- Преподавателю
- Начальные классы
- Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. А. З. Зак Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н. Д. Рындиной. Целью современной ш
Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. А. З. Зак Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н. Д. Рындиной. Целью современной ш
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева И.Л. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИНГИСЕППСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ: УТВЕРЖДАЮ:
заседанием педагогического совета школы Директор школы
протокол № __ __________О.М. Гребеньков
от __.__.20__ г. приказ № ___ от ___.__. 20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
««Логика»
Автор (составитель): Тимофеева И.Л. Направленность программы: получение образования с учетом возможностей и потребностей, развитие природных способностей, формирование ключевых компетенций.
Возраст детей осваивающих программу: 1-4 кл.
Срок реализации программы:
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения
четвертый год обучения
г. Кингисепп 2015 г.
Содержание программы в первом классе……………………………… Тематическое планирование в первом классе… Планируемые результаты освоения программы во втором классе……… Содержание программы во втором классе……… Тематическое планирование во втором классе…………………………… Планируемые результаты освоения программы в третьем классе……… Содержание программы в третьем классе…………………………………… Тематическое планирование в третьем классе……………………………… Планируемые результаты освоения программы в четвертом классе…… Содержание программы в четвертом классе……………………………… Тематическое планирование в четвертом классе………………………… Формы контроля и критерии оценки результатов………………………… Литература……………………………………………………………
Пояснительная записка
к программе курса «Логика»
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной. Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам - логическое - лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
- -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
- воспитание системы межличностных отношений;
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
1 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
- Действия предметов (8 часов)
- Элементы логики (5 часов)
- Сравнение (3 часа)
- Комбинаторика (2 часа)
- Развитие творческого воображения (4 часа)
- Практический материал (3 часа)
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе теория
В том числе практика
Конт-
роль
1.
Вводный тест.
1
1
Тест №1
2.
Сравнение предметов по свойству.
1
1
3.
Целое и часть.
1
1
4.
Знакомство с отрицанием (термин не вводится).
1
1
5.
Признаки предметов.
1
1
6.
Признаки предметов и значение признаков.
1
1
7.
Обобщение по признаку.
1
1
8.
Закономерности в значении признаков у серии предметов.
1
1 Исследование
9.
Описание последовательности действий.
1
1
10.
Логические упражнения.
1
1
Викторина
11.
Последовательность действий и состояний в природе.
1
1
12.
Целое действие и его части.
1
1
13.
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.
1
1
14.
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.
1
1
15.
Одно действие, применяемое к разным предметам.
1
1
16.
Промежуточный тест.
1
1
Тест №2
17.
Функции предметов.
1
1
18.
Логическая операция «и».
1
1
19.
Выделение главных свойств предметов.
1
1 Исследование
20.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
1
21.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
1
Семинар
22.
Упорядочивание серии предметов по разным признакам.
1
1
23.
Последовательность событий.
1
1
24.
Высказывания.
1
1
25.
Истинные и ложные высказывания.
1
1
26.
Комбинаторика. Расстановки и перестановки.
1
1
1
27.
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).
1
1
28.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.
1
1
29.
Перенос свойств с одних предметов на другие.
1
1
Конкурс
30.
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.
1
1 Исследование
31.
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.
1
1
32.
Часть-целое ( в действиях).
1
1
33.
Итоговый тест.
1
1
Тест №3.
34.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
1
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
Содержание программы
2 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
- Сравнение (6 часов)
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
- Комбинаторика (4 часа)
- Элементы логики (7 часов)
- Развитие творческого воображения (2 часа)
- Практический материал (3 часа)
Тематическое планирование
2 КЛАСС
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе теория
В том числе практика
Контроль
1.
Входной тест
1
1
Тест №1
2.
Выделение признаков.
1
1
3.
Различие.
1
1
исследование
4.
Сходство.
1
1
исследование
5.
Существенные признаки.
1
1
6.
Характерные признаки.
1
1
7.
Упорядочивание признаков.
1
1
8.
Правила сравнения.
1
1
9.
Значение сравнения.
1
1
10.
Тест «Сравнение».
1
1
Тест №2
11.
Истинные и ложные высказывания.
1
1
12.
Отрицание высказывания.
1
1
13.
Понятие о классах.
1
1
14.
Правила классификации.
1
1
15.
Вопросы.
1
1
16.
Алгоритм.
1
1
17.
