Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школеСловарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Слово- важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря , его разнообразие рассматриваются в школе как важное условие успешного развития речи.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы , выделение основных её направлений и их обоснование ,управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.

2. Уточнение словаря- самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно- стиместическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

3.Активизация словаря, т.е.перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные , просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения худ. литературы, тексты учебных книг, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это- педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Задача школы состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управляют ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащегося - это художественная литература. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже , как правило, без терминов.

Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан один словарь- « Орфографический словарик» П.А.Грушникова, полезное пособие по орфографии.

Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе нач.школы. Они определены учебной программой и включены в « Словарь», который помещен в конце учебника « Русский язык».

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям. Приведу пример некоторых упражнений, которые использую при работе со словами с безударными непроверяемыми гласными:

  1. Расположить словарные слова по алфавиту.

  2. Группировка слов по орфографическим признакам.

Я говорю слова: диван , пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.

Нужно распределить слова по столбикам:

1 столбик - с безударной а,

2 - с безударной о,

3 - с безударной е,

4 - с безударной и.

  1. С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

  1. Подбор и запись синонимов, антонимов.

Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов.

Метель - вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг - север, запад - восток и т.д.

  1. Подбор слов по темам.

Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)

  1. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Цель: узнавание предмета по заданным признакам.

Ящичек для ручек, карандашей (пенал).

Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.

  1. Игра «Угадай слова».

Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.

Дается начало слова ка- .

Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.

  1. Игра «Цепочка слов».

Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Береза, автобус, салют и т.д.

  1. Игра «Собрать слова из слогов».

ро аг ном (агроном)

то ав биль мо (автомобиль)

  1. Игра «Замена».

Заменить цифры буквами алфавита:

31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)

  1. Урок начинаю словами:

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили

Из книжки в норку утащили.

…робей

…рона

…тух

Дети восстанавливают слова.

  1. Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)

_о_о_ _ _ (воробей)

_о_о_ _ (ворона)

_е_ _ _ (петух)

Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».

Использую игры, предлагаемые учителем Л.А.Эргашевой .

  1. Игра «Отгадай секрет».

На доске написаны слова. Они «засекречены». В каждое из них вставлен лишний слог, например: собамока, оперсина, глорамм и т.д.

Нужно «рассекретить» слова и записать в тетрадь, указав непроверяемую гласную.

2. Игра «Распутай слова».

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трех слогов,

Кто помочь словам готов?

бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба

(береза, карандаш, молоко, собака)

Какое слово лишнее? Почему?

3. Игра «Шифровка».

  1. Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова вспоминаем ранее изученные слова из словарика.

Например: з - заяц

а - автобус

в - воробей

о - огурец

д - дежурный

  1. На доске записаны слова. Задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, записать с тетрадь.

Машина, лисица, народ (малина)

Ветер, семя, лопата (весело)

Колесо, рота, ваза (корова)

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что обозначают? Подберите однокоренные слова.

С удовольствием дети выполняют задания «Рифмовки», которые я позаимствовала у учителя Г.А.Евсюковой .

Рифмовка помогает установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной записью, указывает на орфограмму, а главное способствует произвольному запоминанию написания словарных слов. Ученики в дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм.

Вот основные составляющие этого способа:

  1. Выделение слова в слове.

  1. Есть слова подобные птице,

Каркают на словарной странице.

тина

Кар тон Кар!

ман

  1. Посмотрите, дети,

Рак летит в ракете.

Рак ета рак

  1. - Кап, кап, кап -

Шепчет капуста.

- Без дождя мне очень скучно!

Кап уста кап

  1. Выделение слога в слове.

    1. Нота ре запела

В адресе умело.

адрес

  1. Со слогом мо - я злой мороз,

А без него - я много роз.

мороз

  1. Выделение буквы в слове.

  1. Буква О в костре живет

И, представьте, не боится,

Не горит и не дымится! Костер

  1. Главные слова важны

С буквой О они дружны!

Москва столица

Использую в своей работе опыт учителя начальных классов г. Сычевка Смоленской области С.Н.Ященковой . Словарные слова учитель предлагает запомнить при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

  1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

  2. сплоченные в группы предметы должны оживать, двигаться.

  3. Словарные слова объединены в группы, каждая группа имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания использую схематические рисунки. Приведу страничку словарика, где представлены текст и сами слова для запоминания.

хорошо

быстро

весело

скоро

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Как кататься на велосипеде?

Хорошо, быстро, весело, скоро.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый.

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua "вода")

аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone "балкон")

бутерброд (из немец. яз. butter "масло" + brot "хлеб")

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + pe "нога")

вермишель (от лат. слова vermis "червяк")

герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")

гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon "животное") + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium "головка")

карандаш (из тюркских языков кара - "чёрный", даш - "камень")

килограмм (от греч. слова chilioi "тысяча")

колесо (от древнеславян. слова коло "круг")

компас (от лат. слова compasso "измеряю")

конверт (от франц. слова couvert "покрытый")

корзина (от древнеслав. слова корза "древесная кора")

корова (от древнеслав. слова корва "рогатая")

космос (греч. kosmos "порядок, гармония, красота")

пассажир (от франц. слова passer "проезжать")

сметана (исконно русское, от глагола сметати "сгребать, собирать в кучу", буквально "собранное молоко")

спасибо (образовалось путём слияния русских слов "спаси богъ", затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele "далеко" + gramma "запись")

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele "далеко" + phone "звук")

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion "тетрадь", образовано от tetras "четвёртая часть листа")

трамвай (анг. tramway, где tram "трамвай" + way "дорога, путь")

тротуар (франц. trottoir "тротуар", образованное от глагола trotter "ходить")

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot "нога" + ball "мяч")

цирк (заимств. из лат. яз. сircus "круг")

шахматы (персидское выражение "шах умер")

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.

Результаты собственной работы по данной проблеме убеждают, что качество обучения младших школьников в формировании орфографического навыка зависит от выбора средств, методов, форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.

Система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте , понято со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, т.е., вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях , чтобы оно прошло через специальные упражнения , в которых углубляется его понимание , усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление , и , наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

Литература:


  1. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа, 1995, №5, с. 69.

  2. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2001, №9, с. 109.

  3. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2002, №2, с. 50.

4. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, 2006, №6, с.23.

© 2010-2022