Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный математик 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Жирновская СОШ

_____________________С.Я. Шкодин

Приказ от 01.09.2015 г. № 174


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юный математик»

направление - общеинтеллектуальное

для 3 класса

Составитель: Волкова Татьяна Валентиновна

Учитель 1 категории


2015 - 2016 учебный год



"Юный математик»

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случаев делать его

немного занимательнее.

Блез Паскаль.

Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (2009г). Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность и практическая значимость для обучающихся: Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цели курса:

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
  • воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:
  • уроки - КВН, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки - праздники, уроки - сказки, устные журналы.
  • практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.
  • игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
  • обсуждение заданий по дополнительной литературе.
  • доклады учеников.
  • составление рефератов.
Программа курса "Юный математик" для учащихся 3 класса рассчитана на 33 часа. Предлагается изучение данного курса 1 час в неделю, всего 33 часа в течение года.





Структура курса. Программа включает следующие разделы:

  • "Общие понятия" (5 часов),
  • "Элементы истории математики" (5 часов),
  • "Числа и операции над ними"(11 часов),
  • "Занимательность" (8 часов),
  • "Геометрические фигуры и величины"(4 часа).

Основное содержание.


Раздел программы "Общие понятия"(5 часов), направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной сложности."Магические квадраты".

Формула произведения. а=Ьхс. Решение задач повышенной сложности. Затейные задачи.
Раздел программы "Элементы истории математики" (5 часов), расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задач. "Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки. Алгоритмы и исполнители. "Что такое алгоритм". "Исполнители алгоритмов". "Способы записи алгоритмов Раздел программы "Числа и операции над ними""(11 часов), составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль-Хорезми об индийском счете. Примеры "с дырками". Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами. Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных задач. Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Признаки делимости. Курьез делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. Решение задач на движение. Старинные задачи. Познавательные задачи. Умножение на двузначное число. Умножение на трехзначное число. Познавательные математические цепочки. Раздел программы "Занимательность"(8 часов), состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы". Оригинальные задачи. Познавательные задачи. Решение задач на сообразительность. "Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости. Затруднительные ситуации. Решение логических задач. Раздел программы "Геометрические фигуры и величины"(4 часа), направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Архивный метр. Д.И. Менделеев - метролог. Построение симметрических фигур - узоров. Осевая симметрия. Поворотная симметрия. Время. Меры времени. Аристотель - самые древние "часы" -Солнце. Откуда появились дни недели и месяцы. Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Умение логически рассуждать при решении задач
  • Формирование интереса к творческому процессу
  • Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
  • Прекрасный мир математики постепенно пойдет навстречу, начнет открывать свои тайны, многие ребята, возможно, полюбят математику на всю жизнь, а полученные знания и приобретенные навыки помогут им в выборе профессии.






Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:

  • Сеть творческих учителей: it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
  • Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
  • сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru/; encyclopedia.ru
  • досье школьного учителя математики: mathvaz.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru

  • «Карман для учителя математики» karmanform.ucoz.ru.











Перечень учебно-методического обеспечения.

Список учебной, методической литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

  13. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с учащимися 1 - 4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / Сост. Н. И Удодова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  14. В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. - С. - Петербург: «Дидактика Плюс»,1997

  15. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. - М.: Просвещение, 1993.

  16. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль.1997.

  17. Аленков Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.

Учебно-практическое оборудование.

  • Линейка

  • Треугольник

  • Циркуль

  • Метр

  • Транспортир

Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол № 1 заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ______________( Е.Н.Лебедева)

естественно-математического цикла 31 августа 2015г.

от 31 августа 2015г.

_____________( Т.В.Волкова)

Календарно-тематическое планирование (3 класс).

№ п.п

Дата по плану

Дата по факту

Название разделов и темы занятий.

Содержание занятия

Результат занятия

Раздел 1 "Общие понятия". 5 часов.

1.

07.09.15

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание.

Шутки, загадки, головоломки. Математические фокусы.

Практическ. работа

2.

14. 09.15

Вычислительные приборы.

Абак. Русские счеты. Суан-пан.

Практическ. работа

3.

21. 09.15

Решаем уравнения с увлечением.

