Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме Работа над лирическим произведением

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на школьном МО учителей начальных классов

«И ОТКРЫВАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ»

(Их опыта работы учителя Мухиной Л.Н. над лирическим произведением)


Работа с поэзией в начальной шко­ле, являясь пропедевтической по ха­рактеру, тем не менее охватывает весь спектр проблем, связанных с даль­нейшим изучением лирики в средней школе, а именно с рассмотрением ли­рики как одного из литературных ро­дов. Ведь изучение специфики лирики по сравнению с эпосом и драмой бу­дет опираться на круг понятий, так или иначе затронутых при работе в начальной школе. Это:

  • наблюдения за разнообразием и особенностями поэтической формы;
  • знакомство с основными жанра­ ми лирических произведений;
  • общее понятие о тропах и фигу­рах художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора;
  • понятие о стопе, двусложные и трехсложные размеры;
  • строфа, рифма, виды рифм и спо­собы рифмовки;
  • общее представление о лириче­ском герое;
- наконец, понятие о неповтори­мости поэтического мира каждого по­эта. Многие дети не умеют читать выразительно, в результате они утрачивают интерес к поэзии. Их главное внимание сосредоточено на запоминании слов. Интерес теряется еще и потому, что не всег­да учитель учит их выразительному чтению. Вот утрированно привычная схема урока: - проверка домашнего задания, - чте­ние учителем нового стихотворения, - словарная работа, - объяснение непонятных слов, - вопросы по содержанию И вывод - почти не остается времени для вы­разительного чтения, а ведь это не только украшение урока, но и мощный стимул к исследованию поэтического текста, его личност­ному восприятию и прочувствованию. А надо так повернуть все вопросы и задания, чтобы они «провоцировали» работу души ребен­ка - его воли и чувств. Когда дети живут произведением, захваче­ны им, это вызывает у них потребность в многократном чтении и перечитывании произведения или отдельных интересующих отрыв­ков. Тогда заинтересованность детей в обращении к произведению дает и другой результат техники чтения. Приобщение детей к поэзии тре­бует особой методики, которая, в первую очередь, должна быть на­целена на восприятие целостности художественного текста, формирова­ние удивления и восхищения перед тайной художественного творчества. В этой связи очень важно: подвергая текст вместе с учащимися разносто­роннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как худо­жественного образа, который по сво­ей образной природе сопротивляется препарированию. Кроме того, работа с лирикой отли­чается особым вниманием к индиви­дуальным особенностям «прочтения» текста каждым школьником. Очень важно бережно сохранять и развивать ростки индивидуального эмоциональ­ного отношения детей к прочитанному. На основе переживания, удивления и наслаждения красотой слова, с од­ной стороны, и удовольствия от соб­ственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, с другой, формируется устойчивый интерес школьника к такому сложно­му явлению, как поэзия. Для того чтобы научить любить стихи, надо научить воспринимать их, чувствовать и понимать. «Поэтиче­ская компетентность» включает:
  • навык эстетического восприятия;
  • умение анализировать поэтиче­ское произведение;
  • определенный минимум знаний по теории стиха.

