- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке для 3 класса ОС Школа 2100
Рабочая программа по музыке для 3 класса ОС Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москвина Е.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор СОШ №5 Методический совет на заседании МО
протокол № протокол №_______
« » 2014 г « » 2014 г. « » 2014 г
Рабочая программа
по предмету музыка
для 3 «Г» класса
Учитель: Москвина Елена Николаевна 1 категория
г. Рыбинск, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана для 3 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе документов:
- Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.
- ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска. Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.
5. Авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2014 г.
Авторская программа по музыке используется без изменения содержания.
Общая характеристика предмета Предмет нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи :
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание обучающимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Виды организации учебной деятельности: Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический; Уроки: открытия новых знаний, применения знаний и умений, повторения, комбинированные, контроля.
Педагогические технологии: - Дифференцированное обучение. - Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников). - Технология оценивания. - Здоровьесберегающая технология. - Проблемно-диалогическая. - Формирование типа правильной читательской деятельности.
Система оценки достижений планируемых результатов, критерии оценивания основываются на технологии оценивания разработанной Д.Д.Даниловым в Образовательной системе «Школа 2100» ( ООП Целевой раздел. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО).
Контроль знаний на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов. В конце каждой четверти проводится контрольная работа в форме теста.
В классе обучается ребенок с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии МОУ ППМС «Центр помощи детям». В соответствии с примерным учебным планом на 2014-2015 учебный год для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования (1-4 классы, осваивающие ФГОС НОО) на преподавание музыки отведен 1 час в неделю, что совпадает с количеством часов общеобразовательного класса. При проведении уроков учитываются индивидуальные и психологические особенности ребенка с ОВЗ, которые отражены в приложении. Содержание учебной работы ориентировано на «зону ближайшего развития» ученика с ОВЗ. В каждый урок включаются коррекционно-развивающие упражнения для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, задается разноуровневое домашнее задание. Результаты учебной деятельности обучающего с ОВЗ оцениваются по критерию относительной успешности т. е. чтобы ученик через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое будет сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;
Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 34 часа на учебный предмет «Музыка» (из расчета 1 час в неделю). Продолжительность учебного года 34 учебные недели без учета промежуточной аттестации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир; формирование личностного смысла постижения искусства; позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей; продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению; уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Коммуникативные УУД:
участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально - творческой деятельности;
передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности;
использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни.
Познавательные УУД:
умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь);
расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно - образного анализа музыкального произведения;
присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества,освоение знаково - символических действий ( игра по ритмической партитуре).
Регулятивные УУД:
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально - творческой деятельности (пластические и музыкально -ритмические движения).
Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека; общее понятие о значении музыки в жизни человека; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса: Обучающиеся научатся:
- Слова и мелодию Гимна России;
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- Названия изученных жанров и форм музыки;
-
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
- Названия изученных произведений и их авторов;
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
- Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающихся).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3 класса семь разделов: «Россия - родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке. Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Программа реализуется через учебно - методический комплект:
№
Автор, вид пособия
Название пособия
Год издания
1.
Авторы программы
« Музыка».Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». М., Просвещение, 2014
3.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Учебник «Музыка» 3 класс М.,Просвещение, 2013
4. Критская Е.Д. Уроки музыки в 3 классе. Фонохрестоматия. Уроки музыки в 3 классе. Фонохрестоматия. М.,Просвещение, 2013
Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2012.
1шт.
2. Учебная программа «Музыка. Авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской,Т. С.Шмагиной, - М., Просвещение, 2014
1 шт.
3. Учебник «Музыка» 3 класс, М., Просвещение 2013 г., авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
26 шт.
4. портреты композиторов
5. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры
Технические средства
1. компьютер
1 шт.
2. флешка
1 шт.
