Дополнительная образовательная программа кружка «Калейдоскоп наук»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Семьянская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ Семьянская СОШ

« »_________________201__г.

Согласовано



Зам. директора по ВР

« »______________201__г.









Дополнительная

образовательная программа

кружка



«Калейдоскоп наук»



на 2014 - 2015 г.



Дополнительная образовательная программа кружка «Калейдоскоп наук»

Составитель: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Митюхина С.В.



Семьяны



Пояснительная записка В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно - деятельностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмическую организацию образовательного процесса. Настоящая программа кружка «Калейдоскоп наук» - интеллектуальной направленности. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности - творческий, познавательный, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Цель программы - Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Отличительные особенности программы кружка:

В содержании интегрированы задания из различных областей знаний русского языка, литературного чтения, математики. Темы занятий кружка первого месяца направлены на решение задач адаптационного периода.Они позволяет ввести первоклассников в новую систему отношений и познакомить с новыми учебными предметами, далее занятия по обучению математики, обучению чтению и развитию речи.

Участники: учащиеся 1 класса

Срок реализации: один учебный год.

Программа рассчитана на 33 учебных недели по 1 часу в неделю

Формы и методы работы Процесс обучения проходит занимательный по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучающихся. Основной принцип программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ. Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.

Основные виды деятельности:

  • исследование и решение логических задач по разным отраслям знаний

  • работа с различными источниками информации

  • составление собственных логических задач, ребусов.

Формы проверки результативности занятий:

  • выпуск книг-самоделок, придумывание собственных логических заданий

  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе

  • участие в интеллектуальных играх

  • индивидуальный, групповой проект по каждому предмету


Форма подведения итогов реализации программы

индивидуальные и групповые проекты.

Предполагаемые результаты:

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные

  • умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учебно-тематический план.

1 класс

п/п

Дата


Темы занятий

Кол-во

часов

Содержание занятия

04.09

Вводное занятие

Мир вокруг нас.

1

Условия безопасной работы. (Введение в программу.)

Умение делать умозаключения, выводы увиденного.

Ориентация на листе бумаги

Выполнение графического диктанта.

11.09

Парад школьных наук

1

Знакомство с предметами, изучаемыми в школе; развитие речи, внимания, логического мышления, творческих способностей учащихся.

18.09

Путешествие в мир математики


Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась, что явилось причиной её возникновения, презентация об истории чисел. Развитие интереса детей к математике

25.09

Путешествие в страну Геометрия. Знакомство с Весёлой точкой

1

Геометрическая фигура - точка. Ориентация на листе бумаги. Графический диктант

02.10

Час занимательной математики


Решение интересных задач; отгадывание ребусов, загадок; разгадывание кроссворда. Графический диктант

09.10 16.10

23.10

30.10

Числа в загадках и ребусах.

Числа в пословицах, поговорках.

Стихи о цифрах

Проект «Числа окружают нас»

4

Способствовать формированию УУД

Развивать мыслительные способности, речь, память, творческие способности.

Среднесрочный исследовательский проект «Числа окружают нас».


13.11

20.11

Игры с буквами


2

Игры по обучению грамоте

27.11

В гостях у мудрого гнома

1

Игры по обучению грамоте

04.12

В волшебной стране слов

1

Соревнование команд, игры, разгадывание ребусов, загадок.

11.12

18.12

"Игры со словами"

2

Приёмы работы со словом как самостоятельной единицей русского языка.


25.12

«Чудесные превращения слов»

1

Изменение слова, привитие любви к родному языку, развитие связной речи, развитие творческих способностей

15.01

Урок занимательной грамматики

1

интерес к изучению русского языка

Творческая работа.

Выставка рисунков "На День рождения к любимой букве»

22.01

«Буквы - герои сказок»

1

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

29.01

Разные источники информации.

Как работать с книгой, интернетом.

1

Работа с энциклопедиями и справочниками.

Выбор нужного материала на заданную тему.

05.02

12.02

19.02

Подготовка проекта «Живая Азбука».

3

Проектирование деятельности, распределение работы по этапам.

Оформление и представление проекта.

05.03

Сказочная страна.

Беседа «Герои русских народных

сказок»

Выставка поделок «Мой любимый

сказочный герой»

1

Путешествие в сказку


12.03

19.03

Карусель загадок

2

Обучение разгадыванию и составлению загадок

2.04

Загадки - шарады

1

Обучение разгадыванию шарад

9.04

Пословица недаром молвится

1

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

16.04

Крылатые слова и выражения

1

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

23.04

30.04

Шиворот - навыворот

2

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

8.05

15.05

Проектная деятельность

«Юные языковеды»

2

Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление.

22.05

Мини-конференция «Мои достижения».

1

Обобщение работы за год.

Литература:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

  6. В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995

  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953

  8. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

  9. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

  10. Т.В.Жильцова, А.А.Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии» М.,2004

  11. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

  12. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005

  13. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

  14. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

  15. И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995

  16. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993

  17. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.

  18. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. - М: ВАКО, 2009.





11


© 2010-2022