Конспект по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утвержден

Методистом _____________



Согласован

с учителем ____________











Конспект

пробного урока по литературному чтению,

который будет проведен 14 октября 2014 года в 2 «А» классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Смоленцевой Татьяны Анатольевны

студентом 3курса группы «НК»

ГББУ СПО Республики Марий Эл «ОПК им. И. К. Глушкова»

Алгайкиным Максимом Григорьевичем





Оценка _________________

Подпись методиста_______













Оршанка

2014



Паспорт урока

1 Место проведения: учебный кабинет

2 Продолжительность: 45 минут

3 Тема: В. Берестов « Хитрые грибы»

4Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа.

5 Цель: знакомство со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и формирование умения находить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом

6 Задачи урока:


6.1 Образовательные:

6.1.1 Развивать умения выразительного чтения

6.1.2 развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

6.1.3 развивать умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

6.1.4 Актуализировать знания о народной сказке


  1. Развивающие:

Познавательные:

6.2.1.Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

6.2.1 развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное.


Коммуникативные:

6.3.5 Развивать умение слушать и слышать других;

6.2.6 Развивать умение выражать свои эмоции;

6.2.6 Развивать умение формулировать свою позицию.


Регулятивные:

6.3.1 Развивать умение оценивать свои действия;


  1. .Воспитывающие:

Личностные:

6.4.1 Воспитывать чувство взаимопомощи;

6.4.2Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

7. Основной дидактический метод: чтение с комментированием

7.1 Частные методы: чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение,

  • словесные: беседа, объяснение, комментированное чтение, рефлексия;

  • наглядные: иллюстрации;

  • поощрение: похвала за хороший подготовленный рассказ и чтение текста;


8. Оборудование: учебник, смайлы

9. Ресурс урока

9. 1 Литература:

1.Вахрушев «Литературное чтение ». Книга для чтения в 2 классе.[Текст]/Пособие для учащихся в 2 ч. Ч. 1. М.: «С-ИНФО», «Просвещение », 1996 - 256с., с илл. ISBN 5-85429-013-8.

2. Вахрушев. Уроки чтения в 2-м классе по книге «Литературное чтение» .[Текст] / Методические рекомендации для учителей. - М.: «Просвещение», 2001. - 208 с. (Серия «Свободный ум») ISBN 5-85939-277-Х.

10.2 Консультация методиста: Байгильдина О.Н., Смоленцевой Т.А. классный руководитель 2 «А» класса.


































План урока:


  1. Организация начала урока

    1. Приветствие

    2. Проверка рабочих мест

    3. Настрой учащихся на урок

  1. Проверка домашнего задания

  2. Речевая разминка

  3. Актуализация знаний. Постановка целей урока

  4. Физкультминутка

  5. Работа с текстом во время чтения

  6. Организация завершения урока

7.1 Заключительная беседа

7.2 Сообщение домашнего задания

    1. Рефлексия







































Ход урока


Этап урока

Ход урока

  1. Организационное начало урока

    1. Приветствие


- Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения буду вести я. Меня зовут Максим Григорьевич



    1. Проверка рабочих мест



У: Для начала я попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должны быть учебники по литературному чтению, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Покажите, как вы готовы к уроку. Стоим прямо, красиво, осанка прямая, соблюдаем тишину и спокойствие. Молодцы. Садитесь.

    1. Настрой присутствующих на урок

У: Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

2.Проверка домашнего задания

У: -Произведения какого раздела учебника мы читаем ?

Д: Люблю природу русскую . Осень

У: Домашнее заданием вам было выразительно прочитать стихотворения в учебнике на с.72 -75.

У: Кто желает прочитать стихотворение?

Д: читают выразительно стихотворение-

У: Может кто то из вас попробовал себя в роли поэта и сможет сейчас прочитать нам свои стихотворения?

У: молодцы ! хорошо подготовили домашнее задание.

3.Речевая разминка

У: -Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами

У: Какие мы должны вставить слова?

Д: такие, чтобы получилась рифма

Жёлтое солнце на землю…….

Жёлтый подсолнух за солнцем …. .

Жёлтые груши на ветках …. .

Жёлтые листья с деревьев … .

(глядит.следит,висят,летят)

У: Прочитаем медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает с увеличением громкости

- 3 ряд читает с ускорением

У: Кто запомнил стихотворение? Кто сможет его прочитать наи

зусть, не подглядывая в учебник?

-

У: Один листочек упал с дерева ко мне.

У: А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения?

Д: листопад

- Чем ещё хороша осень?

Д: созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов



4.актуализация знаний. Постановка целей урока





У: Какую тему мы продолжим изучать сегодня?

Д: осеннюю

Откройте учебник на с. Посмотрите, произведение какого жанра мы будем читать? (стихотворение)

Прочитайте имя автора и название.

Что будем читать?





У: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» . Скажите куда мы отправимся?

Д: В лес

У: И конкретно о чем мы будем говорить?

Д: О грибах

У: Верно. Мы узнаем кое - что о грибах и познакомится с новым видом текста.

Первичное восприятие

Самостоятельное чтение стихотворение

У: Ребята прочитайте про себя стихотворение

Оправдались ли наши предположения

5. Вторичное чтение и анализ

У:А теперь давайте еще раз прочитаем стихотворнеие

У:Кто желает читать?

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзину взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

все грибы перепугал.

У: почему поэт выбрал именно такое название? Нравятся ли ему хитрые грибы? (найдите в тексте подтверждение)

У: какие строки из стихотворения вызывают у вас улыбку?

У: Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

У - Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

Грибы

Раньше считалось, что грибы - это растения. Но сейчас ученые выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется - грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные.

Подберезовик , подосиновик , белый гриб, мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба - все это грибы. (из энциклопедии)


У: Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос?

Д: Грибы - это не растения и не животные.

У: Так что же такое грибы?

Д: Это особое царство природы, которое так и называется грибы.

У: Сравните эти два текста. Какой из них написал ученый, а какой поэт? Объясните?

Д: «Хитрые грибы» - это стихотворение, а Грибы - это научный текст


У: Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.


У: О каких грибах говорится в этом тексте?

Д: В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.

У: Дети, а кто является автором этого текста?

Д: Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.

У: Кто знает, что такое энциклопедия?

- Энциклопедия - это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия - это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

У: Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

У В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

У Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

У: Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал








6. Физкультминутка










Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать


7.Продолжение работы по теме урока

Кто из вас собирал грибы? Расскажите что вы знаете об этом занятии?

У: Что можно сделать с разными грибами для употребления в пищу?

Д: Сушить, мариновать, тушить, солить ит.д

У: Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая -важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная - «+»).



- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.

- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные

У : А знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой

  1. Серые шляпки.

Рябые ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

  1. В белом парике

Да белом пиджаке

В шляпке ярко - красной

Красивой да опасной

Кто его с собой возьмет -

Тот и горшка хлебнет

(Мухомор)

Он в : А почему мухомор получил такое название?

Д: Настоем этого гриба раньше морили мух.

У: А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

Д: Нет, он служит лекарством для животных


После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные

Самые заметные. (Сыроежки).

У: Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

У: Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)

5. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

У: Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

6. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

7. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

8 Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые ... (лисички)

9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я - ... (подосиновик)

10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

11.Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

-У Назовите съедобные грибы.

- У Назовите несъедобные грибы.



6.Организация

завершения урока

6.1 Заключительная беседа

Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?


6.2 Сообщение домашнего задания

Подготовить выразительное чтение стихотворения и статьи. Кто желает может нарисовать съедобные и несъедобные грибы

6.3 Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)

- (дети выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.









© 2010-2022