Конспект урока окр мира в 4 классе Новейшее время: история продолжается сегодня

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Организационная информация Тема урока «Новейшее время: история продолжается сегодня» Предмет Окружающий мир Класс 4 Педагог

Тугаева Лариса Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение

МАОУ «СОШ № 51»

Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Изучение нового материала Цель Ознакомить учащихся с открытиями ученых, знамени­тыми людьми XX в., их достижениями.

Планируемые результаты Предметные:

  • Иметь представление о продолжительности истории Новейшего времени (с использованием «ленты времени») и незавершённости этого периода;

  • Иметь представление об изменении политического устройства мира;

  • Понимать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

  • Понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества.

Метапредметные:
  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • Извлекать и анализировать из иллюстраций учебника и дополнительных источников;

  • Работать с текстом: выделять ключевые слова, представлять информацию в виде кластера;

  • Устанавливать следственно-причинные связи;

  • Готовить сообщение с помощью взрослых.

Личностные:
  • Проявлять целостный на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • Определять личностный смысл учения;

  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы Технология деятельностного метода, поисковый метод, работа в группах, тестирование, проблемные ситуации, самостоятельная работа, самооценка.
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Дети учатся пользоваться разными способами получения информации (дополнительная энциклопедическая литература, научные фильмы, Интернет и др.); приобретают навыки работы с информацией, учатся выделять самое главное из большой массы предлагаемой информации.

Необходимое оборудование и материалы Медиапроектор, компьютер, проекционный экран

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) «Я познаю мир». Детская энциклопедия. П.Р. Ляхов, Г.Ю. Любарский. Изд. «АСТ». Серии: История, Космос, Медицина, Арктика и Антарктика, Великие путешествия, Загадки истории, Изобретения, Монархи, Карточки с заданиями.

Список учебной и дополнительной литературы Окружающий мир. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник. 4 класс Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс. Я познаю мир. Детская энциклопедия. П.Р. Ляхов, Г.Ю. Любарский. Изд. «АСТ». Серии: История, Космос, Медицина, Арктика и Антарктика , Великие путешествия , Загадки истории , Изобретения, Монархи , Компьютеры и Интернет

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

1. Мотивирование к учебной деятельности

- Сегодня на уроке у нас будет много интересной работы. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтобы на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится. Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».


Учащиеся настраиваются на плодотворную работу

  1. Проверка домашнего задания. Работа в группах
Узнавая истории строки Погружаемся вместе во время, Хоть герои давно уже смолкли, Но узнать их судьбу - наше бремя! - У вас на партах лежат розовые листы с текстами заданий. Найдите ошибки в тексте и уточните, о какой эпохе идёт речь. Чья группа будет готова первой, поднимаем руку. А хранителей времени прошу следить за экраном. У вас на обсуждение 2 минуты. Время …
Первобытная история Второй и самой короткой была первобытная история. Жизнь древнейшего человека, напрямую зависевшего от природы, было очень лёгкой. Первобытные люди жили поодиночке, говорили на разных языках. Уже в те времена существовало первобытное искусство. Древнейшие рисунки животных быков, лошадей, мамонтов обнаружены на листах папируса.

- Итак, проверяем. Прошу всех ребят слушать ответы детей. Если услышите ошибку, после ответа пожалуйста исправить. (один ученик из каждой группы зачитывает исправленный текст, остальные слушают и, если нужно, поправляют) - Возьмите зеленые листы. Задание то же. Время… Мир древности

Примерно одну тысячу лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Бог солнца Тот изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Ра представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Себек. Писали египтяне особыми знаками - картинками.


- Возьмите синие листы. Задание то же. Время…

Средние века История Средних веков продолжалась миллион лет. В эпоху Средневековья выросли и расцвели города. От города к городу можно быстро добраться на самолёте. В Средневековье по всей Европе распространяется ислам. На Ближнем Востоке, у арабов, возникла новая вера - христианство. В Средние века появились многие вещи, ставшие нам привычными: пуговицы, телефон, очки, механические часы, телевизор, орудия охоты из металла.





- Возьмите жёлтые листы. Задание то же. Время…

Новое время

Вслед за Средними веками наступил черёд Истории Древнего мира. Великий мореплаватель Фернан Магеллан открыл новую часть света - Америку. Первую кругосветную экспедицию возглавил Христофор Колумб. После неё стало окончательно ясно, что земля плоская. Удивительные технические изобретения были сделаны в это время. Это - фотография, Интернет, электрическое освещение, метро и телефон, изобретено книгопечатание.




