Разработка занятия внеурочной деятельности Мой лучший школьный друг

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка занятия внеурочной деятельности Тема: «Мой лучший школьный друг». 4 класс Карнаух Наталья Владимировна, учитель начальных классов Тип занятия: Занятие - открытие новых знаний. Ведущая форма организации занятия: групповая. Виды деятельности:
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение.
Цель: создание условий для формирования у учащихся основы духовно-нравственного воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг».

Воспитательные задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания в процессе коммуникативной деятельности.

Развивающие задачи: развитие умения думать, умения общаться и взаимодействовать Обучающие задачи: приобретение представлений о понятии «дружба» и её ценности. Формирование УУД:

  • личностные: ценить и принимать базовые ценности «дружба», «настоящий друг»; умение соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, мотивационная установка на занятие и позитивное общение;
  • познавательные: уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео; выстраивать логические цепи рассуждений;
  • коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах. Ход занятия 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие. - Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас на нашем занятии всех здоровыми, в хорошем настроении. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно своим друзьям всего хорошего!

Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. А начнем мы его с небольшой притчи.

2. Постановка темы и цели занятия. Учитель под музыку рассказывает притчу. «Один юноша очень гордился тем, что у него много друзей. Когда он встретил свою любовь и решил жениться, подготовкой к свадьбе занимался его отец. Кроме прочего, отец также рассылал приглашения. Наступил день свадьбы, но никто из друзей жениха так и не пришёл. Парень рассердился и спросил у отца: - Почему ты не пригласил моих друзей? Отец ответил: - Я пригласил. Но в письма я вложил не пригласительные открытки, а записки с просьбой о помощи». - О чем эта притча, ребята? Примерные ответы детей: - О дружбе, настоящих друзьях, как проверить настоящий ли друг. - Почему не пришли друзья? - Не захотели, не смогли помочь - Настоящие ли это друзья? (Нет.) - А у вас есть в школе лучший друг? Да. - Как, по-вашему, поступил бы он в такой же ситуации? Пришел (не знаю). - А важно ли для вас узнать ваш друг настоящий или нет? Зачем это нужно? (Конечно. Для того, что бы быть уверенным, что друг никогда не предаст, не подведет) - Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой. (Мы будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.) - Правильно, ребята, сегодня на занятии вы должны решить для себя, что же такое дружба, кто такой настоящий друг и можно ли таковым назвать вас. И тема сегодняшнего занятия «Мой лучший школьный друг». Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. - Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой - богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? Почему? Примерные ответы детей: - Конечно, перевесит дружба. Деньги когда-нибудь закончатся, а дружба нет. - Конечно деньги. Дружба это не навсегда 3.«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба». - Что же такое дружба? Поработайте в группах и представьте, пожалуйста, общее мнение. Примерные ответы детей: - Дружба - это когда человеку доставляет радость делать добро другому, и тот другой испытывает к нему те же чувства. - В толковом словаре дается такое определение: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

