- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности. (Для работы с комплектом компании Архимед)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. (Для работы с комплектом компании Архимед)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васюнина М.В. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПрОГРАММА начального общего образования
МОУ «СОШ № 218»
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
курс «КЛУБ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»
Пояснительная записка
Статус документа
Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя» создана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 218», комплекта лабораторного оборудования Корнели Мёллер.
Программа конкретизирует содержание требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования внеурочной деятельности по курсу «Клуб юного исследователя», основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; последовательность изучения разделов и тем курса. Основная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.Структура документа Программа содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики спортивно-оздоровительного направления; 2) общую характеристику курса внеурочной деятельности; 3) описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; 6) содержание учебного курса; 7) учебно-тематический план; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика курса «Клуб юного исследователя».
Курс «Клуб юного исследователя» обусловлен тем, что в настоящее время педпрактика испытывает затруднения в том ,что у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; - низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания - обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; - обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данный курс способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель курса - трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи: - обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных опытов, исследований; - формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;- выявление творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 218» отводит на изучение курса «Клуб юного исследователя», в 1-4 классе 17 ч в год, всего 34 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Клуб юного исследователя».
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.Результаты освоения учебного курса «Клуб юного исследователя».
Личностные универсальные действия У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новым способам познания новому содержанию;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
- познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности:
- морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно принимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения задачи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать и выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- обобщать;
- подводить под понятия;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
- осуществлять расширенный поиск информации;
- фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
- строить логические рассуждения;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях:
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра;
- владеть монологической и диалогической речью.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.
Основное содержание курса «Клуб юного исследователя» (34 ч)
Цель изучения окружающего мира в школе - построение научной картины мира, создание разнообразных моделей природных и социальных явлений. Первым шагом на этом пути может стать моделирование в ролевой игре. Затем в курсе природоведения дети изучают те или иные закономерности, работая с изображениями людей, растений, животных. Наступает стадия вербального освоения темы - рассказы детей, делящихся своим опытом, обобщаются учителем. И, наконец, сформулированные ребятами законы природы подлежат проверке при помощи специального лабораторного оборудования, по-детски прочного и по-взрослому точного. Комплект оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум. Модуль «Плавание и погружение» Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть - маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит - тонут предметы или плавают. Модуль «Воздух и атмосферное давление» позволяет обучающимся провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Плавание и погружение
Что плавает - что тонет?
1
0,5
0,5
Плавание и погружение сплошных тел.
1
0,5
0,5
Что плавает - что тонет?
1
0,5
0,5
Первые предположения.
1
0,5
0,5
Почему один нож плавает, а другой нет?
1
0,5
0,5
Что плавает - что тонет?
1
0,5
0,5
Строим плот из разных материалов?
1
0,5
0,5
Вытеснение воды
1
0,5
0,5
Опыт по вытеснению воды.
1
0,5
0,5
Воздух и атмосферное давление
Воздух занимает место
1
0,5
0,5
Воздух тормозит движение
1
0,5
0,5
Ветер - это движущийся воздух
1
0,5
0,5
Сжатый воздух
1
0,5
0,5
Что происходит с сжатым и нагретым воздухом?
1
0,5
0,5
Теплый воздух поднимается вверх
1
0,5
0,5
Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен.
1
0,5
0,5
Способы борьбы с пожаром
1
0,5
0,5
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Плавание и погружение
Почему корабль плавает? Выталкивающая сила
1
0,5
0,5
Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Почему железо тонет, а воск плавает? - Наглядные представления
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Воздух и атмосферное давление
Имеет ли воздух массу?
1
0,5
0,5
Воздушный океан
1
0,5
0,5
Мы изучаем «ничто»
1
0,5
0,5
Открытие вакуума Отто фон Герике - магдебургские полушария
1
0,5
0,5
Знакомство с действием давления воздуха в различный опытах
1
0,5
0,5
Первые предсказания погоды вакуума Отто фон Герике - барометр
1
0,5
0,5
Вакуум полезен: хранение продуктов питания
1
0,5
0,5
«Волшебные опыты» - давление воздуха
1
0,5
0,5
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
Технические средства
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
на каждого ученика
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
Экранно-звуковые пособия
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
Оборудование класса
на каждого ученика
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
не менее 1 экз. на класс
6