- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок - практикум: “Правила написания письма»
Урок - практикум: “Правила написания письма»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Задорожная И.А. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - практикум: "Правила написания письма».
Номинация: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС. Форма урока: урок - практикум Метод: комбинированный, игровой. УМК: «Перспектива» Класс: 3 Цель урока: возрождение российских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма. Задачи урока: Предметные:
- формирование системы знаний о правилах написания и оформления письма, его различных видах; - обеспечение глубокого понимания понятия «эпистолярный жанр»;
- формирование навыка самоконтроля; - расширение словарного запаса учащихся;
- овладение навыками использования различных обращений, слов-приветствий. Метапредметные:
- планирование способов и путей достижения учебных и прикладных целей;
- умение работать с различными источниками информации;
- использование устной и письменной речи для аргументированного отстаивания своей точки зрения;
- владение первичными навыками учебно - исследовательской деятельности. Личностные:
- воспитание патриотизма и любви к своей семье, Родине;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
- воспитание культуры письменной речи. Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- видео-отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»;
- раздаточный материал:
Ход занятия I этап. Организация класса (орг. момент)
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 2 Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения В. Шефнера «Устная речь» и подумайте, каким образом то, о чём говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком. (Обратить внимание детей на выразительное чтение, а также на главный смысл данного отрывка) Сотни слов родных и метких, Ты их выпусти оттуда, Сникнув, голос, потеряв, В быт обыденный верни, Взаперти, как птицы в клетках, Чтобы речь - людское чудо Дремлют в толстых словарях. Не скудела в наши дни?
(Дети высказывают собственное мнение, учитель подытоживает)
Учитель: Сегодня мы будем работать над формированием речи. С помощью слова мы выражаем свои мысли не только вслух, но и на бумаге. Наш урок посвящён овладению первоначальными навыками написания письма. Но прежде, чем приступить к письму, нам нужно выяснить правила его написания и оформления; подумать, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным.
К нам в гости приехал герой из мультфильма «Трое из Простоквашино», отгадайте кто он:
Кто приносит нам с собой Письма, поздравленья, И кого мы ждём порой Дома с нетерпеньем? Ну, конечно, это он - долгожданный … почтальон!
Слайд 3 (Просмотр видео-отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»). Почтальон Печкин посетовал, что многие дети и даже взрослые не умеют правильно оформлять письма. Он приготовил для вас конверты с приложениями, которые помогут вам научиться правильно их писать. (На партах лежат конверты с приложениями 1-3)
III этап. Формирование новых знаний и умений .
Знакомство с понятием эпистолярный жанр Учитель: - Как вы думаете, существуют ли правила, законы написания письма? (Да). - Писать письмо совсем не просто. Это целое искусство. Написание писем - это эпистолярный жанр. А что же это такое? Несколько учеников с помощью словаря выяснили, что…
Слайд 4 1-й ученик: Эпистолярный - имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений. Учитель: Кого называют адресатом и адресантом? (Дети высказывают собственное мнение) 2-й ученик: Адресат - это тот, кто пишет письма. Адресант - тот, кому предназначено письмо.
История письма. Слайд 5 Учитель: А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. 3-й ученик: В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли "грамотки") передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Их писали с помощью узлов, на бересте, глине, на пергаменте. Найдены даже письма в картинках. Учитель: Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо - это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма - большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Письмо - способ общения на расстоянии. Кому чаще всего люди пишут письма?
(Высказывания детей) Учитель: Родным и близким людям (личные) и деловые письма. - Как вы думаете, чем отличаются деловые письма от личных?
(Ответы учащихся) Учитель обобщает ответы учащихся: Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, информативность. Деловая переписка во многом близка официально-деловому стилю. Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни адресата и адресанта. Это письмо - рассказ, письмо - поздравление, письмо - просьба, благодарственное письмо.
Культура написания письма. Учитель: Мы с вами сегодня будем учиться писать личные письма. Главное - научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов. - А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным). Учитель: Слова в письме должны быть понятными и простыми. Следует быть внимательным к каждому слову, чтобы случайно не обидеть человека. Прочитаем советы почтальона Печкина в приложении 1.
(Дети достают из конверта Приложение 1 и по очереди читают)
- Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, рассказа о себе, пожеланиях, заключения, подписи; может быть P.S. - постскриптум.
- Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения). Поздравительные письма отправляйте заранее.
- Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
- Пишите ручкой, не допускайте исправлений.
- В правом верхнем углу должна быть поставлена дата.
- Не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Эти письма вам не предназначены.
- Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
Физминутка (методика Базарного)
План написания письма Слайд 6 Учитель: Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним план написания письма.
(Учащиеся зачитывают план в приложении 2) Слайд 7 Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие). Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пишем сдержанно. Слайд 8 Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идёт заключительная формула вежливости, подпись и дата. Слайд 9 Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу. Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго» и т.д. Слайд 10 Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005). Историческая справка: Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г. Слайд 11 Работа с деформированным письмом. Учитель: Прочитайте письмо девочки и найдите ошибки.
(Проводится обсуждение текста письма)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) Учитель: Ребята, прежде чем приступить к написанию письма, определитесь, кому вы будете его писать. Перед вами несколько тем. Учитывайте, что это письмо будет личное. Слайд 12 «Письмо Президенту» «Письмо другу. Однажды со мной случилось…» «Письмо моему учителю» Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили. В построении письма вам поможет приложение 3 (Использование приложений 1-3) Практическая работа по написанию писем Зачитывание черновых работ учащихся.
V этап. Рефлексия. Итог урока Учитель: Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: "А тебе письмо!" Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь. Учитель: Продолжите предложения:
Мы учились на уроке…
Мне понравилось…
Я могу …
Домашнее задание Учитель: Вы дома, используя материал нашего урока, допишите личное письмо. Внесите, если это необходимо, в него коррективы и перепишите аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем. На следующем занятии мы будем учиться заполнять почтовый конверт и узнаем, как отправить письмо. Пожалуйста, у взрослых уточните адрес получателя вашего письма.