Конспект урока по русскому языку Склонение имён прилагательных во множественном числе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовила и провела Обухова С.В.

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.

ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

От кого зависит успех урока?

ІІ. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Бб Бб Бб

- Какое дерево является символом России?

- Что вы знаете о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька

- Зачем мы это делаем?

- Какую гласную должны запомнить?

-На какие группы можно разделить слова?

- С помощью каких слов мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

РАБОТА В ПАРЕ:

- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока. Какое задание предложите для выполнения?

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.

- Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
- Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу - Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
- Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
- Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? Итак, назовите тему урока. На какой вопрос нужно ответить к концу урока?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

ЦЕЛИ:

  1. Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе.

  2. Научиться выделять и правильно писать окончания имён прилагательных.

ВОПРОС: Как склоняются имена прилагательные во множественном числе?

ІІІ. Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

-Определите род имён прилагательных.

- Поставьте словосочетание в форму множественного числа, определите род имён прилагательных, можно ли определить род во множественном числе?

- Какой вывод можно сделать?

- Просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная девочка;

2 ряд: зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

2. Проверка по таблице окончаний стр.38

Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п. ІV. Физминутка «Четыре стихии» Земля - приседаем, вода - руки в стороны, огонь - руки вверх, воздух - подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз - дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

3. Работа с учебником

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

VІ. Закрепление

РАБОТА В ГРУППАХ.

У вас на столах карточки. Посмотрите на них. Сформулируйте алгоритм работы по карточкам.

Карточка №2

За воздушн… шар… -

О летн… каникул… -

К соседск… мальчишк… -

Из колюч… куст… -

На музыкальн… инструмент… -

По речн… волн… -

За воздушными шарами - Т.п.

О летних каникулах - П.п

К соседским мальчишкам - Д.п.

Из колючих кустов - Р.п

На музыкальных инструментах - П.п

По речным волнам - Д.п.

(ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

Алгоритм работы в парах:

  1. Прочитайте словосочетания , поставив слова во множественном числе.

  2. Выделите окончания.

  3. Определите падеж имён прилагательных.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА .

Упр.83. 1,2 предложения - взаимопроверка.

Д.р

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки : мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самооценка.

VІІ. Рефлексия

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание: стр.18-19 - таблицы окончаний, стр.20 Упр.27



© 2010-2022