- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-Презентация: Семейные праздники
Урок-Презентация: Семейные праздники
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Гулякина Л.В. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 535 ЮЗАО г. Москвы
Урок по теме:
«Семейные праздники»
4 класс
Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Составил: учитель начальных классов
Гулякина Л.В.
Москва, 2014г.
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями многонационального народа нашей страны.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания .
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения праздников, классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к семейным традициям, традициям других народов нашей страны.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Оборудование:
-
Учебное пособие
-
Мультимедийная установка
-
Презентация по теме урока
Методы и приемы работы:
1. Беседа
2. Работа с учебником
3. Работа с видеоисточниками
4. Словарная работа
5. Групповая работа
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний.
Слайд:1.
Праздников много бывает на свете!
Их любят взрослые, любят и дети.
В праздник танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
Сточками этого стихотворения я закончила наш предыдущий урок и попросила догадаться, о чём пойдёт речь на следующем уроке? С чем мы будем знакомиться? О чём поговорим, о чём узнаем? ( предположения детей записываются в тетради по ОРКСЭ. (Учитель фиксирует ответы учащихся на листе бумаги).
Слайд:2.
-Будем говорить о праздниках;
-Что такое праздник;
-Для чего нужны праздники;
-Какие бывают праздники;
-Как они появились;
-Как их отмечают ;
-Почему их отмечают (Для чего они проводились);
Потом подписать:
- Семейные традиции;
- Узнали, что у каждого народа есть свои традиции и обычаи.
Вы догадались верно. А какие у вас самые любимые праздники? Где и с кем вы их любите отмечать? ( Ответы детей).
Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока!
Тема урока - « Семейные праздники».
Слайд 3.
3.Актуализация.
Одним из ваших предположений было такое,
- Как возникли праздники? Как они появились?
Сейчас вы будете работать в группах. Попробуете ответить на поставленные вопросы.
( работа в группах) - 2 мин.
( Ответы детей).
4.Открытие нового знания.
Некоторые ваши товарищи получили индивидуальное задание. И как они с ним справились, мы сейчас узнаем!
(Выступление 1-го ученика - 1 абзац учебника ОРКСЭ стр.58).
Рефлексия. (вопросы к классу задаёт 1 докладчик ).
-Для чего древние люди просили поддержку, помощь и защиту разных сил природы, духов и богов? (Чтобы облегчить себе жизнь, думая, что то и те к кому они обращаются помогут им создать благоприятные условия для жизни: хорошую погоду, удачную охоту, богатый урожай).
- Что для этого использовали люди? Что они делали? ( Приносили дары, пели и танцевали, произносили хвалебные слова).
Слайды:4-9.
5. Открытие нового знания.
А теперь давайте узнаем, для чего они проводились ?
( Ответы детей).
6.Открытие нового знания.
( Выступление 2-го ученика - 2 абзац учебника ОРКСЭ стр.58).
Рефлексия. ( вопросы 2 выступающего к классу).
Что отмечали праздниками? ( Всё новое: наступление весны, нового года, дни рождения, день свадьбы).
Почему собирались все вместе? ( Чтобы почувствовать поддержку, взаимопомощь, радость от того, что каждый из них не одинок).
Слайды:10-14.
7.Актуализация.
Так, что же такое праздник?
Давайте прочитаем, как даётся определение слова праздник в толковом словаре Ожегова.
Слайд: 15.
Праздник - день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.
8. Работа с учебником и тетрадью. Самостоятельная работа.
Откройте тетради и подпишите тему урока, число вы уже подписали дома В учебнике, на 58-59 стр., найдите 3 абзац, прочитайте его и выпишите в тетрадь определение, что такое праздник.
Слайд: 16-17.
9. Актуализация .
Вы любите праздники? Давайте отгадаем загадки и проверим, хорошо ли вы их знаете. Я буду загадывать вам загадки, а вы запишите отгадки к себе в тетрадь.
-
В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Нины.
