Технологическая карта к уроку русского языка по теме Понятие о местоимении. Личные местоимения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технологическая карта к уроку русского языка по теме Понятие о местоимении. Личные местоименияТехнологическая карта к уроку русского языка по теме Понятие о местоимении. Личные местоименияТехнологическая карта к уроку русского языка по теме Понятие о местоимении. Личные местоименияТехнологическая карта урока МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО» Учитель А.В.Смирнова Класс 3 Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения. Цели: Личностные: формировать интерес к учению, способность к самооценке, самоопределению, развивать навыки сотрудничества. Метапредметные: Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности. Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание, отстаивать собственную точку зрения, уважительно вести диалог с одноклассниками, доносить свою позицию до других учиться выстраивать проблемный диалог. Познавательные: учиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; отличать новое от уже известного, добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности; умению наблюдать, анализировать, делать выводы. Предметные: формирование общего представления о местоимении как части речи, расширение словарного запаса учащихся, формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению. Тип урока: Урок изучения нового материала Учебно-методическое обеспечение: Учебник Русский язык Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 3 класс, ч.2. Пособие для учителя «Русский язык. 3 класс»: методические рекомендации для учителя, авт. - сост. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме (карточки)

Этап урока

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Результат I. Орг. Момент. Мотивация к учению.

(самоопределение к деятельности)

Создание ситуации готовности к уроку.

Управление оценкой готовности к уроку. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет внимателен, узнает что-то новое, интересное, если потребуется, окажет поддержку и помощь друг другу. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Порадуем всех хорошей работой. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей, умение работать).

Оценивают готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя

Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке.

Оценка готовности.

II. Актуализация знаний (повторение)

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. - Ребята, у каждого из вас есть карточка со словом. Подойдите к доске и разделите слова по признакам. (Слова: хозяин, мороз, желтый, она, хозяйничать, ремонт, белый, ремонтировать, ты, морозный, морозить, желтеть, я.) СЛАЙД 1 - По какому признаку вы их разделили? (на части речи - сущ., прил., глаг., местоим.). - Молодцы!

Деление слов на группы, по частям речи.

Ученики показывают работу, высказывают мнения о том, почему такие группы получились.

(на части речи - сущ., прил., глаг., местоим.).

Актуализирован-ные знания, необходимые для понимания темы «Понятие о местоимении. Личные местоимения.»


III. Введение в новый материал. Создание проблемной ситуации.

Цель: подведение к проблеме, поиск нужных слов.

Включить учащихся в практическую деятельность.

Сформулированная учебная задача в совместной деятельности с учителем.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Организовать формулировку проблемы


- Хорошо, с этим заданием вы справились. Сейчас следующее задание. Закончите предложение. (СЛАЙД 2) Светлана зашла домой с улицы с грязными руками. Светлана вымыла руки и прошла в кухню. Мама Свету остановила и велела помыть руки. Мама не знала, что руки у Светы были .... (вымыты). Появляется слово «вымыты» на слайде. (СЛАЙД 2) - Ребята, какие слова «спрятались» в этом слове? (Вы, мы, ты) Вспомните группы слов, которые вы рассматривали в начале урока. К какой из групп вы отнесете эти слова - вы, мы, ты? (Высказывания и предположения учащихся). - А как называются эти слова? (Местоимения)

2. Беседа - Почему их так назвали? Какие слова спрятались в этом слове? (место, имя) - Зачем местоимение необходимо в нашей речи?





- Почему выделено слово «Светлана»? Каким словом его можно заменить? Светлана зашла домой с улицы с грязными руками. Светлана вымыла руки и прошла в кухню. Мама Свету остановила и велела помыть руки. Мама не знала, что руки у Светы были вымыты.

























3) Работа с таблицей (СЛАЙД 3) Перед вами таблица. Постепенно вы ее заполняйте:

Дата Тема Лицо Ед.ч. Мн.ч.








Обыгрывание ситуации (на столе лежат личные местоимения): - Ребята, кто из вас может мне помочь? - Подойди ко мне. Каким местоимением назовешь себя? (я) Каким ты вышел? (первым) Значит местоимение «я» какого лица? (первого) Ты один? В единственном числе? Значит, какого числа? (единственного). Что получается, назови форму своего местоимения (я - 1л., ед.ч.) -Запишите местоимение в таблицу. (Я)

- Кто сейчас желает помочь мне? (второй человек) - Какая ты вышел? (вторым) Ты, второй от (имя ученика), значит местоимение «ты» какого лица? (второго лица) Ты один? В единственном числе? Значит, какого числа? (единственного). Что получается, назови форму своего местоимения (ты - 2л., ед.ч.) -Запишите местоимение в таблицу. (ТЫ)



