- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка заданий по русскому языку для проведения Открытой Городской олимпиады Фортуна
Разработка заданий по русскому языку для проведения Открытой Городской олимпиады Фортуна
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Красильникова Е.В. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
VI открытая городская олимпиада «ФОРТУНА»
Русский язык
КОД УЧАСТНИКА___________________
1. Дан текст в транскрипции:
[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].
Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:
Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:
ЛЕС . . . ………
ГОРЕ . . . . . . . . .
МОРОЗ . . . . . . . . .
ТЕМНОТА . . . . . . . . .
СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . .
РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . .
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:
ХВОСТ
ПЕРСТЕНЬ
ХОЛОД
ХАРАКТЕР
НЕРВЫ
ЖИЗНЬ
ТРУБЫ
КОНФЕТА
5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:
ЛУЧ- _____________________
КАМЕНЬ-__________________
ПРАВДА -__________________
ЖАЛОБА-_______________________
6. Найди речевые ошибки и исправь их.
1) Петя ушиб колено ноги.
2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3) Собрание будет в декабре месяце.
4) Многие города были превращены в руины и развалины.
5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
6) Он написал свою автобиографию.
7.Разгадай шараду.
1. Если вы соедините две ноты, можете из неё сварить суп._______________
2. Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова.__________________
3. Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.______________________
4. Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в сказке.__________________
8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.
1) При проверке было выявлено немало дефектов.
2) Он пишет мемуары.
3) Ваши аргументы убедительны.
4) Все работали с энтузиазмом.
5) Мы гордимся нашим голкипером.
6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:
М_ровоззрение - система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________
_____________________________________________________________________________________
сп_ртакиада - соревнования по различным видам спорта;___________________________________
_____________________________________________________________________________________
просл_вляться - становиться известным, обретать славу;__________________________________
_____________________________________________________________________________________
ч_столюбивый - тот, кто любит чистоту;_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
п_стушок - мальчик, который пасет скот;________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в_нтилятор - винт, который вращается;_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
м_ролюбивый - тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
р_внина - ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответы по русскому
1. Дан текст в транскрипции. Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.
[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].
У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Этот грипп! Ни румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
2. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:
Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.
Географический атлас, красный атлас; Пикировать рассаду, пикировать вниз; Трусить как заяц, трусить по дороге; Выходить из класса, выходить котенка; Цветущий ирис, сладкий ирис.
3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:
ЛЕС . . . (бор)
ГОРЕ . . . . (беда)
МОРОЗ . . . . . (стужа)
ХОТЕТЬ . . . . . . (желать)
ТЕМНОТА . . . . . . . (потёмки)
КРЕПОСТЬ . . . . . . . . (твердыня)
СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . . (извещение)
НЕВИДАННЫЙ . . . . . . . . . . (диковинный)
РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . . . . (безучастный)
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:
ХВОСТ НЕРВЫ ПЕРСТЕНЬ ЖИЗНЬ
ХОЛОД ТРУБЫ ХАРАКТЕР КОНФЕТА
(СОБАЧИЙ) (СТАЛЬНЫЕ) (ЗОЛОТОЙ) (СЛАДКАЯ)
5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:
ЛУЧ …………, излучать
КАМЕНЬ………окаменеть, …..
ПРАВДА……оправдать……………………………
ЖАЛОБА…………пожаловаться……
6. Найди речевые ошибки и исправь их.
1) Петя ушиб колено. ноги.
2) Робинзоны ослабли от недоедания. пищи.
3) Собрание будет в декабре. месяце.
4) Многие города были превращены в руины. и развалины.
5) Путь кораблю преградил айсберг. ледяной
6) Он написал автобиографию.
свою
7.Разгадай шараду. - (Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)
8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.
1) При проверке было выявлено немало дефектов. ошибок
2) Он пишет мемуары. воспоминания
3) Ваши аргументы убедительны. доказательства
4) Все работали с энтузиазмом. воодушевлением
5) Мы гордимся нашим голкипером. вратарем
6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. малое
9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).
По шумному авеню идет атташе. Рядом идет мадам в манто. Из окна, отодвинув легкий тюль, выглядывал забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы шампуня.
10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.
В диалоге должно быть
11.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:
М_ровоззрение - система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________
_____________________________________________________________________________________
сп_ртакиада - соревнования по различным видам спорта;___________________________________
_____________________________________________________________________________________
просл_вляться - становиться известным, обретать славу;__________________________________
_____________________________________________________________________________________
ч_столюбивый - тот, кто любит чистоту;_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
п_стушок - мальчик, который пасет скот;________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в_нтилятор - винт, который вращается;_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
м_ролюбивый - тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
р_внина - ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________
_____________________________________________________________________________________