• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Взаимодействие с библиотекой по формированию проектных компетенций учащихся как условия раскрытия их творческого потенциала

Статья Взаимодействие с библиотекой по формированию проектных компетенций учащихся как условия раскрытия их творческого потенциала

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИБЛИОТЕКОЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЯ РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Мельникова Д.В., Челябинск

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский


Семь чудес света создали люди в древности. Книгу можно назвать «Восьмым чудом света». Этому чуду люди радуются более пятисот лет. Невелико это чудо, но в нем помещается весь мир. Когда мы открываем книгу - происходит удивительное чудо! Книга начинает разговаривать с нами, уносит нас то в тридевятое царство, то тридевятое государство. Однако сегодня мы с сожалением констатируем факт, что книги и чтение занимают в жизни наших детей все меньше и меньше места. Их вытесняют интернет, телевидение, видео, компьютер, всевозможные гаджеты. Не стоит забывать о том, что чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободнее писать. Если обобщить все вышеперечисленное получится проектная компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Благодаря проектным компетенциям, мы можем раскрыть творческий потенциал каждого ребенка - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи с библиотекой. Три составляющих - школа, семья, библиотека создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века. Над проблемой детского чтения сегодня работают специалисты разных областей наук: учителя, библиотекари, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Наша школа не исключение. На протяжении двух лет в МБОУ №61 г.Челябинска осуществляется эффективное сетевое взаимодействие с районными библиотеками. Учащиеся начальной школы посещают библиотеку каждую неделю. Направлениями работы являются: - формирование читательской потребности; - развитие читательской и информационной культуры; - обучение умению работать с книгой и информацией. Формы работы: - реализация совместных проектов, акций, внеаудиторных занятий; - разработка перечня литературы внеклассных чтений; - совместные мероприятия: викторины, праздники, конкурсы, встречи с поэтами и писателями, привлекающие внимание к чтению; - внеклассная работа; - организация и проведение научно-практических конференций. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа и с семьями учащихся: совместные проекты, акции, родительские собрания, семинары-практикумы, конкурсы, проведение заочных, дистанционных викторин и конкурсов. За это время учащиеся начальной школы приняли участие в более ста пятидесяти литературных мероприятий, каждое из которых, безусловно, оставляет след в душе ребенка на всю жизнь. Одной из форм по привлечению учащихся к чтению является участие в проекте «Малахитовая шкатулка». Задолго до конкурса начинается активная подготовка по изучению творчества уральского сказочника П.П.Бажова: знакомство с биографией писателя, чтение и обсуждение его произведений, просмотр фильмов по его сказам, оформление читательского уголка, участие в викторинах, изготовление костюмов для театрализованной деятельности. В проекте принимают участие и родители учащихся, которые шьют костюмы для ребят, помогают оформлять читательский уголок. А потом дружно «болеют» за своих артистов. В период с 2013 по 2015 годы ребята нашей школы побывали на творческих встречах с уральскими писателями и поэтами: Севериной Борисовной Школьниковой, Ниной Васильевной Пикулевой, Еленой Сыч, Михаилом Придворовым, Ириной Ежовой, Янисом Грантсом. Традиционно ребята нашей школы принимают участие в районной неделе детской книги: изготавливают закладки для книг, рисуют иллюстрации к произведениям и фотографируются с любимыми книгами, участвуют в викторинах о поэтах и книгах-юбилярах, учат стихотворения наизусть и многое другое. Ежегодно наша школа участвует в акции «Челябинск читает детям». В марте 2015 года более двухсот учащихся начальной школы услышали чтение вслух книги Геннадия Черкашина «Кукла». Затаив дыхание, со слезами на глазах, дети слушали рассказ-притчу о том, что война делает с человеком, с его душой. Этот рассказ о девочке и о кукле Маше, которым вместе пришлось пережить войну и блокаду, навсегда останется в сердце детей. Второй год подряд школа принимает участие в Международном дне чтения. А наши друзья - библиотеки и библиотекари постоянно организуют праздники и памятные даты для младших школьников: «Прощание с азбукой», «День семьи», «9 мая», «Снятие Блокады Ленинграда», «Волшебный новый год», «Международный день родного языка», «Всемирный день кошек», «8 марта», «День музыки» и т.д. Активное сотрудничество с библиотеками именно сегодня стало наиболее актуальным, ведь 2015 год объявлен Годом литературы в России. Популяризации детского чтения и взаимодействия школы с библиотеками способствуют многочисленные публикации в блогах педагогов школы: школьного библиотекаря, учителей начальных классов, заместителей директора. Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей учащихся с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Литература

  1. Блог библиотеки школы №61 libmou61.blogspot.ru/
  2. Блог методического объединения учителей начальных классов школы №61. Страница «Дружба с библиотекой» mo61unk.blogspot.ru/p/blog-page_4.html
  3. Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 11 - 16
  4. Мокина М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. - 2008. -
  5. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). - М.: Школьная библиотека. 2005. 512 с.;
  6. Тихомирова И.И. О развитии творческого чтения в России//Школьная библиотека. М., 2008. №1. С.68-73.


© 2010-2022