Рабочая программа по внеурочной деятельности. (Для работы с комплектом компании Архимед)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПрОГРАММА начального общего образования

МОУ «СОШ № 218»

Внеурочной деятельности

Общеинтеллектуального направления

курс «КЛУБ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»

Пояснительная записка

Статус документа

Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя» создана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 218», комплекта лабораторного оборудования Корнели Мёллер.

Программа конкретизирует содержание требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования внеурочной деятельности по курсу «Клуб юного исследователя», основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; последовательность изучения разделов и тем курса. Основная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа Программа содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики спортивно-оздоровительного направления; 2) общую характеристику курса внеурочной деятельности; 3) описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; 6) содержание учебного курса; 7) учебно-тематический план; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика курса «Клуб юного исследователя».
Курс «Клуб юного исследователя» обусловлен тем, что в настоящее время педпрактика испытывает затруднения в том ,что у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; - низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания - обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; - обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данный курс способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель курса - трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи: - обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных опытов, исследований; - формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;- выявление творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности


План внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 218» отводит на изучение курса «Клуб юного исследователя», в 1-4 классе 17 ч в год, всего 34 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса «Клуб юного исследователя».

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты освоения учебного курса «Клуб юного исследователя».


Личностные универсальные действия У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • интерес к новым способам познания новому содержанию;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
  • познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности:
  • морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные универсальные действия Обучающийся получит возможность научиться:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно принимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные универсальные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать и выделять главное;
  • осуществлять синтез;
  • проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно- следственные связи;
  • обобщать;
  • подводить под понятия;
  • устанавливать аналогии;
  • видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации;
  • фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
  • строить логические рассуждения;
  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные универсальные действия Обучающийся научится:
  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях:
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра;
  • владеть монологической и диалогической речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

Основное содержание курса «Клуб юного исследователя» (34 ч)


Цель изучения окружающего мира в школе - построение научной картины мира, создание разнообразных моделей природных и социальных явлений. Первым шагом на этом пути может стать моделирование в ролевой игре. Затем в курсе природоведения дети изучают те или иные закономерности, работая с изображениями людей, растений, животных. Наступает стадия вербального освоения темы - рассказы детей, делящихся своим опытом, обобщаются учителем. И, наконец, сформулированные ребятами законы природы подлежат проверке при помощи специального лабораторного оборудования, по-детски прочного и по-взрослому точного. Комплект оборудования позволяет провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум. Модуль «Плавание и погружение» Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть - маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит - тонут предметы или плавают. Модуль «Воздух и атмосферное давление» позволяет обучающимся провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха; получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.

Учебно-тематический план

1 год обучения


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Плавание и погружение

Что плавает - что тонет?

1

0,5

0,5

Плавание и погружение сплошных тел.

1

0,5

0,5

Что плавает - что тонет?

1

0,5

0,5

Первые предположения.

1

0,5

0,5

Почему один нож плавает, а другой нет?

1

0,5

0,5

Что плавает - что тонет?

1

0,5

0,5

Строим плот из разных материалов?

1

0,5

0,5

Вытеснение воды

1

0,5

0,5

Опыт по вытеснению воды.

1

0,5

0,5

Воздух и атмосферное давление


Воздух занимает место

1

0,5

0,5

Воздух тормозит движение

1

0,5

0,5

Ветер - это движущийся воздух

1

0,5

0,5

Сжатый воздух

1

0,5

0,5

Что происходит с сжатым и нагретым воздухом?

1

0,5

0,5

Теплый воздух поднимается вверх

1

0,5

0,5

Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен.

1

0,5

0,5

Способы борьбы с пожаром

1

0,5

0,5



Учебно-тематический план

2 год обучения


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Плавание и погружение

Почему корабль плавает? Выталкивающая сила

1

0,5

0,5

Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?

1

0,5

0,5

Сила выталкивания

1

0,5

0,5

Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется»

1

0,5

0,5

Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает»

1

0,5

0,5

Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность

1

0,5

0,5

Что плавает - что тонет?

1

0,5

0,5

Почему железо тонет, а воск плавает? - Наглядные представления

1

0,5

0,5

Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?

1

0,5

0,5

Воздух и атмосферное давление


Имеет ли воздух массу?

1

0,5

0,5

Воздушный океан

1

0,5

0,5

Мы изучаем «ничто»

1

0,5

0,5

Открытие вакуума Отто фон Герике - магдебургские полушария

1

0,5

0,5

Знакомство с действием давления воздуха в различный опытах

1

0,5

0,5

Первые предсказания погоды вакуума Отто фон Герике - барометр

1

0,5

0,5

Вакуум полезен: хранение продуктов питания

1

0,5

0,5

«Волшебные опыты» - давление воздуха

1

0,5

0,5


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»

не менее 1 экз. на класс

Рабочая программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Клуб юного исследователя»

не менее 1 экз. на класс

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

не менее 1 экз. на класс

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

не менее 1 экз. на класс

Компьютер

не менее 1 экз. на класс

Нетбуки

на каждого ученика

Мультимедийная доска

не менее 1 экз. на класс

Фотокамера (цифровая)

не менее 1 экз. на класс

Видеокамера цифровая со штативом

не менее 1 экз. на класс

Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»

не менее 1 экз. на класс

Комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»

не менее 1 экз. на класс

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

не менее 1 экз. на класс

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения

не менее 1 экз. на класс

Технологические карты, книга с инструкциями (в том числе электронные)

не менее 1 экз. на класс

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

на каждого ученика

Стол учительский с тумбой

не менее 1 экз. на класс

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

не менее 1 экз. на класс

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

не менее 1 экз. на класс

6



© 2010-2022