Тест «Алгоритм».
1
1
Тест №3
18.
Закономерность в числах и фигурах.
1
1
19.
Закономерность в буквах и словах.
1
1
20.
Комбинаторика. Перестановки.
1
1
21.
Комбинаторика. Размещения.
1
1
22.
Комбинаторика. Сочетания.
1
1
23.
Причина и следствие.
1
1
24.
Причинно-следственные цепочки.
1
1
25.
Противоположные отношения между понятиями.
1
1
26.
Отношения: род-вид.
1
1
27.
Упорядочивание по родовидовым отношениям.
1
1
28.
Виды отношений.
1
1
29.
Тест «Отношения».
1
1
Тест №4
30.
Определения.
1
1
31.
Ошибки в построении определений.
1
1
Викторина
32.
Суждения.
1
1
33.
Итоговый тест.
1
1
Тест №5
34.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
1
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в третьем классе: В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
3 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
- Сравнение (2 часа)
- Комбинаторика (2 часа)
- Действия предметов (4 часа)
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
- Элементы логики (10 часов)
- Развитие творческого воображения (2 часа)
- Практический материал (4 часа)
Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Тема занятий
Всего часов
В том числе теория
В том числе практика
Дата
Конт
роль
1.
Входной тест.
1
1
Тест №1
2.
Закономерности в чередовании признаков.
1
1
3.
Классификация по какому-то признаку.
1
1
4.
Сравнение предметов по признакам.
1
1
5.
Тест «Сравнение».
1
1
Тест №2.
6.
Состав предметов.
1
1
Исследова
ние
7.
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».
1
1
8.
Найди отличия.
1
1
Ролевая игра
9.
Действия предметов. Игра «Кто так делает?»
1
1
10.
Комбинаторика. Перестановки, размещения.
1
1
11.
Функциональные признаки предметов.
1
1
12.
Симметрия. Симметричные фигуры.
1
1
13.
Логическая операция «и».
1
1
14.
Координатная сетка.
1
1
15.
Решение логических задач и задач-шуток.
1
1
Игра - соревнова
ние
16.
Результат действия предметов.
1
1
17.
Обратные действия.
1
1
18.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
1
1
19.
Тест «Отношения».
1
1
Тест №3
20.
Порядок действий, последовательность событий.
1
1
Исследова
ние
21.
Комбинаторика. Размещение, сочетание.
1
1
22.
Составление загадок, чайнвордов.
1
1
Викторина
23.
Множество. Элементы множества.
1
1
24.
Классификация по одному свойству.
1
1
25.
Тест «Классификация».
1
1
Тест №4
26.
Способы задания множества.
1
1
27.
Сравнение множеств.
1
1
28.
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).
1
1
29.
Решение задач с использованием понятий о множествах.
1
1
30.
Выражения и высказывания.
1
1
31.
Высказывания со связками «и», «или».
1
1
32.
Отрицание.
1
1
33.
Итоговый тест.
1
1
Тест №5
34.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
1
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе. В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание программы
4 класс
- Сравнение (2 часа)
- Комбинаторика (2 часа)
- Элементы логики (11 часов)
- Развитие творческого воображения (11 часов)
- Практический материал (3 часа)
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе теория
В том числе практика
Контроль
1.
Входной тест.
1
1
Тест №1
2.
Повторение основных мыслительных операций.
1
1
Обзорная лекция
3.
Причинно-следственные цепочки.
1
1
4.
Интегрированный: логика в окружающем мире.
1
1
5.
Интегрированный: логика в русском языке.
1
1
6.
Виды отношений между понятиями.
1
1
7.
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.
1
1
С использованием мультимедиа
8.
Понятие о графах.
1
1
Объяснитель
ная лекция
9.
Рефлексивность отношений.
1
1
10.
Симметричность отношений.
1
1
11.
Тест «Отношения между понятиями».
1
1
Тест №2
12.
Классификация.
1
1
13.
Язык и логика. Фразеологизмы.
1
1
Исследование
14.
Язык и логика. Образность и меткость речи.
1
1
Викторина
15.
Язык и логика. Речевые ошибки.
1
1
16.
Язык и логика. Пословицы.
1
1
Семинар
17.
Тест «Язык и логика».
1
1
Тест №3
18.
Работа над ошибками.
1
1
Деловая игра
19.
Логические связки «или», «и».
1
1
20.
Логическая связка «если …, то».