Учащиеся слушают задание, затем выполняют работу в группах. Учащиеся выполняют задания на карточках с текстами. Работают в группах.

1.(Верный ответ - Первой и самой долгой была первобытная история. Жизнь древнейшего человека, напрямую зависевшего от природы, было очень трудной. Первобытные люди жили группами, общались с помощью жестов, мимики, криков. Уже в те времена существовало первобытное искусство. Древнейшие рисунки животных быков, лошадей, мамонтов обнаружены на стенах пещер.)

2.(Верный ответ - Примерно пять тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Писали египтяне особыми знаками - иероглифами.)


3.(Верный ответ - История Средних веков продолжалась тысячу лет. В эпоху Средневековья выросли и расцвели города. От города к городу были проложены дороги. В Средневековье по всей Европе распространилось христианство. На Ближнем Востоке, у арабов, возникла новая вера - ислам. В Средние века появились многие вещи, ставшие нам привычными: пуговицы, очки, механические часы.)

4.(Верный ответ - Вслед за Средними веками наступил черёд Нового времени. Великий мореплаватель Христофор Колумб открыл новую часть света - Америку. Первую кругосветную экспедицию возглавил Фернан Магеллан. После неё стало окончательно ясно, что земля имеет форму шара. Удивительные технические изобретения были сделаны в это время. Это - фотография, электрическое освещение, метро и телефон.)

- Итак, проверяем. (один ученик из каждой группы зачитывает исправленный текст, остальные слушают и, если нужно, поправляют)

- А сейчас вам ровно 1 минута на заполнение листов самооценки работы в группе (****)Время 1 минута.

-Я включаю таймер После выполнения задания (нахождения всех ошибок) группа, которая готова озвучивает свой ответ. Одновременно на экране появляется исправленный текст. Дети заполняют листы самооценки работы в группе На экране таймер - 1 минута

  1. Работа по теме урока
  • Работа с лентой времени. Расположение временных отрезков в нужном порядке

(На экране появляется лента времени) - Мы услышали информацию о четырёх исторических эпохах, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Давайте подведём итог, расположив их в правильном порядке. У вас в конвертах временные отрезки исторических эпох. Они перепутаны. Пожалуйста расположите их в правильном порядке. Приклейте на белые полоски. Время - 1 минута
- Итак, что у вас получилось? Давайте проверим. - Какая эпоха стоит на первом месте? - Сколько лет она продолжалась? -На втором месте? Какова её продолжительность?
- Что идёт после истории Древнего мира? Продолжительность этой эпохи?

- А после Средних веков? Сколько лет длилась?

-Оцените себя и заполните листы самооценки по данному заданию








Таймер Дети каждый приклеивает временные отрезки на лист
Первобытная история Сотни тысяч лет История Древнего мира. Несколько тысяч лет. История Средних веков. Тысяча лет. История Нового времени. Четыреста лет. САМОАНАЛИЗ 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. - Все ли временные отрезки мы с вами заполнили? - С какого времени он берёт своё начало? - Известна ли дата окончания этого времени? - Как вы думаете, почему?

- Сравните все эти временные отрезки. Что вы можете сказать о продолжительности последнего промежутка?

- Как же он называется? Медленно история листается, Уж немало пройдено дорог. Все идет, история меняется, Ну, а нас открытий много ждет.
- Итак, ребята, мы на своей виртуальной машине времени приближаемся всё ближе к настоящему времени. А теперь я надеюсь вы догадались какова тема нашего урока. Какую цель мы поставим на нашем уроке, изучая данную тему? Все правильно. Давайте попытаемся восстановить хронологию событий этого самого маленького временного отрезка.

Нет, остался ещё один. Начало XX века. Нет. Это время не закончилось, это настоящее время. Он самый маленький, для истории 100 лет - это очень мало.
История Новейшего времени. Дети слушают стихотворение




Новейшее время. Ознакомиться с открытиями ученых, знамени­тыми людьми XX в., их достижениями.

3. Выявление места и причины затруднения - Как вы думаете, сможем ли мы восстановить всю картину событий за этот промежуток?
Нет, так как мы не знаем всех событий, что-то нам ещё неизвестно, их очень много.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как же нам быть?

Лента времени - это дорога,

Где события лишь остановки,

Где историков мудрое племя

Ищет истину каждой эпохи.