Возникает вопрос: как помочь детям открыть мир поэзии, чтобы они получали эстетическое удовольствие от чтения и слушания стихов? При работе над стихотворением основная трудность состоит в том, чтобы как можно более полно рас­крыть художественный образ, создан­ный поэтом, и при этом не разрушить целостность литературного произве­дения за счет «выпячивания» отдель­ных средств художественной вырази­тельности и придания им самостоя­тельного значения. Методика целост­ного анализа литературного произве­дения базируется на представлении о стихе как о единой речевой систе­ме, где все средства выразительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Логика работы с любым поэтиче­ским произведением примерно одна и та же.
  1. Начинаем с выразительного чтения произведения учеником или учителем.
Держим паузу, чтобы осмыслили. Обычно дети не дождавшись вопроса начинают говорить сами, если задело что-то их чувства.
  1. Итак, пытаемся выявить первое, непосредственное, общее, це­лостное впечатление от стихотворе­ния, пытаемся уловить художествен­ный образ целиком. Если молчат, направляем:
  • Что особенно удивило?
  • Что почувствовали? Настроение автора? Ваше?
  • Найти общее, созвучное с увиденным, услышанным.
У детей возникает желание перечитать понравившиеся отрывки, стараясь убедить в их красоте других (выборочное чтение). Не перебиваем, не исправляем, иначе сразу дети сникают. Образ уплывает.
  1. Далее обосновы­ваем и уточняем непосредственную эмоциональную оценку, анализируя произведение. То есть вникаем в на­звание произведения, обращаем вни­мание на конкретные образы и дета­ли, на «яркие» слова, слова, выделен­ные рифмой, на взаимное расположе­ние строк, на звучание отдель­ных строк, слов и звуков, сло­вом, на все те особые вырази­тельные приемы, которые нам удастся заметить.
-Так как же автору удалось передать этот образ, какими средствами художественной выразительности? Анализ провожу так, чтобы возрастали удивление и восхищение детей мастерством автора, чтобы за каждым словом увидели яркую картину и обрадовались этому открытию. Приемы, которые использую, всем знакомы: выборочное чтение, сопоставление (например в 4 классе читаем в стихотворении Тютчева : «Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней» И следом стихотворение Бориса Пастернака «Опять весна» Это она, это она, Это её чародейство и диво, Это её телогрейка за ивой, Плечи. Косынка. Стан и спина…» - Какой образ тебе больше нравится, с хороводом за спиной или снегурки в телогрейки? какой образ ручья здесь же? наблюдения, обсуждение, рисование словесных картин...
  • Как автор изображает... (зиму)?
  • С чем сравнивает? Какая она?
-С помощью каких слов рисует картину? , -Ау вас какое отношение к... (зиме)? Обращаю внимание на образные средства языка: эпитеты, мета­форы, сравнения, контраст, олицетворение. Обязательно использую карточки-опоры, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, иногда искусствен­но заменяю авторское слово другими, близкими по смыслу. У А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро» первоначально было: Под голубыми небесами Необозримыми коврами... -Потом заменил великолепными. Почему? Но слово необозримые применительно к коврам, да еще с учетом, что вид из окна - все-таки обозримый, ограниченный, - не понравилось Пушкину, и он заменяет это слово другим: великолепными. Следующая строка этого стихотворения переделывалась несколько раз. Сначала было: «Лежит, как саван, белый снег». Но слово саван придает слишком мрачный оттенок солнечному яркому пейзажу, и поэт пишет: «Простерлись белые снега», затем меняет на «Простерты новые снега». (Подумайте и вы, почему его не устроила эта фраза!) И наконец находит нужные слова: «Блестя на солнце, снег лежит». Итак, автор ищет точные, рисующие образ, передающие чувства слова, и самое обыкновенное слово может под рукой Мастера стать волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т. д. Такой прием позволяет детям открыть путь к красоте авторско­го слова, формирует у детей чувство удивления и восхищения пе­ред тайной литературного творчества. Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочи­тать, необходима специальная работа над средствами речевой вы­разительности, с помощью которых они смогут передать свое отно­шение и понимание, дать оценку прочитанному. Работаю по такому плану:
  • Выбор настроения, интонации, силы голоса (это помогает уло­вить настроение текста, перемены настроения, оттенки чувств). Ис­пользую схемы-портреты. (Выбери тот портрет, который соответ­ствует настроению поэта, твоему. Например, )
  • Выбор темпа чтения.
  • Расстановка пауз (сообщаю правила расстановки пауз).
  • Постановка логических ударений.
На всех этапах работы над выразительностью использую опоры. Настоящие мастера для создания образа используют даже определенные звуки. Как, например, А.С. Пушкин: Буря мглою небо кроет... (Гласные о, у создают впечатление воя ветра.) ...То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (Взрывные к, т, п передают стук.) Или Н.А. Некрасов: На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой, Набегает холодок. (Звук с передает свист ветра.)
Такой специальный подбор согласных звуков для создания определенной картины, более точного изображения художественного образа называется звукопись, или аллитерация, а повторение гласных звуков - ассонанс.
4. На следующем этапе необходимо вернуться к общему, целостному впечатле­нию, которое теперь будет более полным и насыщенным. В работе над лирическими произведениями использую иллюст­рации или репродукции картин. У нас они обычно даны уже в учебнике.. Рассматривание их строится по плану:
  • Какая иллюстрация близка к произведению?
  • Какой его части она соответствует?
  • Или рассматриваем репродукцию, делятся впечатлением и сами находят связь с образом стихотворения
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и здесь же картина Васнецова «Сестрица Алёнушка» - А она к сказке? На первый взгляд - да. Но при более внимательном рассмотрении - нет. Алёнушка в сказке сидела у реки? (Нет, это козлик прибегал). О чём грустит? А может это Баба Яга притворилась Алёнушкой? - зачем её грустить, раз Алёнушку утопила?.А что же тогда объединяет картину и сказку? - грустно, но красиво - лиричность)
Первоначально - в 1 классе, частично во 2 помогает в этом работа с интонационным словарем. Дети выби­рают ту интонацию, которая соответствует настроению произведе­ния - взволнованная,
  • радостная,
  • сказочная,
  • загадочная,
  • восхищенная,
  • спокойная,
  • грустная,
  • испуганная,
  • насмешливая.