3. диски с записями музыкальных произведений
Интернет - ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: scool-collection.edu.ru 2.Журнал Искусство. - Режим доступа: art.1september.ru/index.php 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) 4. Началка Инфо (nachalka.info) 5. Сетевое объединение методистов (som.fio.ru) 6. Учитель.ru (teacher.fio.ru) 7. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/ 8. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Материально - техническое обеспечение ( что должно быть по программе) Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К - полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф - комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Число
Примечания
Музыкальные инструменты
11..
6. Фортепиано (пианино, рояль) Баян /аккордеон; скрипка; гитара Клавишный синтезатор Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны /ксилофоны и д.р.; народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки; дирижерские палочки
Д
Д Д Ф П П ПДля кабинета и зала
для учителя Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2. Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии . Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки) Методические журналы по искусству Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме) Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме) Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство»
К
Д
Д
Д
Д
П
Д
Д В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ
Печатные пособия
23 2 Портреты русских и зарубежных композиторов Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты Музыкальный календарь Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе Хрестоматии музыкального материала к учебникам Сборники песен и хоров Д Д/П Д К Д Д Комплекты Для совместной работы учителя и обучающихся
Для учителя Для учителя
Технические средства обучения (ТСО) 34. 3 3 Музыкальный центр CD / DVD-проигрыватели Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением Телевизор Магнитная доска с набором нотных знаков Экспозиционный экран Мультимедийный проектор (по возможности) Сканер (по возможности) Принтер лазерный (по возможности) Д Д К/Д
Д Д Д Д
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи
Фонохрестоматии по музыке Видеофильмы Сла
Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса
Игры и игрушки
4 46. 4 Театральные куклы Атрибуты народных костюмов народов России и народов мира Звучащие игрушки
П
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название раздела
Кол-во
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Формируемые УУД
Предметные результаты
1.
Россия-Родина моя.
5
Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;
оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.
Личностные: Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню. ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности; выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
2.
День, полный событий.
4
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.
Личностные: Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку; воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
3.
О России петь - что стремиться в храм
4
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Личностные: Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления.
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).
4.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4
Выявлять общность жизнненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Понимать значение повтора, контраста, сопостовления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Принимать участие в традиционных народных праздниках.
Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково - символических действий ( игра по ритмической партитуре) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.
Научатся: Понимать значение повтора, контраста, сопостовления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
5.
В музыкальном театре
6
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.
Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности.
Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании; создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ.
6.
В концертном зале
6
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).
Личностные: расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. Развитие ассоциативно-образного мышления.
Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку. Проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений.
7.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
5
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока - концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений.
Личностные: формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.
Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление.
Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки Г.Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста; находить родство музыкальных и поэтических интонаций.
ИТОГО:
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Контроль
Примечание
Россия-Родина моя ( 5 часов)
1
Мелодия - душа музыки.
Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ П.И.Чайковского Симфонии № 4.
- Тема 2 ч. Симфонии № 4 П.Чайковского;
- «Моя Россия» Г.Струве.
Текущий. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный), работа с тетрадью.
2
Природа и музыка.
Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины.
- «Жаворонок», М.Глинка, Н.Кукольник;
- «Благословляю вас, леса», П.Чайковский, А.Толстой;
- «Звонче жаворонка пенье», Н.Римский-Корсаков, А.Толстой;
- «Романс» Г.Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»).
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Природа и музыка».
3
Виват, Россия!
Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня.
- «Радуйся, Русская земля» -кант на заключение Ништадского мира (1721 г.;
- «Орел Российский» - кант в честь Павловской победы XVIII в.;
- «Виват!», кант;
- «Марш лейб-гвардии Преображенского полка;
- «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня;
- «В славном городе Воронеже», рекрутская протяжная песня с.Пчелиновка Воронежской области
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
4
Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.
- «Величание св. благоверному и великому князю Александру Невскому»;
- кантата «Александр Невский» С.Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские!», «Песнь об Александре Невском»;
- ««Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью .
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Великий князь Александр Невский».
5
Опера М. Глинки «Иван Сусанин».
Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики.
- ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься…».