Решение уравнений. Решение задач через составление уравнения.

Практическ. работа

4.

28. 09.15

Формула произведения. а=Ьхс. Затейные задачи.

Применение формулы произведения. Решение задач повышенной сложности. Затейные задачи.

Практическ. работа

5.

05.10.15

Формула стоимости С=а*п.

Решение задач повышенной сложности. "Магические квадраты".

Практическ. работа

Раздел 2 "Элементы истории математики". 5 часов.

6.

12. 10.15

Архимед - самый гениальный ученый древней Греции.

Сообщение о Архимеде. Старинные задачи.

Практическ. работа

7.

19. 10.15

"Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки.

"Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки.

Практическ. работа

8.

26. 10.15

Работа со спичками. Головоломки.

Работа со спичками. Головоломки.

Практическ. работа

9.

09.10.15

Математические софизмы и парадоксы.

Математические софизмы и парадоксы.

Практическ. работа

10.

16.11.15

Алгоритмы и исполнители. "Что такое алгоритм".

Практическая работа "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя».

Практическ. работа

Раздел 3 " Числа и операции над ними". 11часов.

11

23.11.15

Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль-Хорезми об индийском счете.

Аль-Хорезми об индийском счете. Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.

Практическ. работа

12

30.11.15

Внетабличное умножение и деление. Интересные закономерности.

Интересные закономерности в умножении и делении. Разные головоломки.

Практическ. работа

13

07.12.15

Умножение и деление круглых чисел.

Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных задач.

Практическ. работа

14

14. 12.15

Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему.

Примеры "с дырками". Курьез делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности.

Практическ. работа

15

21. 12.15

Признаки делимости.

Знакомство с признаками делимости на 2,3,5,9,7,10.

Практическ. работа

16

28. 12.15

Решение задач на движение. Решение нестандартных задач.

Решение задач на движение. Решение нестандартных задач.

Практическ. работа

17

18.01.16

Старинные задачи. Познавательные задачи.

Старинные задачи. Познавательные задачи.

Практическ. работа

18

25. 01.16

Умножение на двузначное число.

Умножение на двузначное число. Пример "с дырками". Игра "Быстрый счет"

Практическ. работа

19

01. 02.16

Сказки и старинные истории о числах.

Сказки и старинные истории о числах.

Практическ. работа

20

08.02.16

Умножение на трехзначное число.

Умножение на трехзначное число. Игры: "Угадывание чисел", "Познавательные математические цепочки

Практическ. работа

21

15.02.16

Познавательные математические цепочки.

Игры: "Угадывание чисел", "Познавательные математические цепочки

Практическ. работа

Раздел 4 "Занимательность". 8час

22

22. 02.16

В мире математических задач. Некоторые приемы быстрого счета.

Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета"

Практическ. работа

23

29. 02.16

Числовые фокусы.

Числовые фокусы. Задачи на сообразительность. Головоломки.

Практическ. работа

24

07.03.16

В мире математических задач. Оригинальные задачи. Познавательные задачи.

Оригинальные задачи. Познавательные задачи.

Практическ. работа

25

14.03.16

Решение задач на сообразительность. "Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание".

Решение задач на сообразительность. "Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание"

Практическ. работа

26

04.04.16

Задачи на сообразительность. Решение логических задач.

Задачи на сообразительность. Решение логических задач. Работа со спичками. Головоломки.

Практическ. работа

27

11. 04.16

Интеллектуальный марафон.

Беседа, числа и меры в пословицах и поговорках, стихах, сказках.

Практическ. работа

28

18. 04.16

Математические игры. Ребусы. Задачи повышенной сложности.

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". Примеры с "зашифрованным словом". Ребусы.

Практическ. работа

29

25. 04.16

Клуб веселых математиков (КВМ).

игра

соревнование


Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины". 4 ч

30

02.05.16

Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли".

Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Архивный метр.

Практическ. работа

31

16.05.16

Из истории "О названиях геометрических фигур".

Сообщение, практическая работа, составление фигур из частей.

Практическ. работа

32

23. 05.16

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Практическ. работа

33

30. 05.16

Викторина по геометрии.

Игра. Повторение изученного в третьем классе.

соревнование



© 2010-2022