  • Как же читателю передается чувство автора или героя произведения? Наверное, это самое трудное - ведь в жизни мы догадываемся о чувствах людей, об их отношении к нам, например по глазам человека, жестам, которые выдают его душевное состояние. Но как это сделать с помощью слов, написанных на бумаге?
  • Тропы мы все знаем - эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, приём контраста, на них не останавливаюсь, а вот приёмы передачи настроения, мы на уроках рассматриваем редко, а то и вовсе не берём во внимание.
Ощущение небывалой радости, накал чувств, может передаваться восклицанием: Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд! В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» риторические вопросы передают душевное состояние автора: «Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?» Взволнованность в этих строках передается еще и с помощью инверсии, т. е. изменения порядка слов. Посмотрите, как будет звучать «исправленная» фраза: «Что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? Не правда ли, гораздо спокойнее? Перестановка слов, которая на первый взгляд кажется нарушающей грамматический порядок речи, придает выразительность фразе. Еще один прием передачи чувства - повтор одних и тех же слов. Это как бы подчеркивает мысль автора, придает словам особую выразительность и убедительность. Опять же «Весна, идёт, весна идёт!» Вспомните знаменитые строки К. Симонова с многочисленными повторениями слов «жди меня», звучащими от этого как заклинание: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера... В повторе просьбы жди меня мне звучит особая щемящая нота

ДАВАЙТЕ НАЙДЁМ ВМЕСТЕ ЭТИ приёмы: Этот прием используется не только в стихах, но и в прозе. Все помнят стихотворение в прозе И. Тургенева «О русском языке»: ««Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - Какое настроение соответствует? Какими средствами? Определения-эпитеты, восклицание «…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» ярко высвечивают чувство восхищения, гордости автора за то, что он имеет честь говорить на этом языке. Особую эмоциональную нагрузку несёт последнее предложение-восклицание (утверждение мысли в нем выражено двойным отрицанием: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор). «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»)Здесь автор задает риторический вопрос. Он как бы сам с собою разговаривает, но мы невольно включаемся в его размышления и переживания, Так определенные приемы: инверсия, повторы, интонация, обозначенная на письме знаками препинания, способы сочетания слов (поэтический синтаксис) и, кроме того, сами слова, подобранные автором-художником, - усиливают выразительность и передают настроение и чувства героев произведения, отношение автора к изображаемому. А мы, читатели, воспринимаем то, что трудно передать словами на бумаге, - чувства людей
После отработки навыков подготовки к выразительному чтению даю детям возможность самостоятельно поработать с текстами, приготовиться к выразительному чтению

  1. На за­ключительном этапе работы пе­речитаем стихотворение, выра­жая то, что мы в нем открыли. При этом возможно предложить ученикам выучить стихотворе­ние наизусть.

Чтение каждого ученика сопровождается анализом, в котором участвует весь класс, оценкой. Оценивают по схеме:
  1. Красота, выразительность исполнения.
  2. Точность передачи чувств (автора, своих).
Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого. Целостный анализ и его методика определяются общей логикой подхода, а не конкретной последовательностью разбора выразительных средств про­изведения и даже не большей или меньшей подробностью такого разбо­ра. Целостный анализ не сводится к постепенному пословному вчитыва­нию в произведение, когда учитель ведет учащихся вслед за поэтом от строки к строке, хотя такой методи­ческий прием широко распространен и «технологически» оправдан. Однако с точки зрения обогащения учебного процесса желательно избегать повто­рения методов и приемов и их стан­дартных сочетаний. Наиболее жела­тельный вариант - найти для каждого поэтического произведения в чем-то неповторимый путь изучения.

Андрей Вознесенский «Тихо-тихо...»

(по материалам В. Ю. Свиридова «Что говорит поэт, и как он это делает.) (Журнал «Практика образования №3, 2006) 1.Стихотворение звучит в исполнении учителя

Тихо-тихо, слышно точно,

Как текут секунды дней.

Струйкой тихою песочка

Пересыпается цепочка

На шее дышащей твоей.