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью .
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Иван Сусанин».
День, полный событий ( 4 часа)
6
Образы природы в музыке.
Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы.
- «Утро» Э.Грига;
- «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского;
- «Заход солнца» ,Э.Григ, А.Мунк;
- «Вечерняя песня», М.Мусоргский, А.Плещеев;
- «Колыбельная», П.Чайковский.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Образы природы в музыке».
7
Портрет в музыке.
Выразительность и изобразительность музыки.
- «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто;
- симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев;
- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;
- «Черепашонок» М.Протасова,
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
8
В детской. Игры и игрушки.
Знакомство с пьесами вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П.И.Чайковского из «Детского альбома» и С.С.Прокофьева из «Детской музыки».
- «С няней» из цикла «Детская» М.Мусоргского;
- «Нянина сказка», «Сказочка» П.Чайковского;
- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
9
Обобщающий урок 1-й четверти.
Музыкальный репертуар I четверти по выбору обучающихся.
Итоговый. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
Тестирование (тест № 1).
«О России петь - что стремиться в храм» ( 4 часа)
10
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве . Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия.
- «Ave Мария!» Ф.Шуберта, В.Скотта;
- «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.Рахманинов.
Текущий. Устный опрос.
11
Древнейшая песнь материнства.
Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.
- тропарь к Владимирской божьей Матери Б.Писарева;
- «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В.Шульгиной;
- песни о маме.
Текущий. Устный опрос.
12
Вербное Воскресенье. История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве.
- «Вербочки» А.Блока, А.Гречанинова, Р.Глиэра;
- «Осанна» (хор) из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда Э.Л.Уэббера;
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Вербное Воскресенье».
13
Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины.
- величание (из церковного обихода) князю Владимиру и кн. Ольге;
- «Баллада о князе Владимире», сл. А.Толстого;
- величания и песнопения о Сергии Радонежском.
Текущий. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
14
«Настрою гусли на старинный лад…»
Знакомство с жанром былина, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов. Певец-сказитель. Гусли. Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев.
-«Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова;
- «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
- «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова: «Ой ты, темная дубравушка…» (II к.) и песня «Высота ли, высота» (IV к.);
- «Садко и Морской царь», русская былина.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью.
15
Народные традиции и обряды : Масленица.
- Масленичные русские народные песни;
- хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
- «Проводы Масленицы» Н.Римского-Корсакова. И.Устюжнина;
- «Ох, что же вы, ребята, не женитеся», масленичная корильная песня с.Бутырки Репьевского района , Воронежской области (ансамбль «Воля»).
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Народные гуляния.
Масленица».
16
Обобщающий урок 2-й четверти.
Музыка на новогоднем празднике.
Тест по теме разделов.
Итоговый. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
Тестирование (тест № 2).
17.
Проект «Великие российские композиторы» (краткосрочный проект).
Тематический. Защита проектов.
В музыкальном театре ( 6 часов)
18.
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.
Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка».
- Ария Снегурочки «С подружками …» (из пролога), «Люблю и таю» (4-е д.);
- шествие и каватина царя Берендея;
- «Пляска скоморохов»;
- заключительный хор «Свет и сила бог Ярило».
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
19.
Проект «Музыка в моей жизни» (запуск проекта).
Тематический. Сбор информации по проекту.
20.
Проект «Музыка в моей жизни» (защита проекта).
Тематический. Защита проекта.
21.
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.
Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.
М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
22.
Проект «Волшебная сила музыки» (запуск проекта).
Тематический. Сбор материала по проекту.
23.
Проект «Волшебная сила музыки» (защита проекта).
Тематический. Защита проекта.
В концертном зале ( 6 часов)
24.
Музыкальное состязание.
Жанр инструментальный концерт. Мастерство исполнителей и композиторов в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.
- Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского;
- русские народные песни-заклички знакомые учащимся по II классу «Солныщко, выгляни!», «Жучик-крючик-паучок»)
Текущий. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
25.
