- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему: Члены предложения
Конспект урока русского языка на тему: Члены предложения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шинакова М.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения;
- совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены по вопросу;
- развивать орфографическую зоркость на практическом материале;
- формировать умения применять изученные правила правописания;
- развивать умения составлять словосочетания, предложения;
- развивать речь учащихся через работу над предложением, текстом;
- развивать навыки работы в группе;
- формировать умение обобщать и систематизировать полученные знания;
- учить использовать различные средства для получения необходимой информации;
- воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы, самостоятельности;
- развивать кругозор учащихся, воспитывать интерес к родному языку.
- учебник;
- рабочие тетради;
- словарь-справочник;
- компьютер, детские ноутбуки, УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ», проектор.
Этап урока
Содержание
Орг.момент
Орфографическая работа
Словарный диктант
Слайд №1.Прочитайте по цепочке по одному предложению.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
У. На уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
Слайд №2
«Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости»
Прочитайте высказывание.
Как вы понимаете это выражение?
(Писать надо красиво, правильно, аккуратно, разборчиво)
Писать надо с уважением к тому, кто читает. А кто может стать читателем написанного вами?
(Мама, папа, друзья, учитель)
А главное - уважать себя, свой труд. Как же будем писать?
(Чисто, красиво, аккуратно)
У. Для урока нам понадобится ручка, тетрадь, словарик-справочник, наши ноутбуки. Откройте тетради, отступите 2 линейки от предшествующей работы. В тетрадях число: 30 ноября. Классная работа.
Какие орфограммы встретились при написании числа?
(Безударные гласные: проверяемые и непроверяемые)
Какое еще слово содержит безударный гласный, который нельзя проверить? (Работа)
Как мы называем такие слова? Чем пользуемся в трудных случаях?
(Словарные слова, орфографическим словариком)
У. Вспомним написание некоторых известных нам словарных слов.
Словарный диктант по картинкам.
Слайд №3-№10.
(Ученики диктуют слова по цепочке, орфограмма проговаривается и подчеркивается)
У. В русском языке много слов, написание которых требует запоминания. Историю одного слова сегодня расскажет и покажет …
Презентация ученика «история о слове» Подготовка к постановке цели, определению темы урока
Тема урока, цель урока
Систематизация знаний о членах предложения
Итог урока Рефлексия Видите, как много мы можем сказать о слове. Слова русского языка, которые существуют по одному, в речи объединяются в словосочетания и предложения. Слайд №11. Слушают учителя. Наступила зима. Готовились к встрече. Ученики слушают. Интересную книгу. Дети читают. Прочитайте. Как вы объясните деление на 2 столбика. (В 1 - словосочетания, во 2 - предложения) Определите главное и зависимое слово в каждом ссч. Как вы определили, что во 2 столбике предложения? (Нашли грамматическую основу) Дополните словосочетания до предложения. Сделайте предложения распространенными. Много можем составить предложений разных, интересных, запишем следующее. Ребята долго готовились к встрече с друзьями. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. Задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их. Дайте характеристику предложения, пользуясь схемой. (Пов., невоскл., распр.) Видите, как много мы уже знаем о членах предложения. Сегодня на уроке мы постараемся кратко, сжато, но понятно и доступно оформить все наши знания о предложении в удобную схему. Как она будет называться? (Члены предложения) Откроем наши справочники на новой странице, записываем название схемы. Ну а чтобы вам веселее работалось, расскажу вам сказку. Давным - давно, много-много лет назад, в одном небольшом, но очень важном царстве-государстве, которое называлось Предложение, правили Король и Королева. Король требовал, чтобы все и всегда говорили только о нем и задавал всегда только 2 вопроса - КТО? И ЧТО? Как вы думаете звали Короля? (Подлежащее) Записываем как на доске. Королева была не менее важной персоной в государстве, она была чрезвычайно любопытна и задавала больше вопросов: что делать? Что сделать? Каков?. И звали Королеву… (Сказуемое) Записываем как на доске. Король в знак своей власти носил 1 ленточку, а Королева 2. (Подчеркиваем) Король и Королева были главными в государстве (Главные члены предложения) Записываем как на доске. Король и Королева были практически неразлучны, но вдвоем им было скучно, кто-то должен был восхвалять Короля, и уточнять желания Королевы. Восхваляли Короля особые подданные, они всегда задавали вопросы - Какой? Какие? И ходили в костюмах в волнистую полосочку. Кто эти слуги? (Определения) Записываем как на доске, подчеркиваем.. Ну а у Королевы было 2 слуг. Они абсолютно во всем от нее зависели и были очень любопытны. ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? О ком? О чем? Кого? Чего? И другие (Это дополнения и обстоятельства.) Записываем и подчеркиваем как на доске. Поскольку роль слуг при дворе не была главной, их называли… (Второстепенными) Записываем как на доске. Верные слуги в тайне общались друг с другом. Покажем это на схеме.
Члены предложения
Главные Второстепенные
Подлежащее Определение
Сказуемое Дополнение
Обстоятельство
У нас получилась схема. Все ли в ней понятно? Полная ли информация представлена? (Да - Нет) Что еще можно добавить? (Чем выражены члены предложения, примеры) Предлагаю, разделившись на 5 групп, дополнить нашу таблицу. 1 гр. - подлежащее; 2 гр. - сказуемое; 3 гр. - дополнение; 4 гр. - определение; 5 гр. - обстоятельство. Договоритесь, кто в группе за что будет отвечать. Где мы можем взять информацию? Учебник, голова, тетрадь, компьютер. Детям выдаются карточки с указанием страниц в учебнике, указанием раздела УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ», где можно взять примеры и задания. Выступление каждой группы (Дополнение таблицы примерами). В ходе выступления каждой группы коллективно выполняем задания УМК, предложенное группой, по ее теме. (Или даем время на выполнение с последующей проверкой) Что нам удалось создать за этот урок? Для чего? Если вам понятно, как пользоваться таблицей и о чем она - нарисуйте зеленый кружок светофорчика, если не все, но многое - желтый, если вы не поняли, для чего нужна таблица и как ею пользоваться - нарисуйте красный сигнал светофора.