- Кто сейчас желает помочь мне выбрать местоимения? (Выбираю мальчика.) - Возьми себе местоимение (он) - Почему ты взял местоимение ОН? (я мальчик, м.р.). Выбери девочку. (Подходит девочка) - Возьми себе местоимение (она) - А почему ты взяла местоимение ОНА? (я девочка, ж.р.) - Ребята, а у нас еще одно местоимение осталось, кому его отдадим? (Тут входит непонятное существо (чудище) с яблоком, солнцем, полотенцем.) - Ребята, я отдам ему. Как вы думаете, почему? Как мы на него будем указывать, не зная кто это или что это? (ОНО) Почему? (т.к. оно ср. рода существо, чудище, чудо, у него в руках яблоко, солнце, полотенце) - Назовите эти три местоимения (он, она, оно). Какими они пришли после местоимения «ты»? Какого лица будут? (3 л.) Почему они вместе? (имеют род: м.р., ж.р., ср.р.) - Итак, местоимения он, она, оно - 3л., ед.ч., имеют род. (каждый проговаривает) -Запишите местоимения в таблицу. (он, она, оно)



- Итак, проверим, что же вы записали в таблицу? (я, ты, он, она, оно) (Проверка написанного учениками на СЛАЙДЕ 4) Дата Тема Лицо Ед.ч. Мн.ч. 1лицо Я
2 лицо Ты
3 лицо М.р. он Ж.р. она Ср.р. оно


Вывод: Местоимения я, ты, он, она, оно каждое из них указывает на лицо. - Посмотрите на таблицу, что же нам еще надо сделать? (Записать местоимения во множественном числе.) - Оля и Кристина, каждый из вас и остальные назовите себя местоимением (я, я, я) А вместе? (мы). «Мы» какого числа? ( мн.ч.) Какого лица? (1 лица) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо) -Запишите местоимение в таблицу. (мы) - На каждого из вас я укажу «ты», «ты», «ты»… А как сказыть вместе? (вы) Какого лица и числа? (2л., мн.ч.) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо) - Запишите местоимение в таблицу. (вы) - А теперь вспомните местоимения он, она, оно. А вместе это? (они) Какое лицо и число у местоимения «они»? (3л., мн.ч) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо) - Итак, проверим, что же вы записали в таблицу? (Проверка написанного учениками на (СЛАЙДЕ 5) (мы, вы, они)

Дата Тема Лицо Ед.ч. Мн.ч. 1лицо Я Мы 2 лицо Ты Вы 3 лицо Он, она, оно Они

(Открывается запись « … местоимения»). СЛАЙД 6 - Прочитайте тему. - Сейчас вы разобрали местоимения. На что указывают местоимения? (Каждое местоимение личное, указывает на лицо, личность.) - Как можно назвать эти местоимения? (личные) Открывается тема полностью «Личные местоимения».(СЛАЙД6) - Так почему же местоимения назвали «личными»? На что указывают местоимения? Вывод: - Эти местоимения указывают на лицо или лица, на личность. Это личные местоимения. Личное - значит принадлежащее лично кому-то. - Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе или на предметы, о которых идёт речь.

- Ребята, а у нас осталось еще одно местоимение - «Вы». Сравните: «вы» и «Вы». Что заметили? (С большой буквы) А когда мы пишем «Вы» с большой буквы? (С большой буквой «Вы» пишем тогда, когда обращаемся с уважением к взрослому человеку.)

(Учащийся читает стихотворение на проекторе) (СЛАЙД 7) Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Вместе: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Физминутка

Учащиеся по ходу отвечают на подводящие вопросы.

- Вымыты.



(Вы, мы, ты) (Высказывания и предположения учащихся). -Это местоимения. (Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Употреблять вместо имени.)

Если происходит затруднение, то возвращение к тексту, который был дан в начале урока.

В тексте часто повторяется имя Света. Светлана зашла домой с улицы с грязными руками. Она вымыла руки и прошла в кухню. Мама Свету остановила и велела помыть руки. Мама не знала, что руки у Светы были .... (вымыты).

Последовательное заполнение таблицы

(выходит желающий)

Отвечает на наводящие вопросы и называет форму местоимения «я» (я - 1л., ед.ч.)



Запись местоимения

в таблицу Выходит следующий ученик, отвечает на наводящие вопросы и называет форму местоимения «ты» (ты - 2л., ед.ч.) Запись местоимения

в таблицу



Выходит сначала 1 ученик, потом девочка, каждый отвечает на наводящие вопросы и называет форму местоимения «он» (он - 3 л., ед.ч., м.р., она - 3 л., ед.ч., ж.р.) Входит «существо» в класс. Подведение к форме местоимения «оно»: (3 л., ед,ч., ср.р.)

Рассуждения учащихся о выбранных местоимениях.



Запись местоимений (он, она, оно)

в таблицу.

Проверяют записи в таблице с записью на проекторе













Делают оценочные выводы.



(С большой буквой «Вы» пишем тогда, когда обращаемся с уважением к взрослому человеку.)

Цель: представление о конечном результате и способе деятельности

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

- Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Проблема

Осознание проблемы

Результат или его отсутствие.



















Делают оценочные выводы.

-Умение полно и точно выражать свои мысли







Проблема

Осознание проблемы

-Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.