Музыкальные инструменты (флейта и скрипка).
Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
- Тема Птички из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»;
- «Шутка» из сюиты И.-С.Баха;
- «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»;
- лютневая музыка;
- «Мелодия» П.Чайковского;
- «Каприс № 24» Н.Паганини;
- норвежская песня «Волшебный смычок»;
- песня «Музыкант» Е.Зарицкой, В.Орлова.
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
26.
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».
Контрастные образы сюиты. Песенность, танцевальность, маршевость.
- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига
Текущий. Устный опрос, работа с тетрадью
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Эдвард Григ».
27.
Симфония «Героическая» Людвиг ван Бетховен.
Образы симфонии.
- 2-я часть и финал «Героической» симфонии Л. ван Бетховена;
- «Контрданс» (фортепианная пьеса) Л. ван Бетховена;
- «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского;
- «Камаринская» П.Чайковского
Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью
28.
Мир Л.Бетховена. Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.
29.
Обобщающий урок 3-й четверти.
Музыкальный репертуар III четверти по выбору учителя.
Тест по теме разделов.
Итоговый. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
Тестирование (тест № 3).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5 часов)
30.
Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.
Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.
- «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка»
Дж. Гершвина, А.Гершвина;
- «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» (1-е д.) Дж. Гершвина;
- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой
Текущий. Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint
«Известные джазовые исполнители»
31.
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора.
Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»).
Текущий.Устный опрос, работа с тетрадью
32.
Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. «Героическая симфония». - «Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова. - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова.
Текущий.Устный опрос.
33.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Симфония № 40 (1 и 4 часть), В.Моцарт. - Симфония №9 (финал), Л.Бетховен.
Музыка - источник вдохновения и радости. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
- Фрагмент Финала Симфонии № 9 Л.Бетховена;
- хор «Славься!» и «Патриотическая песня» М.Глинки;
-канты «Радуйся, Росско земле» и «Орле Российский»;
- «Слава солнцу!» В.-А.Моцарта;
- фрагмент х/ф «Переписывая Бетховена» (режиссер А.Холланд, 2006).
Текущий.Устный опрос.
34
Обобщающий урок.
Тест за 4-ю четверть.
Итоговый. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
Тестирование (тест № 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ п/п Тема проекта Кол - во часов 1. «Великие российские композиторы» 1 ч. 2. «Волшебная сила музыки» 2 ч. 3. « Музыка в моей жизни» 2 ч.
ИТОГО: 5 ч.
Словарь музыкальных терминов
АКЦЕНТ - выделение, подчёркивание отдельного звука или аккорда путём его динамического усиления.
АККОМПАНЕМЕНТ - сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.
АЛЬТ - струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт - низкий женский голос.
АРИЯ - в дословном переводе с итальянского -песня. Встречается в опере, оперетте, оратории, кантате.
АРФА - струнный щипковый инструмент.
БАЛАЛАЙКА - русский народный струнный щипковый инструмент.
БАРАБАН - это очень древний ударный инструмент.
БАЛЕТ - это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра. БАЛЕТ - это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.
БАЯН - это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна.
БЫЛИНЫ - один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев.
ВАЛТОРНА - медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает - лесной рог.
ВАЛЬС - название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в 19 веке.
ВАРИАЦИИ - означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4…
ВИОЛОНЧЕЛЬ - струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию.
ГАРМОНИЯ - последовательность аккордов вместе с мелодией.
ГИМН - торжественная песня, принятая как символ государства.
ГИТАРА - струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная.
ГУСЛИ - старинный русский народный щипковый музыкальный инструмент.
ДИРИЖЁР - руководитель оркестра или хора.
ЖАНР - слово, относящееся непосредственно к искусству, означает его разновидность, род, вид.
ЗАПЕВ - часть песни. Слова запева обычно не меняются, а остаются прежними
ЗАПЕВАЛО - человек, который начинает песню.