- Предлагаю группам задания по поиску «Истины нашей эпохи». Итак, мы продолжаем работу «Клуба историков».







Учащиеся настраиваются на продолжение работы в группах

5. Реализация построенного проекта

- Из каких источников мы с вами можем узнать информацию? - Сейчас для вас будет представлена дополнительная видеоинформация по теме урока. Посмотрите внимательно этот сюжет, в котором есть описание некоторых событий XX века -После просмотра видеосюжета вы продолжите работу в группах по своим темам, которые записаны на фиолетовых листах бумаги. Используя разные источники информации, вы должны составить развёрнутый ответ по своей теме. (На слайде общая информация для всех групп. На карточках в группах задания. По опорным картинкам, а также с помощью учебника, энциклопедий найти необходимую информацию по темам. Перед тем, как группы начнут работать, показываю небольшой тематический видеоролик.) Видеоролик

Учебники, энциклопедии, телевидение, Интернет, газеты, журналы и др.










Ученики смотрят видеоролик.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1 группа «Покорение земель. Изменения в жизни людей» (фото путешественников Пири, Амундсен, картинка с короной и урной для голосования, старые фотографии)

  • Путешественники (Американец Роберт Пири - Северный полюс? Норвежец Руал Амундсен - Южный полюс)

  • У власти был монарх, теперь выборная власть.

  • Меняется одежда людей.

Каждая группа представляет свой творческий отчёт по темам. (От группы выходят 1-2 человека и по очереди сообщают сведения)

Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме.

Дополнительное сообщение ученика 4 марта 2012г. состоялись очередные выборы Президента РФ и главы нашего города. В выборах могут участвовать все взрослые граждане России старше 18 лет.

На выборы надо ходить всем жителям нашей страны, нашего города, потому что от нашего выбора зависит будущее.

2 группа «Великие открытия» (картинки с лекарствами, шприц, болезни)

  • Лекарства

  • Победа над болезнями



Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме.

Дополнительное сообщение ученика В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры Стафиллококус, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Пеницилиум - веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зеленым. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик.

Новый лекарственный препарат, названный пенициллином, позволил врачам победить многие болезни, считавшиеся до этого неизлечимыми, например воспаление легких. А во время второй мировой войны благодаря чудодейственной плесени было спасено много сотен человеческих жизней. Даже такая тяжелая болезнь как гангрена (омертвение тканей), была побеждена благодаря пенициллину.

Физкультминутка

- Раз мы заговорили о здоровье, пора нам отдохнуть. В XX веке существовало одно очень полезное мероприятие. По радио и по телевидению проводились оздоровительные гимнастики, аэробики, зарядки, которые любой человек мог делать не только дома, но и на работе во время перерыва. Давайте и мы сейчас выполним такую зарядку. Дети выполняют движения под аудиозапись зарядки времён СССР

3 группа «Технический прогресс» (Гагарин, компьютер, телевизор)

  • Освоение космоса

  • Средства связи (История появления Интернет - поиск в сети)

  • Современная бытовая техника

Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме.

Дополнительное сообщение учеников 1. Никто не мог сказать, что ждет человека в космосе. Неизвестно было, как поведет себя человеческий организм в невесомости, выдержит ли психика человека такой отрыв от родной планеты. Поэтому впервые космические аппараты управлялись по радио с Земли. 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки - они всегда помогали ученым, помогли и на этот раз. С помощью собак выяснили, что в невесомости можно жить. 12 апреля 1961 года весь мир облетело известие о том, что человек совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал Юрий Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в па­мяти людей первым землянином, побывавшим в космосе. Освоение космоса продолжается.

История появления Интернет Одним из современных средств связи в настоящее время является Интернет. Оказывается, после запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году, Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых исследовательских проектов США (ARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть, которая была названа ARPANET и в 1969 году сеть объединила уже четыре научных учреждения.

Эта сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Теперь она называется Интернет. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (это около четверти населения Земли).

4 группа «Мировые войны» (фото военных лет, атомного взрыва, ООН)

  • Первая и Вторая мировые войны

  • ООН





Учитель после каждого выступления выводит на экран слайды по теме.

-Выполните самооценку данного задания.

Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме.

Дополнительное сообщение учеников 1. Первая Мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 1 сентября 1939 года вторжением в Польшу Германия развязала Вторую Мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна - именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери. 2. После разгрома Германии - государства, развязавшего Вторую Мировую войну, люди многих стран поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ведь любая «ссора» между двумя государствами может привести к страшным бедствиям.