  • Взаимное доверие - это желание полностью отдать себя в руки другого человека.
  • Общность интересов - это когда люди обмениваются идеями и мыслями об общей страсти.
  • Привязанность - это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности.
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о дружбе вы знаете? Примерные ответы детей:
  • Дружба - великая сила.
  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Молодцы, ребята! А сейчас мы услышим еще несколько пословиц. Соберите их в группе и не забывайте, что та команда, в которой будут работать дружно, справится с заданием быстрее. 4. Игра "Собери пословицы". 1 группа Без беды друга не узнаешь. 2 группа Говорить правду - терять дружбу. 3 группа Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит. - Молодцы ребята! А объясните смысл последних пословиц в каждой группе. Примерные ответы детей:
  • Друзья не должны друг друга обманывать.
  • Чтобы не потерять друга иногда нужно не говорить правды
- Так все-таки правду настоящему другу говорить надо или нет? - Какое решение будет верным? Сказать правду - человек может обидеться, не понять, можно стать врагами? Не сказать - человек так и не узнает, что он поступает неправильно, и зачем тогда нужны друзья, если нельзя сказать все друг другу в глаза? - Давайте устроим небольшой диспут. Каждая группа подберет аргументы для доказательства своей пословицы. Примерные ответы: Идеальный вариант, когда вы начинаете издалека и рассказываете как бы о ком-то другом, кто делает точно такую же ошибку, или рассказываете, что вы когда-то читали в одной из книг... Таким образом, человек вас скорее услышит и задумается. Вывод: Каждый раз, когда вы стоите перед выбором - говорить, не говорить, нужно помнить следующее: - иногда правда бывает полезной, а иногда бесполезной, правда может сломать человека, так что иногда лучше и промолчать; - задайте сами себе вопрос: «А кому и какая польза будет от этой правды?»; - ставьте себя на место другого человека, как бы вы на его месте восприняли такую информацию и восприняли бы вообще; -не говорите правду сгоряча, особенно в конфликтных ситуациях, выждите, подберите нужные слова. - важно быть не только честным, но и тактичным человеком - На жизненном пути вы встречаете разных людей, хороших и плохих, благородных и беспечных, добрых и злых. Как же среди такого множества людей найти настоящего друга? Я предлагаю группам выбрать 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг и записать их на лепестках ромашки. 5. Игра "Ромашка". Качества человека: Аккуратный, бесстрашный, воспитанный, заботливый, красивый, мудрый, надежный, образованный, опрятный, ответственный, понимающий, порядочный, преданный, с чувством юмора, самостоятельный, скромный, способный принимать твои недостатки, стеснительный, трудолюбивый, уважающий тебя, умеющий прощать, умеющий слушать и слышать, умный, храбрый, честный, щедрый. Какие замечательные у вас получились ромашки! Учитель прикрепляет их к доске. Вывод: Ученые - психологи тоже выделили 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг. Давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение с их. Заботливый, надежный, понимающий, преданный, с чувством юмора, способный принимать твои недостатки, уважающий тебя, умеющий прощать, умеющий слушать и слышать, честный, 6. Ситуации для обсуждения Ситуация 1. Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам не нравится? О каком качестве идет речь? ( Честность) Ситуация 2. Твой друг сунул тебе в портфель своего домашнего хомяка, решив над тобой пошутить. Как поступите вы? (Чувство юмора) Ситуация 3. Вы с другом поссорились. Твои действия (Умение прощать) Ситуация 4. Друг болел неделю, когда он пришел в школу Вася накинулся ему на шею со словами: "Как я скучал, где же ты так долго пропадал!" (Забота) Ситуация 5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. ( Способность принимать недостатки) Ситуация 6. Папа подарил Володе на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю и радостно сообщил: - Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся? - Да у меня таких навалом! - захохотал друг. - Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не представляют. Вот хочешь, я тебе покажу мои? (Взаимное уважение) Вывод: Правильно, ребята, настоящий друг - это … если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг, Все равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит. Тот, кто не обманет, не продаст. 7. Итог занятия. Рефлексия Итак, ребята, о чем мы сегодня узнали? (Ответы детей) - У каждого из вас есть цветок. Подумайте и напишите в центре цветка своё имя, на лепестке - черту своего характера, которая вам очень помогает в дружбе. А потом переверните цветочки и с обратной стороны на листочках напишите такую черту характера, какую вы в себе хотели бы воспитать, которой не хватает для того, чтобы ваша дружба была самой крепкой. - Кто не постесняется назвать эти качества? - А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком? - Прикрепите эти цветочки на доске. Посмотрите, ребята, у нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. А наше занятие подошло к концу.

- Понравилось оно вам? А насколько понравилось я сейчас услышу. Давайте дружно вместе споем песню о дружбе ! Готовы? (Дети вместе с учителем поют песню о дружбе.)


© 2010-2022