IV. Сообщение темы урока.

Организовать формулировку темы урока с недостающим словом, вызвать интерес

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Сформулированная учебная задача в совместной деятельности с учителем.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. - Тема нашего урока: «Личные местоимения». (Уже открыта). - Сформулируйте цель урока. - Какую цель перед собой поставите? Чему должны научиться? Что на уроке нужно узнать? (СЛАЙД 8) («Я узнаю…» «Я запомню ...» «Я выучу…» и «Я научусь…», «Мне пригодится»)





Учитель: - Мы сегодня будем изучать местоимения и познакомимся с личными местоимениями. - Познакомимся с личными местоимениями. - Узнаем о роли личных местоимений в речи. - Научимся различать местоимения и правильно употреблять их в речи.







(Ученики: - Сегодня мы …)

(«Я узнаю…личные местоимения», «Я запомню … личные местоимения», «Я выучу…личные местоимения» и «Я научусь…правильно употреблять в речи», «Мне пригодится …в речи, чтобы заменять имена существительные»)

Сформулировать цель: узнать, выучить личные местоимения, научиться правильно употреблять в речи V. Первичное закрепление



Формирование и развитие УУД и действий с предметным содержанием, необходимых для первичного закрепления полученных знаний и способов действий. Организовать выполнение задания, ипользуя новые знания











1) Работа по учебнику, с.56-57 (работа с определениями). - Откройте учебник на стр.55. и расскажите, что вы знаете о местоимениях. - Что нового узнали из определения? - В чем особенность этой части речи? (указывают, но не называют людей, животных и предметы) - Какие части речи заменяют местоимения? (им.сущ) - Назовите еще раз местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.) - Как они называются? (Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются личными.) - Почему эти местоимения называют личными? (Они указывают на лицо, лица, на личность)

2) Выполнение упражнения 293, стр.58 (работа по рядам, в паре помогают друг другу, если потребуется) - Сейчас вы будете записывать слова, которые можно заменить местоимением он, она или оно. Можно воспользоваться словариком на стр.171. Вы работаете по рядам: 1 ряд записывает слова в 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3-ий ряд - 3 столбик. Каждому ряду надо записать по 4 слова. Подбираете слова в паре, а три ученика будут записывать на доске. Кто успеет выполнить свой столбик, выполняет у другого ряда. После этого три ученика выходят к доске и проверяют. Физминутка

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове личное местоимение. - Пион, сани, кони, яма, ёлка, вымыл, комар, тыква, корона, окно. -Молодцы!



Работа с определением, нахождение нового из прочитанного. Указывают, но не называют людей, животных и предметы. -Имена существительные. Они указыввают на лицо или лица. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Используя полученные знания, работают в паре. При этом трое учеников у доски выполняют то же задание



Физминутка ориентирована на закрепление темы о местоимении

Успешность

применения нового знания,

умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Сравнивают свои знания с правилом, формулировкой понятия в учебнике.

Дополнительно отвечают, для чего надо изучать местоимения, используя правила в учебники, полученные знания



VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.



Проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях.

























Самостоятельная работа. Игра «Четвёртое - лишнее». Работа по рядам. Найдите «лишнее» слово и обведите его. (выполняют «средние» ученики) проверка на проекторе

Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, Вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо) Вы, мы, вымыты, ты (не местоимение)

«Сильным» ученикам: вставить в текст нужное местоимение (дана только форма местоимения), пользуясь таблицей. ____(1л, ед.ч.) проснулся рано. В окошко заглянуло ____(3л, ед.ч.) и спросило: «____(2л., мн.ч.) сделали зарядку?» - Проверьте написанное (СЛАЙД 9 )

Д/З упр. 1, стр. 63. Выучить определение, стр. 56, 57. Дифференцированная работа.

Анализ ошибок.



Записывают домашнее задание

Успешность

применения нового знания, правила в самостоятельной деятельности при выполнении задания.



VII. Включение в систему знаний и контроль.

Проверить знания учащихся Выберите правильный вариант ответа и поднимите карточку: «К личным местоимениям относятся …»

  1. я, мы, ты, вы, он, оно, они;
  2. ямы, ты, вы, он, оно, они;
  3. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  4. я, вымыты, он, оно, они;
- Кто поднял карточку 4, то подпишите имя и поставьте «5» Поднимают карточку 1, 2, 3 или 4

Анализируют работу на уроке через самооценку

Оценивание VIII. Итог урока. Рефлексия.

Анализ и осмысление своих достижений.

Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности 1) - Вспомните, каждый свою цель перед уроком и что у вас получилось? 2) - Сейчас вы кратко составите несколько предложений об уроке. Только подумайте, какое слово надо вставлять. (СЛАЙД 10) 1. Урок 2. … (интересный, поучительный, скучный) 3. … (изучали, исследовали, находили, вставляли) 4. … (Местоимение - интересная часть речи!) 5. ... (очень нужны ....) Для чего?

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения, поставленные цели в начале урока Выявляют перспективы развития изучения местоимений.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Осознание значимости полученного нового знания, определение своей успешности на уроке



© 2010-2022