1
1
21.
Логические возможности.
1
1
22.
Ситуативная связь между понятиями.
1
1
23.
Оценка ситуации с разных сторон.
1
1
Исследование
24.
Образное сравнение.
1
1
25.
Синонимы. Многозначность.
1
1
Конференция
26.
Антонимы.
1
1
27.
Тест «Языковая логика».
1
1
Тест №4
28.
Работа над ошибками.
1
1
29.
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.
1
1
С использованием мультимедиа
30.
Рассуждения.
1
1
31.
Выводы в рассуждениях.
1
1
32.
Юмор и логика.
1
1
33.
Юмор и логика.
1
1
Творческий отчет
34.
Конкурс эрудитов.
1
1
Конкурс
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
- 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
Учебно-методическая литература для учителя
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
-
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
-
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. /Литера Санкт-Петербург 2002г.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - ( стандарты второго поколения).
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
-
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
-
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
-
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2001г.
-
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Литература для учащихся
-
Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
-
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
-
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
- Буквы обведи в кружок, цифры - зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
-
Реши задачу.
-
Нарисуй недостающую фигуру.
?
- Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
-
Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
-
Реши задачу.
1 класс
Промежуточный тест
-
Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод - зима, тепло - … .
Помидор - красный, огурец - … .
Человек - ребенок, собака - … .
Морковь - огород, яблоня - … .
-
Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
-
Зачеркни «лишнее» слово:
-
Окунь, щука, кит, карась;
-
Ель, липа, сирень, береза;
-
Сын, друг, бабушка, папа.
-
Разгадай закономерность и дорисуй.
-
Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
-
Назови обобщающим словом.
-
Пчела, бабочка - … .
-
Пила, отвертка - … .
-
Франция, Россия - … .
-
Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
-
Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
-
Зачеркни «лишнее» слово:
-
Окно, волк, коза, бежать, берег;
-
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
-
Составь по три слова из букв каждой строки.
-
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
-
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
-
Напиши по аналогии.
-
Птица - крылья, рыба - … .
-
Трактор - гусеницы, автомобиль - … .
-
Завод - цех, школа - … .
-
Альпинист - горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
- Выполни действия. Впиши результаты.
- Задумай однозначное число;
- Прибавь 5;
- Сложи результаты действий 1 и 2 ;
- Вычти 4 ;
- Прибавь 10;
- Вычти удвоенное задуманное число;
- У тебя получилось 11?
- Нарисуй рамку. Выполни действия:
- Отметь внутри рамки две точки;
- Обозначь эти точки буквами А и В;
- Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
- Обозначь эту точку буквой С;
- Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
- Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 - 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
-
_________________;
-
_________________;
-
_________________;
-
_________________;
-
_________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
- Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
- Деревянный, удобный, письменный … .
- Летний, солнечный, праздничный … .
- Узкий, длинный, кожаный … .
- Черная, рыхлая, влажная … .
- Большие, сине, грустные … .
- Душный, сухой, пыльный … .
- Подбери близкие по значению слова.
- Друг - товарищ.
- Храбрый - … .
- Скоро - … .
- Разломать - … .
- Думать - … .
- Редко - … .
- Сравни самолет и автобус.
Сходство
Различие
Самолет
Автобус
- Какой признак отличия лежит в основе деления:
- Перелетных и зимующих птиц;
- Хвойные и лиственные деревья.
- Выдели признаки сходства.
- Песок, крупа - … .
- Глина, снег - … .
- Книга, телевизор - … .
- Чайник, утюг - … .
- Напиши красивое сравнение.
- Красногрудые снегири похожи на … .
- Волосы мягкие, как … .
- Голос звучал нежно, как … .
- Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
- Настроение ( … ) утро.
- Обида ( … ) таблетка.
- Торт ( … ) загар.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
- Определи тип отношений, запиши рядом.
- Телевизор - экран Воробей - утка
- Брюки - одежда Горький - сладкий
- Почтальон - письмо Сегодня - завтра
- Гололед - перелом руки Карман - кнопка
- Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
- Составить самостоятельно пару понятий:
- род - вид;
- рядоположности;
- целое - часть;
- причины - следствия.
- Зачеркни неверные пары.
- Напиши противоположные понятия:
- свежая газета - …
- свежая рубашка - …
- свежий хлеб - …
- Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
- Спортивная обувь, кеды, обувь.
- Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
- Построй сам такую цепочку.
