Обучение младших школьников целеполаганию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мельник Людмила Николаевна

Приёмы целеполагания При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формулировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. На уроке окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?» ребята строят план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. 1. Определить общие признаки рыб. 2. Выяснить какие бывают рыбы. 3. Уметь узнавать рыб среди других животных.

Прием «Группировка». Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока. Например: на уроке русского языка по теме "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" предлагаю детям внимательно посмотреть на написание слов: шалаш, нож, ночь, речь, тишь, сторож, дичь, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь и разделить данные слова на две группы. Дети поясняют признак, по которому классифицировали слова. Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. На уроке русского языка в 3 классе по теме «Развитие умения находить окончание» дети отгадывают загадку.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

А когда его найдём,

Его в рамочку возьмём. Объясняют, что это тема им знакома. Слова, выделенные в загадке красным цветом подсказывают детям тему урока.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания - незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Пример проблемной ситуации. Математике в 4 классе при изучении темы «Палетка» даю детям задание найти площадь фигур. 1Обучение младших школьников целеполаганиюОбучение младших школьников целеполаганию 2 3Обучение младших школьников целеполаганию Дети понимают, что у них не достаточно знаний для нахождения площади третьей фигуры. Приходят к выводу, что нужен новый способ. Формулируют цели урока

Приём «Исключение». Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.
Например, на уроке математики в 4 классе по теме: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями» в начале урока даю детям задание найти лишний пример и обосновать свой выбор. 389 ◦ 2 76 ◦ 9 98 ◦ 5 137◦ 4 438 ◦ 300 421◦3 Выполнив задание дети формулируют тему и цель урока.

Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, на уроке русского языка в 3 классе предлагаю детям прочитать тему урока («Склонение имён существительных») и объяснить значение слов. Дети находят толкование слова склонение - изменение по падежам и определяют цель урока.

Приём «Домысливание»

Предлагается тема урока и слова "помощники". С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Например, на уроке технологии в 4 классе по теме: «Малахитовая шкатулка» с помощью слов - помощников дети домысливают цели урока.

Что…?

Какой…?

Как…?

Для чего…?

Изготовить…

Представить…

Дети поставили следующие цели:

  • Выяснить:

  • - Что такое малахит?

  • - Какой он по цвету?

  • - Как изготавливают изделия из малахита?

  • Для чего малахит используют?

  • Изготовить малахитовую шкатулку.

  • Представить (защитить) свою работу.

Приём «Опорные глаголы»

Предлагаю детям прочитать тему урока и сформулировать цель с помощью опорных глаголов. (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

© 2010-2022