Разработка заданий по русскому языку для проведения Открытой Городской олимпиады Фортуна

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка заданий по русскому языку для проведения Открытой Городской олимпиады ФортунаVI открытая городская олимпиада «ФОРТУНА»

Русский язык

КОД УЧАСТНИКА___________________

1. Дан текст в транскрипции:

[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].

Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:

Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:

ЛЕС . . . ………

ГОРЕ . . . . . . . . .

МОРОЗ . . . . . . . . .

ТЕМНОТА . . . . . . . . .

СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . .

РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . .



4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:

ХВОСТ

ПЕРСТЕНЬ

ХОЛОД

ХАРАКТЕР

НЕРВЫ

ЖИЗНЬ

ТРУБЫ

КОНФЕТА

5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:

ЛУЧ- _____________________

КАМЕНЬ-__________________

ПРАВДА -__________________

ЖАЛОБА-_______________________

6. Найди речевые ошибки и исправь их.

1) Петя ушиб колено ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3) Собрание будет в декабре месяце.

4) Многие города были превращены в руины и развалины.

5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6) Он написал свою автобиографию.

7.Разгадай шараду.
1. Если вы соедините две ноты, можете из неё сварить суп._______________

2. Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова.__________________

3. Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.______________________

4. Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в сказке.__________________

8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.

1) При проверке было выявлено немало дефектов.

2) Он пишет мемуары.

3) Ваши аргументы убедительны.

4) Все работали с энтузиазмом.

5) Мы гордимся нашим голкипером.

6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.

По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:

М_ровоззрение - система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________

_____________________________________________________________________________________

сп_ртакиада - соревнования по различным видам спорта;___________________________________

_____________________________________________________________________________________

просл_вляться - становиться известным, обретать славу;__________________________________

_____________________________________________________________________________________

ч_столюбивый - тот, кто любит чистоту;_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

п_стушок - мальчик, который пасет скот;________________________________________________

______________________________________________________________________________________

в_нтилятор - винт, который вращается;_________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

м_ролюбивый - тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

р_внина - ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ответы по русскому

1. Дан текст в транскрипции. Запиши текст по правилам русской орфографии и пунктуации.

[у м'ин'а п'ичал'ный в'ит // галава май'а бал'ит // й'а ч'ихай'у/ й'а ахр'ип // што такой'э // этат гр'ип // н'и рум'аный гр'ип в л'ису / а паганый гр'ип в насу//].

У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Этот грипп! Ни румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова, и составь с ними словосочетания:

Атлас, свёкла, щавель, цемент, пикировать, трусить, выходить, премировать, ирис.

Географический атлас, красный атлас; Пикировать рассаду, пикировать вниз; Трусить как заяц, трусить по дороге; Выходить из класса, выходить котенка; Цветущий ирис, сладкий ирис.

3. Вставь вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующее слово:

ЛЕС . . . (бор)

ГОРЕ . . . . (беда)

МОРОЗ . . . . . (стужа)

ХОТЕТЬ . . . . . . (желать)

ТЕМНОТА . . . . . . . (потёмки)

КРЕПОСТЬ . . . . . . . . (твердыня)

СООБЩЕНИЕ . . . . . . . . . (извещение)

НЕВИДАННЫЙ . . . . . . . . . . (диковинный)

РАВНОДУШНЫЙ . . . . . . . . . . . (безучастный)
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном:

ХВОСТ НЕРВЫ ПЕРСТЕНЬ ЖИЗНЬ

ХОЛОД ТРУБЫ ХАРАКТЕР КОНФЕТА

(СОБАЧИЙ) (СТАЛЬНЫЕ) (ЗОЛОТОЙ) (СЛАДКАЯ)

5.Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом:

ЛУЧ …………, излучать

КАМЕНЬ………окаменеть, …..

ПРАВДА……оправдать……………………………

ЖАЛОБА…………пожаловаться……

6. Найди речевые ошибки и исправь их.

1) Петя ушиб колено. ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания. пищи.

3) Собрание будет в декабре. месяце.

4) Многие города были превращены в руины. и развалины.

5) Путь кораблю преградил айсберг. ледяной

6) Он написал автобиографию.

свою

7.Разгадай шараду. - (Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)

8. Найди иноязычные слова и замени их русскими, напиши сверху над словом.

1) При проверке было выявлено немало дефектов. ошибок

2) Он пишет мемуары. воспоминания

3) Ваши аргументы убедительны. доказательства

4) Все работали с энтузиазмом. воодушевлением

5) Мы гордимся нашим голкипером. вратарем

6) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. малое

9. Запиши текст, раскрывая скобки, глаголы поставь в форму прошедшего времени.

По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (шампунь).

По шумному авеню идет атташе. Рядом идет мадам в манто. Из окна, отодвинув легкий тюль, выглядывал забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы шампуня.

10.Встретились однажды брюки и шорты и задумались: какого они рода? Опишите диалог.

В диалоге должно быть

11.Определи, в каких словах и почему школьники допустили бы орфографические ошибки, истолковав лексические значения слов так:

М_ровоззрение - система взглядов, воззрений на окружающий мир;___________________________

_____________________________________________________________________________________

сп_ртакиада - соревнования по различным видам спорта;___________________________________

_____________________________________________________________________________________

просл_вляться - становиться известным, обретать славу;__________________________________

_____________________________________________________________________________________

ч_столюбивый - тот, кто любит чистоту;_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

п_стушок - мальчик, который пасет скот;________________________________________________

______________________________________________________________________________________

в_нтилятор - винт, который вращается;_________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

м_ролюбивый - тот, кто любит меру во всем;_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

р_внина - ровная, без гор и холмов земная поверхность._____________________________________

_____________________________________________________________________________________


© 2010-2022