Ей подарим мы картины..
Нина нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
-
Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом - наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
-
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
-
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
-
Праздник добрый, школьный, славный -
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
-
Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
10. Работа в группах.
Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы. Задача. Праздники - отгадки разделить на группы.
( 1 минута).
Сколько групп у вас получилось? ( Ответы детей).
По какому принципу вы действовали?
( Выступление 3 ученика - учебник ОРКСЭ с.59 - 4 абзац).
1 группа - Семейные праздники: День рождения.
2 группа - Общественные праздники: День Матери, День Знаний, День Учителя.
3 группа - Государственные праздники: День Космонавтики, Новый год.
Слайд:18.
Праздники
Государственные
Общественные
Семейные
Новый год.
День Матери,
День Знаний,
День Учителя.
День Космонавтики.
День рождения.
Ученик: Чем государственные праздники отличаются от общественных?
( Государственные праздники - день нерабочий, общественные - рабочий).
11. Открытие нового знания.
Какие у вас самые любимые праздники и почему? ( Ответы детей).
К какой группе праздников их можно отнести? ( К семейным).
А кто из вас, может нам рассказать о своих семейных праздниках?
( Выступление 2 - 3 человек).
12. Актуализация.
Подумайте, а что есть общее у всех праздников?
( Ответы детей) .( Подарки, поздравления, смех, шутки, чаепитие, веселье, танцы ).И больше всего на свете все любят получать что?.....ПОДАРКИ.
Слайд:19.
13. Открытие нового знания.
Для чего дарят подарки и как их выбирать, Что нужно сделать , чтобы праздник удался вы узнаете из выступления ваших товарищей.
Давайте послушаем сообщения ваших товарищей.
( Выступление 3-го и 4-го учеников - учебник ОРКСЭ стр.59- 5и 6 абзац).
(вопросы докладчиков к классу);
-Как нужно организовывать праздник, чтобы он удался? ( Нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им было весело).
- Что может испортить любой праздник? ( Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение. Праздники должны приносить людям радость и оставлять приятные воспоминания.)
14. Актуализация.
Проведение семейных праздников очень часто становятся традициями.
Что вы понимаете под словом - ТРАДИЦИЯ? ( Ответы детей).
Слайд:20.
( Проведение одних и тех же праздников ежегодно, по своему особому сценарию, с подарками и поздравлениями переросли в особый ритуал - ТРАДИЦИЮ).
15. Открытие нового знания.
В каждой семье уже сложились свои особые семейные традиции.
А какие традиции есть в ваших семьях?
Наша страна многонациональная, вот и в нашем классе учатся ребята многих национальностей. И сегодня мы узнаем, какие же семейные традиции существуют у других народов.
Несколько наших учеников приготовили для вас небольшие выступления и сюрпризы.
Слайд:21-24.
Недавно Дисана Эфендиева угощала нас своим национальным традиционным блюдом. И сейчас она расскажет, что это за блюдо, как его приготовить и почему оно считается в их семье традиционным.
А двое наших учеников - Одилбеков Жахон и Капарбек Барсбек не только расскажут о своих семейных традициях, но и покажут их.
( Мальчики танцуют лезгинку).
16. Рефлексия. Итог урока.
Давайте подведём итоги нашего замечательного урока:
Ребята, я хочу вам сказать, что самое дорогое, что есть в жизни человека - это семья со своими семейными праздниками и традициями. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
Вам интересно было работать на уроке?
- Как вы считаете, те вопросы, над которыми мы работали, важны для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор, который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка. Слайд:25.
Домашнее задание.
По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи».
Слайд:26. Спасибо за внимание!
Литература
1«Основы светской этики», пособие для учащихся: М. Просвещение- 2012
Интернет ресурсы:
2ru.wikipedia.org
3.calend.ru
4.yandex.ru/yandsearch?lr=213&text=картинки
Перед тем, как работать в группах, можно вспомнить «Устав работы в группе».