- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению
Конспект по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алгайкин .М. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утвержден
Методистом _____________
Согласован
с учителем ____________
Конспект
пробного урока по литературному чтению,
который будет проведен 14 октября 2014 года в 2 «А» классе
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
у учителя Смоленцевой Татьяны Анатольевны
студентом 3курса группы «НК»
ГББУ СПО Республики Марий Эл «ОПК им. И. К. Глушкова»
Алгайкиным Максимом Григорьевичем
Оценка _________________
Подпись методиста_______
Оршанка
2014
Паспорт урока
1 Место проведения: учебный кабинет
2 Продолжительность: 45 минут
3 Тема: В. Берестов « Хитрые грибы»
4Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа.
5 Цель: знакомство со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и формирование умения находить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом
6 Задачи урока:
6.1 Образовательные:
6.1.1 Развивать умения выразительного чтения
6.1.2 развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
6.1.3 развивать умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
6.1.4 Актуализировать знания о народной сказке
-
Развивающие:
Познавательные:
6.2.1.Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
6.2.1 развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное.
Коммуникативные:
6.3.5 Развивать умение слушать и слышать других;
6.2.6 Развивать умение выражать свои эмоции;
6.2.6 Развивать умение формулировать свою позицию.
Регулятивные:
6.3.1 Развивать умение оценивать свои действия;
-
.Воспитывающие:
Личностные:
6.4.1 Воспитывать чувство взаимопомощи;
6.4.2Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
7. Основной дидактический метод: чтение с комментированием
7.1 Частные методы: чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение,
-
словесные: беседа, объяснение, комментированное чтение, рефлексия;
-
наглядные: иллюстрации;
-
поощрение: похвала за хороший подготовленный рассказ и чтение текста;
8. Оборудование: учебник, смайлы
9. Ресурс урока
9. 1 Литература:
1.Вахрушев «Литературное чтение ». Книга для чтения в 2 классе.[Текст]/Пособие для учащихся в 2 ч. Ч. 1. М.: «С-ИНФО», «Просвещение », 1996 - 256с., с илл. ISBN 5-85429-013-8.
2. Вахрушев. Уроки чтения в 2-м классе по книге «Литературное чтение» .[Текст] / Методические рекомендации для учителей. - М.: «Просвещение», 2001. - 208 с. (Серия «Свободный ум») ISBN 5-85939-277-Х.
10.2 Консультация методиста: Байгильдина О.Н., Смоленцевой Т.А. классный руководитель 2 «А» класса.
План урока:
-
Организация начала урока
-
Приветствие
-
Проверка рабочих мест
-
Настрой учащихся на урок
-
-
Проверка домашнего задания
-
Речевая разминка
-
Актуализация знаний. Постановка целей урока
-
Физкультминутка
-
Работа с текстом во время чтения
-
Организация завершения урока
7.1 Заключительная беседа
7.2 Сообщение домашнего задания
-
-
Рефлексия
-
Ход урока
Этап урока
Ход урока
-
Организационное начало урока
-
-
Приветствие
-
- Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения буду вести я. Меня зовут Максим Григорьевич
-
-
Проверка рабочих мест
-
У: Для начала я попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должны быть учебники по литературному чтению, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Покажите, как вы готовы к уроку. Стоим прямо, красиво, осанка прямая, соблюдаем тишину и спокойствие. Молодцы. Садитесь.
-
-
Настрой присутствующих на урок
-
У: Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
2.Проверка домашнего задания
У: -Произведения какого раздела учебника мы читаем ?
Д: Люблю природу русскую . Осень
У: Домашнее заданием вам было выразительно прочитать стихотворения в учебнике на с.72 -75.
У: Кто желает прочитать стихотворение?
Д: читают выразительно стихотворение-
У: Может кто то из вас попробовал себя в роли поэта и сможет сейчас прочитать нам свои стихотворения?
У: молодцы ! хорошо подготовили домашнее задание.
3.Речевая разминка
У: -Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами
У: Какие мы должны вставить слова?
Д: такие, чтобы получилась рифма
Жёлтое солнце на землю…….
Жёлтый подсолнух за солнцем …. .
Жёлтые груши на ветках …. .
Жёлтые листья с деревьев … .
