Доклад на тему Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит з том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию". Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости.

Нестандартные формы организации урока.

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко ученик является лишь пассивным "созерцателем" урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле, творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, ежели тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п.

Проблемные ситуации.

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно ли вспомнить идеи сторонников проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемкой ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Интеграция учебных занятий в начальной школе.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет со6ой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение - главное направление моей работы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу, организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, необходим на всех этапах обучения.

Использование занимательного материала на уроках.

В.А. Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках природоведения вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Учебная игра.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок и игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее?, Не зевать!, Отвечай сразу!, Получи сдачу! и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Использование наглядного и дидактического материала.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Внеклассная работа.

1. Внеклассная работа в младших классах преследует несколько целей: повысить уровень развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям, углубить представления об использовании сведений на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели. Внеклассные мероприятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них и чтобы каждый ученик, исходя их своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне.

2. При организации внеклассной работы для учащихся младших классов мы стремимся к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры я ввожу в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игре должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор. Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности классе, от технических средств, которыми располагает учитель.



© 2010-2022