

1




15

Поздравляем и желаем.

1




16

Мы в гостях.

1




17

Я-именинник.

1




18

Если вы не можете выполнить просьбу

1




19

Не надо ссориться

1




20

Вежливые слова.Правила хорошего тона.

1




21

Этикет школьной жизни.

1




22

Искусство слушать.

1




23

Диалог.

1




24

Понятие диалога и его слагаемых.

1




25

Виды диалога.

1




26

Этикетные жанры

1




27

Языковой паспорт человека.

1




28

Правила и законы общения.

1




29

Приглашение по телефону.

1




30

Слова-паразиты.

1




31

Об уступчивости.

1




32

Мимика и жесты в устной речи.

1




33

Обращение с просьбой.

1




34

Грамотность, как свойство устной речи.

1




35

Учитывай с кем,почему и для чего ты общаешься.

1




Тест (33 ч)

36

О чём говорится в тексте.

1




37

Тест. Широкие и узкие темы.

1




38

Как найти основную мысль текста

1




39

Перескажи кратко

1




40

Объединяем и исключаем

1




41

Сделай вывод!

1




42

Во - первых, во - вторых, в- третьих…

1




43

Настоящий или ложный.

1




44

Присмотрись внимательно

1




45

Кем был твой прадед

1




46

«Хочу я разведать, что делают дети на свете»

1




47

Один день моей жизни

1




48

История моей жизни

1




49

Весёлые рассказы.

1




50

Смешно о смешном

1




51

Живые смешинки.

1




52

Мы делаем живые смешинки

1




53

Моя газета

1




54

Особенности газетных материалов

1




55

Фотографии в газете.

1




56

Где тут Ваня, где тут Саня?

Было - не было.

1




57

Услышал, запомнил, рассказал.

1




58

О себе и о других.

1




59

Общение на расстоянии.

1




60

Я пишу письмо. Здравствуй… до свидания.

1




61

Поздравительное письмо.

1




62

Письмо родным и близким.

1




63

Личный дневник.

1




64

Письмо в газету.

1




65

Коротко о важном.

1




66

С места событий.

1




67

Ты - репортёр.

1




68

Сочиняю для себя

1


































ЛИТЕРАТУРА:



№ п/п


Название


1.

Беккерман. Ю.И. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-П, 1997г.


2.

Бондаренко А.А. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск, 1998г.


3.

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. М. Грамотей, 2006г.

4.

Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». Просвещение, 2009г.

5.

Коган М.С. Игровая кладовая. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2004г.

6.

Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. «Просвещение», 1998г

7.

Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М. «Просвещение», 1995г.


8.

Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993г.


9.

Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1995г


10.

Пашкевич Т.Д. Понять…Принять…Поддержать… Барнаул, 2009г


11.

Пикулёва Н. Слово на ладошке. М., 1994г.

12.

Синицына Е. Умные Загадки (серия - «Через игру к совершенству». М. «Лист», 1997г.


13.

Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. М. «Новая школа», 1996г.




Согласовано

Протокол ШМО №_____

От «____»_______2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________/________________

«____»_____________2014 г.


© 2010-2022