2 класс
Итоговый тест
- Впишите слово, которое является понятием данного определения.
- Мера длины, равная 100 см, - … .
- Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
- Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
- Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
- Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
- Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
- Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
- Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
- Дополни определение.
- Час - это единица времени.
- Гроза - это явление природы.
- Корень - это часть растения.
- Самостоятельно составь определение.
- Дневник - это … .
- Делитель - это … .
- Береза - это … .
- Справедливость - это … .
- Вычеркни определения с ошибками.
- Враг - это человек, который желает тебе зла.
- Утюг - предмет бытовой техники для одежды.
- Чай - это кипяченая вода чайнике.
- Шуба - зимняя верхняя одежда из меха.
- Лимон - это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
- Корова - животное, которое дает молоко.
- Ствол - это древесный стебель.
- Объясни своими словами крылатые выражения.
- Юмор - это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
- Глаза - зеркало души.
3 класс
Входной тест 1. Логика - это наука о том, как нужно __________, _________, __________. 2. Вспомните логические операции. а) Обобщение. Назови одним словом, исключив лишнее:
- мальчик, девочка, бабушка - … .
- сметана, кефир, майонез - … .
- Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
- дуб, баобаб, береза, осина - … .
- предательство, доброта, честность - … .
1 группа
2 группа
3 группа
г) Аналогия.
- Вверх - вниз
- Говорил - …
- Думать - размышлять
- Ломать - …
- Брюки - штанина
- Рубашка - …
- 1 2 3 - 2 3 4
- 3 4 5 - …
3 класс
Тест «Классификация»
- Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
- Коза, корова, лось, лошадь - … .
- в, з, ш, д - … .
- Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
- Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
- Добрый, жадный, честный, голодный - … .
- Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
- Ель ромашка шиповник
- Клен ландыш смородина
- Береза колокольчик сирень
- Раздели на группы. Дай группам название.
- Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда
- Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры
- Исправь ошибки в классификации.
- Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
- Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
- Водоемы делятся на океаны и моря.
- Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
- Люди делятся на детей и взрослых.
- Машины делятся на грузовые и легковые.
- Год делится на зиму, лето, осень, весну.
- Горы делятся на старые и молодые.
- Меры веса - это тонна, центнер, килограмм, грамм.
- Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
- Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
- Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
- Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
- Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Сходство: Различие: _а)_________________ a)_________________ _b)_________________ b)_________________ _c)_________________ c)__________________ _d)_________________ d)__________________ .
- Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
- Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
- __________;
- __________;
- __________ .
3 класс
Тест «Отношения»
- Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
- Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
- Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
- 8, 17, 24, 32, 2;
- Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
- _____________;
- _____________;
- _____________ .
- Укажи родовое понятие:
- Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
- Пятиугольник, круг, квадрат;
- Пчела, муха, бабочка;
- Ель, береза, сосна, клен.
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________ .
- Заполни таблицу.
Род
Виды
Птица
Ворона
2)
3)
Металл
1)
2)
3)
Нечетное число
1)
2)
3)
Глагол
1)
2)
3)
Имя собственное
1)
2)
3)
Итоговый тест за курс 3 класса
- Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
- быстрая, бурная, горная, … .
- крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
- летняя, теплая, звездная, … .
- меткая, поучительная, мудрая, … .
- Вычеркни неверные сравнения.
- У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
- Курица - домашняя птица, а лебедь - дикая.
- В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
- Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров - с трех сторон.
- Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации - вид орфограммы.
1
2
3
- Произведи классификацию по любому основанию.
- Дай группе слов родовое понятие.
- Яблоко, желудь, шишка - … .
- Тополь, кошка, мухомор - … .
- Шелк, ситец, вельвет - … .
- Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
- Что это?
- Составь определение.
- Напиши противоположное понятие.
- Замерз - … .
- Огорчить - … .
- Напиши следствие указанной причины.
- Напиши причину указанного следствия.
- Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Входной тест
4 класс
- Логика - это наука о том, как нужно …, …, … .
- Назови одним словом, исключив лишнее.
- Злость, радость, восторг - … .
- Пингвин, журавль, верблюд - … .
- Тюмень, Киев, Москва - … .
- Желудок, позвоночник, череп - … .
- Сравнение.
- Классификация.
Сходство
Различие
Книга
Тетрадь
- Аналогия.
- Продолжи по аналогии:
- Побежал, подарок, походка;
- 701, 6002, 50003, … .