ДЖАЗ - жанр музыки, появившийся в 20 веке в Америке. Его первый творцы - негры. Особенность джаза, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах. У джаза есть любимые мелодии: СПИРИЧУЭЛ, БЛЮЗ.
ДУЭТ - ансамбль из двух исполнителей.
ИНТОНАЦИЯ - мелодический оборот, небольшой по протяжённости, но имеющий самостоятельное значение.
ИСПОЛНИТЕЛЬ - это музыкант, исполняющий музыкальное произведение голосом или на инструменте.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время её исполнения.
КАНТАТА - это большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
КАНТ - многоголосная бытовая песня, появившаяся 300 лет назад. В них воспевают победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.
КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх исполнителей.
КВИНТЕТ - ансамбль из пяти исполнителей.
КЛАВИАТУРА - семейство чёрных и белых клавиш.
КОНСЕРВАТОРИЯ - высшая музыкальная школа, в которой музыканты, будущие исполнители и композиторы, получая определённые знания, совершенствуются в своём мастерстве.
КОНТРАБАС - струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.
КОНЦЕРТ - виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.
КОМПОЗИЦИЯ - вид художественного творчества, сочинение музыки.
КОНЦЕРТ - слово обозначает «состязаться». Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ - это плавная песня спокойного характера, которую напевает мама, укачивая своего малыша.
КУПЛЕТ - раздел песни, в котором меняются слова.
КСИЛОФОН - ударный инструмент, в переводе с греческого языка означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.
ЛИТАВРЫ - инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных.
ЛИРА - старинный инструмент, предшественник гитары.
ЛЮТНЯ - старинный инструмент.
МАЗУРКА - старинный польский танец, который покорил королей и знатных вельмож, а также звучал на сельских праздниках.
МЕЛОДИЯ - «душа музыки», одноголосно выраженная музыкальная мысль.
МЕНУЭТ - старинный французский танец.
МИНИАТЮРА - небольшая пьеса.
МУЗЫКАНТ - человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением, дирижированием и т.д.
МЮЗИКЛ - развлекательное представление, которое появилось в 19 веке в Америке, в котором соединились музыка, танец, пение, сценическое действие.
ОДА - в переводе с греческого - песня. Она исполняется на народных праздниках, вовремя торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.
ОПЕРА - это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.
ОПЕРЕТТА - это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера.
ОРГАН - старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире.
ОРКЕСТР - коллектив людей совместно исполняющих инструментальные произведения.
ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ - был создан в 19 веке. В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.
ПАРТИТУРА - особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая инструментальная пьеса
ПЕСНЯ - самый распространённый жанр вокальной музыки.
ПОЛОНЕЗ - польский старинный танец - шествие. Открывал балы.
ПЬЕСА - это законченное музыкальное произведение небольшого размера.
РЕКВИЕМ - траурное хоровое многочастное произведение, которое обычно исполняется с участием оркестра, органа и солистов.
РОМАНС - сольная песня с инструментальным сопровождением.
СВИРЕЛЬ - русский народный инструмент.
СИМФОНИЯ - в переводе с греческого означает созвучие. Произведение для симфонического оркестра.
СКРИПКА - это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос.
СОНАТА - произошло от итальянского слова sonare -звучать. Инструментальный жанр музыки, её определяют как форму, охватывающую все характеры.
ТОНАЛЬНОСТЬ - средство музыкальной выразительности. Высота лада.
ТРИО - ансамбль из трёх исполнителей.
ТРУБА - один из самых древних медных духовых инструментов.
ТРОМБОН - медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны.
ТУБА - медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.
УВЕРТЮРА - в переводе с французского - открытие, начало. Увертюра открывает спектакль, в ней мы получаем представление о спектакле в целом
ФРАГМЕНТ - это отрывок музыкального произведения.
ФЛЕЙТА - деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных духовых.
ЭТЮД - небольшое инструментальное произведение для развития техники пальцев музыканта-исполнителя.