- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа кружка «Калейдоскоп наук»
Дополнительная образовательная программа кружка «Калейдоскоп наук»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Митюхина С.В. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Семьянская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Семьянская СОШ
« »_________________201__г.
Согласовано
Зам. директора по ВР
« »______________201__г.
Дополнительная
образовательная программа
кружка
«Калейдоскоп наук»
на 2014 - 2015 г.
Составитель: учитель начальных классов
I квалификационной категории
Митюхина С.В.
Семьяны
Пояснительная записка В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно - деятельностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмическую организацию образовательного процесса. Настоящая программа кружка «Калейдоскоп наук» - интеллектуальной направленности. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности - творческий, познавательный, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы - Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Отличительные особенности программы кружка:
В содержании интегрированы задания из различных областей знаний русского языка, литературного чтения, математики. Темы занятий кружка первого месяца направлены на решение задач адаптационного периода.Они позволяет ввести первоклассников в новую систему отношений и познакомить с новыми учебными предметами, далее занятия по обучению математики, обучению чтению и развитию речи.
Участники: учащиеся 1 класса
Срок реализации: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 учебных недели по 1 часу в неделю
Формы и методы работы Процесс обучения проходит занимательный по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучающихся. Основной принцип программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ. Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Основные виды деятельности:
-
исследование и решение логических задач по разным отраслям знаний
-
работа с различными источниками информации
-
составление собственных логических задач, ребусов.
Формы проверки результативности занятий:
-
выпуск книг-самоделок, придумывание собственных логических заданий
-
подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
-
участие в интеллектуальных играх
-
индивидуальный, групповой проект по каждому предмету
Форма подведения итогов реализации программы
индивидуальные и групповые проекты.
Предполагаемые результаты:
личностные
-
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
регулятивные
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
познавательные
-
умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Учебно-тематический план.
1 класс
№
п/п
Дата
Темы занятий
Кол-во
часов
Содержание занятия
04.09
Вводное занятие
Мир вокруг нас.
1
Условия безопасной работы. (Введение в программу.)
Умение делать умозаключения, выводы увиденного.
Ориентация на листе бумаги
Выполнение графического диктанта.
11.09
Парад школьных наук
1
Знакомство с предметами, изучаемыми в школе; развитие речи, внимания, логического мышления, творческих способностей учащихся.
18.09
Путешествие в мир математики
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась, что явилось причиной её возникновения, презентация об истории чисел. Развитие интереса детей к математике
25.09
Путешествие в страну Геометрия. Знакомство с Весёлой точкой
1
Геометрическая фигура - точка. Ориентация на листе бумаги. Графический диктант
02.10
Час занимательной математики
Решение интересных задач; отгадывание ребусов, загадок; разгадывание кроссворда. Графический диктант
09.10 16.10
23.10
30.10
Числа в загадках и ребусах.
Числа в пословицах, поговорках.
Стихи о цифрах
Проект «Числа окружают нас»
4
Способствовать формированию УУД
Развивать мыслительные способности, речь, память, творческие способности.
Среднесрочный исследовательский проект «Числа окружают нас».
13.11
20.11
Игры с буквами
2
Игры по обучению грамоте
27.11
В гостях у мудрого гнома
1
Игры по обучению грамоте
04.12
В волшебной стране слов
1
Соревнование команд, игры, разгадывание ребусов, загадок.
11.12
18.12
"Игры со словами"
2
Приёмы работы со словом как самостоятельной единицей русского языка.
25.12
«Чудесные превращения слов»
1
Изменение слова, привитие любви к родному языку, развитие связной речи, развитие творческих способностей
15.01
Урок занимательной грамматики
1
интерес к изучению русского языка
Творческая работа.
Выставка рисунков "На День рождения к любимой букве»
22.01
«Буквы - герои сказок»
1
Решение загадок и логических задач о сказочных героях
29.01
Разные источники информации.
Как работать с книгой, интернетом.
1
Работа с энциклопедиями и справочниками.
Выбор нужного материала на заданную тему.
05.02
12.02
19.02
Подготовка проекта «Живая Азбука».
3
Проектирование деятельности, распределение работы по этапам.
Оформление и представление проекта.
05.03
Сказочная страна.
Беседа «Герои русских народных
сказок»
Выставка поделок «Мой любимый
сказочный герой»
1
Путешествие в сказку
12.03
19.03
Карусель загадок
2
Обучение разгадыванию и составлению загадок
2.04
Загадки - шарады
1
Обучение разгадыванию шарад
9.04
Пословица недаром молвится
1
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц
16.04
Крылатые слова и выражения
1
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением
23.04
30.04
Шиворот - навыворот
2
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними
8.05
15.05
Проектная деятельность
«Юные языковеды»
2
Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление.
22.05
Мини-конференция «Мои достижения».
1
Обобщение работы за год.
Литература:
-
Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
-
Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
-
М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
-
Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
-
В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
-
В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995
-
В.Волина « Праздник числа» М, 19953
-
Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
-
Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
-
Т.В.Жильцова, А.А.Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии» М.,2004
-
Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
-
Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
-
«Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
-
«Старинные вятские загадки» Киров, 1990
-
И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
-
Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
-
Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
-
Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. - М: ВАКО, 2009.
11