- Маленький, умненький, кисленький, … .
- Расшифруй слова:
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
- Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
Книга - страница Здание - … Рассказ - … ________________ Чай - кофе Ручка - … Землетрясение - … _________________ Кровь - кислород Яблоко - … Овца - … __________________ Ноябрь - декабрь Утро - … 1/7 - … __________________ Грубость - обида Шутка - … Дождь - …
- Напиши аналогичную пару:
- Выполни аналогичное задание.
- Вымыть посуду.
- Передохнуть.
- Справиться с напряжением.
- Находиться в отпуске.
- Тянуть лямку.
- Гнуть спину.
- Испытывать судьбу.
- Потерять почву под ногами.
4 класс
Тест «Язык и логика»
- Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
- Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Внизу над ними расстилалась пустыня.
- В ответ я киваю ему рукой.
- Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
- Сорняки шипучи и плодовиты.
- Настоле лежала карта нашего города.
- Самолет сюда, чтобы помочь людям.
- Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
- Дети страдали от недоедания пищи.
- Закончи фразеологизмы:
- Ни к селу, … .
- В час по … .
- Как снег … .
- Совать нос … .
- … из мухи … .
- Продолжи пословицы.
- Январь - году начало, зиме … .
- … всякий молод.
- Красна птица пером, а человек … .
- Крепкую дружбу … .
- Мал золотник, да … .
- Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
- Вести честную игру.
- Играть со смертью.
- Быть хозяином своей судьбы.
- Играть по правилам.
- Объясни смысл следующих фразеологизмов:
- с минуты на минуту;
- утереть нос;
- перемывать кости;
- говорить в глаза.
- Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
- полной темноте;
- том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
- делах, которые идут успешно, удачно;
- том, что одно плохое портит много хорошего.
- У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
- Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
- Я под синим пулогом
- На холме полугом.
- Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
- На двери замка ни … .
- Живет щегол здесь - первый … .
- И утром белка из …
- Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Тест «Языковая логика»
- Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
- дом бабочка
- книга лекарство
- класс дорога
- аппетит взгляд
- лето кресло
- Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
- Вымыть посуду. В мгновение ока.
- Передохнуть. Пока еще не поздно.
- Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
- Находиться в отпуске. В два счета.
- Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
- Объясни смысл следующих сравнений:
- Медвежья услуга - … .
- Заячья душа - … .
- Волчьи законы - … .
- Найди синонимы и подчеркни их.
- Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
- Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
- Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
- Угадай многозначное слово.
- Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
- Часть книги ( … ) часть дерева.
- Древнее оружие ( … ) овощ.
- Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
- Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
- Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
- Свежая газета - …
- Свежая рубашка - …
- Свежий воздух - …
- Свежие новости - …
- К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном.
- ____________________________ хвост, холод.
- ____________________________ характер, перстень.
- ____________________________ нервы, труба.
- ____________________________ жизнь, конфета.
- Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
- Закончи фразеологизмы.
- Ни в зуб … .
- Как снег … .
- Ждать у моря … .
- Язык … .
- Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
- ГОР ( … ) ОЛАД.
- КАБ ( … ) ОШКО.
- ЗА ( … ) ЕЦ.
- За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
- В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
- Ночь Сокол
- Вода Леса
- Горы Поле
- Солнышко Реки
- Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
- Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
- Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
- В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Как гроздья винограда, Ветвей концы висят. И радостен для глаза Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря) Я наблюдать за ней. И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.
- Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
А Л И Ф К А
- Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
- Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
- Куй железо, пока горячо.
- Один в поле не воин.
- Лес рубят - щепки летят.
- Не все золото, что блестит.
- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
1.Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2.Зачеркни «лишнее» слово:
-
Окно, волк, коза, бежать, берег;
-
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3.Составь по три слова из букв каждой строки.
-
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
-
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4.Напиши по аналогии.
-
Птица - крылья, рыба - … .
-
Трактор - гусеницы, автомобиль - … .
-
Завод - цех, школа - … .
-
Альпинист - горы, пловец - … .
1.Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2.Зачеркни «лишнее» слово:
-
Окно, волк, коза, бежать, берег;
-
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3.Составь по три слова из букв каждой строки.
-
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
-
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4.Напиши по аналогии.
-
Птица - крылья, рыба - … .
-
Трактор - гусеницы, автомобиль - … .
-
Завод - цех, школа - … .
-
Альпинист - горы, пловец - … .
1