(глядит.следит,висят,летят)
У: Прочитаем медленно (хором)
- 1 ряд читает тихо
- 2 ряд читает с увеличением громкости
- 3 ряд читает с ускорением
У: Кто запомнил стихотворение? Кто сможет его прочитать наи
зусть, не подглядывая в учебник?
-
У: Один листочек упал с дерева ко мне.
У: А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения?
Д: листопад
- Чем ещё хороша осень?
Д: созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов
4.актуализация знаний. Постановка целей урока
У: Какую тему мы продолжим изучать сегодня?
Д: осеннюю
Откройте учебник на с. Посмотрите, произведение какого жанра мы будем читать? (стихотворение)
Прочитайте имя автора и название.
Что будем читать?
У: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» . Скажите куда мы отправимся?
Д: В лес
У: И конкретно о чем мы будем говорить?
Д: О грибах
У: Верно. Мы узнаем кое - что о грибах и познакомится с новым видом текста.
Первичное восприятие
Самостоятельное чтение стихотворение
У: Ребята прочитайте про себя стихотворение
Оправдались ли наши предположения
5. Вторичное чтение и анализ
У:А теперь давайте еще раз прочитаем стихотворнеие
У:Кто желает читать?
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
все грибы перепугал.
У: почему поэт выбрал именно такое название? Нравятся ли ему хитрые грибы? (найдите в тексте подтверждение)
У: какие строки из стихотворения вызывают у вас улыбку?
У: Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)
-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
У - Скажите, а грибы- это растение или нет?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
Грибы
Раньше считалось, что грибы - это растения. Но сейчас ученые выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется - грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные.
Подберезовик , подосиновик , белый гриб, мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба - все это грибы. (из энциклопедии)
У: Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос?
Д: Грибы - это не растения и не животные.
У: Так что же такое грибы?
Д: Это особое царство природы, которое так и называется грибы.
У: Сравните эти два текста. Какой из них написал ученый, а какой поэт? Объясните?
Д: «Хитрые грибы» - это стихотворение, а Грибы - это научный текст
У: Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
У: О каких грибах говорится в этом тексте?
Д: В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.
У: Дети, а кто является автором этого текста?
Д: Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.
У: Кто знает, что такое энциклопедия?
- Энциклопедия - это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедия - это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
У: Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
- Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.
У В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
У Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)
У: Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал
6. Физкультминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать
7.Продолжение работы по теме урока
Кто из вас собирал грибы? Расскажите что вы знаете об этом занятии?
У: Что можно сделать с разными грибами для употребления в пищу?
Д: Сушить, мариновать, тушить, солить ит.д
У: Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая -важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная - «+»).
- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»
- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.
-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).
-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.
- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные
У : А знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой
-
Серые шляпки.
Рябые ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик)
-
В белом парике
Да белом пиджаке
В шляпке ярко - красной
Красивой да опасной
Кто его с собой возьмет -
Тот и горшка хлебнет
(Мухомор)
Он в : А почему мухомор получил такое название?
Д: Настоем этого гриба раньше морили мух.
У: А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?
Д: Нет, он служит лекарством для животных
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные
Самые заметные. (Сыроежки).
У: Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
У: Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
На пеньке сидят братишки.
Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
5. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (Масленок)
У: Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
6. В белой шляпе
Красивая дама.
Смотрит свысока-
Ручки в бока,
Богата и важна,
Да никому не нужна! (Поганка)
7. В белой кепке
Белый крепыш.
Плечи расправил,
Ножки расставил,
В землю врос:
Кто б увидал-
С собой унёс (Боровик)
8 Ходят в рыженьких беретах,
осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые ... (лисички)
9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я - ... (подосиновик)
10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
11.Грозный, стройный пан-
Владыка всем грибам.
Ему не знакома грусть,
Его называют …. (груздь)
-У Назовите съедобные грибы.
- У Назовите несъедобные грибы.
6.Организация
завершения урока
6.1 Заключительная беседа
Чему был посвящён наш урок?
- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:
-Сегодня на уроке я узнал….
-Я похвалил бы себя за….
-Сегодня я сумел….
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
6.2 Сообщение домашнего задания
Подготовить выразительное чтение стихотворения и статьи. Кто желает может нарисовать съедобные и несъедобные грибы
6.3 Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока
(выбирают грибок определённого цвета:
жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;
зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;
красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)
- (дети выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)
- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.