  1. Пауза. Ваши впечатления?
2. Учитель сразу акцентирует внимание детей на уже знакомой нам манере поэта создавать зрительный образ (Вознесенский по образованию архитектор и в своих стихах зачастую графичен и при их анализе с детьми легче всего опирать­ся именно на зрительный образ) и просит учеников самостоятельно обнаружить такой об­раз в тексте стихотворения. Учитель спрашивает: как поэт добивается того, чтобы мы «увидели», как течет время? Рисунок художника к стихотворению помогает детям увидеть, что это образ песоч­ных часов. При чтении легче всего это обнаруживается в третьей строке: «струйкой тихою песочка». А затем останавливает внимание и в четвер­той строке: «пересыпается цепочка». Чуть труднее находится во второй строке: «текут секунды дней». Жела­тельно найти в стихотворении риф­мующиеся слова, обозначить их соот­ветственно одной буквой или одним цветом и зарисовать с детьми полу­чившуюся схему рифмовки: А В А А В При этом две последние строки повторяют две первых, а третья слов­но представляет собой узкий переше­ек посередине песочных часов. Подобный анализ и является отве­том на вопрос Группу вопросов: «Прочти первые две строчки очень тихо и по слогам: тебе этот ритм ничего не напоминает? Прочти по слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему? «Течение» времени стало ме­нее или более заметно?» - можно за­менить одним: «А можем ли мы не только увидеть, а «услышать», как те­чет время?» Мы слышим шелестение песка в словах, содержащих звукопись: слыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей. Кроме того, мы чувствуем ритм стихотворения. Первые две строчки представляют собой точный 4-стопный хорей: двусложный размер с уда­рением на первом слоге: Ти-хо/ ти-хо/слыш-но/ точ-но // Как-те/кут-се/кун-ды/дней/У. Мы не даем детям название размера, но побуждаем их прочитать первые две строчки, акцентируя ударения и по слогам, чтобы об­наружить четкое тиканье часов. При дальнейшем чтении по слогам обнару­живается, что четкий ритм сбивается, замедляется: Струй-кой/ ти-хо-ю-пе-/соч-ка// Пе-ре-сы/па-ет-ся-це/поч-ка//На ше-е/ды-ща-щей/ тво-ей//. Это ритм более прихотливый, как ритм дыхания человека, которое то замедляется, то учащается, в том чис­ле и в зависимости от того, что он в данный момент чувствует. Детям совершенно понятно, что по­эт передает в стихотворении чувство любви. Мы погружены в миг тишины, когда лирический герой любуется ми­лым образом, осознает хрупкость («шея дышащая») и беззащитность че­ловека и его чувств перед неумоли­мым ходом времени. Дети говорят, что им знакомо это чувство: его мож­но испытать, глядя на спящего млад­шего брата или сестру, заметив тон­кую бьющуюся жилку на маминой шее, разглаживая морщинки на руках любимой бабушки. Так и хочется ска­зать: «Остановись, мгновенье...» Стихотворения Андрея Возне­сенского дети с удовольствием заучи­вают наизусть без просьбы учителя.

(Похожее у Маршака «Ландыш», 1строфа « Чернеет лес теплом разбуженный, Весенней сыростью объят».. Потом описание ландыша: «А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики… И последняя строфа: «Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску… -Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение картиной леса? -Можно начать анализ с этого вопроса, вряд ли кто сразу ответит. Это и будет интрига урока. Я вообще всегда стараюсь начать урок с удивления, проблемы. А дальше организуем анализ. А в конце находим ответ. Он создаёт зрительный образ драгоценных жемчужин в зелёной бархатной коробке, переливающихся на свету. Или обрамляет в рамку этот красивый цветок, это уж какой образ ярче представится. Работа над лирическим стихотворением, построенная таким об­разом, помогает мне вовлечь детей в активный творческий поиск, создать в классе атмосферу, когда можно выразить свое мнение, возразить и поспорить, попробовать прочитать по-своему, когда са­мое большое желание - это прочитать лучше, выразительнее. Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого. Активно использую музыку, репродукции. Следим как разными средствами музыка, живопись и литература создают художественные образы. Выводы

  1. Расширяется словарный запас детей.
  2. Дети приучаются анализировать настроение героя, потом свое, умеют передать состояние своей души, чувства и настроение окружающих.
  3. Дети учатся воспринимать и эмоционально переживать яр­кость словесных образов.
Дети свободно чувствуют себя в роли чтецов, не боятся принимать участие в конкурсах стихов любого уровня, а больше
























© 2010-2022