Если народ какой-либо страны попадает в беду, если в стране го­лод, стихийное бедствие или эпидемия (болезни) - на помощь тоже приходит Организация Объединенных Наций: она доставляет про­дукты, медикаменты, одежду нуждающимся, отряды врачей и спасателей.


- Спасибо вам, историки. Вы справились с заданием. - А какие главные задачи стоят сегодня перед человечеством? - Как можно решить эти задачи?
- Ещё в начале 20 столетия люди не могли себе даже представить, что такое автомобиль, телевизор или компьютер. Научные открытия оказали существенное влияние на все человечество. В 20 веке было сделано больше научных открытий, чем за все предыдущие столетия. Великие открытия и творческие взлёты - с одной стороны, великие войны и преступления против человечества - с другой. Знания человечества стремительно растут, поэтому можно с уверенностью сказать, что если такая тенденция сохранится, то в 21 веке будет совершено еще больше научных открытий, что может в корне изменить жизнь человека.




Охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности, которая есть ещё во многих странах. Объединив усилия всех людей на планете.

7. Самостоятельная работа

- А теперь пришло время работы на желтых карточках. Проверим, какими внимательными слушателями вы были. Выполним тест №2


  • Работа на желтых карточках. Тест

В каждом утверждении выберите правильный ответ и отметь его знаком «+».

  • Мы ведём отсчёт истории Новейшего времени:

- с середины XIX века;

- с начала XIX века;

- с начала XX века.


  • К XX веку НЕ относится:

2003 год; 1945 год; 1989 год.


  • В XX веке НЕ был изобретен:

компьютер; телеграф; видеомагнитофон.


  • В XX веке появилась профессия:

фотограф; лётчик; железнодорожник.


  • Это произошло в XX веке:

- открытие Америки;

- покорение Северного и Южного полюсов;

- открытие Антарктиды.


  • Самопроверка (верные ответы на экране)

- Кто не допустил ошибок? Кто допустил 1 ошибку? Две?

- Будьте внимательными.

- Оцените себя и отметьте в листах самооценки

8. Включение в систему знаний и повторение

- Решив этот кроссворд, мы сможем узнать, как можно назвать новейшее время. (всем классом)

1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

2. Кто первым побывал на Южном полюсе?

3. Изобретение XX века.

4. Покоритель Северного полюса по мнению автора учебника..

5.Что смогли победить медики в XX веке?

6. Средство связи.



1

М

и

р


2

А

м

У

н

д

с

е

н

3

р

а

Д

и

о


4

П

и

Р

и



5

б

О

л

е

з

н

и

6

т

Е

л

е

ф

о

н

- Как же можно назвать новейшее время? Почему?


- А как ещё можно назвать наше время?












-Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится - зависит от нас с вами.
Работают с тестом самостоятельно, выбирают верные ответы, далее идет взаимопроверка



















Учащиеся проверяют выбранные ответы с верными ответами на экране. Самостоятельно оценивают себя. Самооценка на карточках




Мир Руал Амундсен Радио Роберт Пири
Неизлечимые раньше БОЛЕЗНИ Телефон









Мудрое. XX век - это время величайших открытий в истории человечества. Человек полетел в космос, а затем и на Луну. Это жестокое время, потому что это время двух самых кровопролитных войн, атомная бомбардировка японских городов. Это трудное время не только для людей, но и для нашей Планеты. Загрязнение и обмеление рек и озёр, исчезновение многих видов растений и животных - всё это результат безответственного отношения людей к природе.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - Ребята, вы сегодня замечательно работали, вместе делали выводы, находили нужную информацию. Скажите, вы смогли найти ответы на поставленные вопросы, довольны сегодня своей работой? Самооценка словесная - Поделитесь секретом, почему получилось, так как задумали? - Если вы и дальше будете помогать друг другу, то вам всегда будет сопутствовать удача, и всегда будет ждать успех. - А сейчас на красных листах отметьте самооценку всего урока. Нарисуйте звездочку на ваш взгляд высоте.
- Успехов вам, ребята! Спасибо за урок.

Ответы детей


Работали дружно, были внимательными

Итоговая самооценка

10. Домашнее задание смотрите в электронном дневнике и дополнительно


  • Написать сочинение из 9-10 предложений на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?»





Записывают в дневники






























11

© 2010-2022