«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Неволина С.А.,

учитель начальных классов

МКОУ АГО « Бакряжская СОШ» СЛ.1. Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Анализ ФГОС НОО второго поколения утверждает актуальность такой темы как «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Сл.2. Цель - выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся. Сл.3. Задачи: 1. Рассмотреть особенности содержания современного начального образования. 2. Рассмотреть способы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании. 3.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способ-ствуют активизации познавательной деятельности на практике. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сл.4. Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Сл. 5. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника. Сл.6. Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы обучения. Применяя на уроках интерактивные методы обучения, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Сл.7. Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Налаживание межличностных взаимоотношений. Умение работать с командой и в команде. Повышение познавательной мотивации. Обучение навыкам успешного общения. Воспитание лидерских качеств. Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Сл.8. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1.Пассивный метод; 2. Активный метод; 3. Интерактивный метод.. Каждый из них имеет свои особенности. Сл.9.«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся». Пассивный метод (схема 1) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, контрольных работ, тестов и т. д. , пассивный метод считается самым неэффективным.«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся». Сл.10. Активный метод (схема 2) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
Сл.11. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Сл.12. Существует большое множество методов интерактивного обучения. Применяя на уроках интерактивные методы обучения, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока. Формами интерактивного обучения являются: 1. работа в статичных парах или парах сменного состава; 2. работа в малых группах; 3. игровое сотрудничество. Сл.13. В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом: «Проекты» «Общий галдёж» «Мозговая атака» «Словесные ассоциации» «Общая дискуссия» « Рисование» «Сходства/ различия» «Воспроизведение информации» «Ранжирование» «Обобщени» «Поиск соответствий» «Выявление последствий» «Классификация» «Ролевая игра» «Исследование и отчёт» Сл. 14. Рассмотрим приём: « Общая дискуссия». Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.( см. Приложение №1) Сл.15. Виды дискуссий:  Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.  Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.  Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся здесь и теперь. Сл.16. Ещё один приём - это «Мозговая атака». «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника). 4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. Сл.17. Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.  Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.  Проекты-наблюдения - наблюдение за природой, сравнение времен года: « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т.д. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.( см. Приложение №2 ) Применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:  принятия самостоятельных решений;  умение ставить задачи и задавать вопросы;  поиск нестандартных, оригинальных решений;  способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;  раскрытие индивидуального потенциала. Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя. Сл.18. Давайте сейчас мы с вами на примере приема «Ранжирование», решим следующее задание "Что важно для меня?" Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные. При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими. Сл 19. Далее прием «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий. Задание "Поиск соответствий". Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш. Животное Детеныш 1. Собака а) Ягненок 2. Овца Б) Теленок 3. Лошадь В) Щенок 4. Корова Г) Жеребенок Сл.20. Следующий прием «Рейтинг». Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний. (см. Приложение №3) Сл.21. Прием «Верно/Неверно». При выполнении приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий. А.С. Пушкин - великий русский писатель. Первые сказки А.С.Пушкину читала его няня- Арина Родионовна. Сказка - это вымышленный рассказ. "Сказка о рыбаке и рыбке" это народная сказка. Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер. Правильно или требует изменений? При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным. Сл.22. Задание «Исправление ошибок». У велосипеда две ноги. Коровы дают траву и кушают молоко. В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка. Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев. Сл.23. В заключении хочется сказать, совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить несколько различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей. Как нам известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонными знаниями, формировать в них умения и навыки, вырасти личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением. Исходя из этого для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления. Чувство самоуверенности учеников возникают тогда, когда им позволяется участвовать в организации класса и урока, предоставляется свобода в изучении и их мысли причиняют общественные обсуждения. Сл. 24. Спасибо за внимание!


Литература.

1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.

2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.

3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой - народный учитель // Начальная школа,

2008 г., №8.

7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.

8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя шк Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.

9.Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.

10.Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

11.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.

12.Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

13.Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4

14.Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005г.,

Приложение.

Приложение №1


Учитель ведет дискуссию: - Дети, вам нравится работать с трудными заданиями? - Рассмотрите данные фигуры.


- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему? Ученик. Я считаю, что лишняя фигура - круг. Учитель. Докажи. Ученик. У него нет углов. А еще нет сторон. Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры? Ученики. Все они имеют углы. А еще они имеют стороны. Я хочу добавить, что все они состоят из ломаных замкнутых линий, но только с разным количеством звеньев. Я согласна со всеми, но еще у данных фигур есть вершины, это тоже общее. Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним сло-вом? Ученики. Я думаю, это многосторонники. А может, это всеугольники или всесторонники? Нет, это многоугольники. Старшая сестра их так называла. Учитель. Какое же название вам больше всего понравилось? Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники.








Приложение № 2.

Проект « Распорядок дня».



Цели проекта (поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом. Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем - это цифровые фотографии, Многие дети подобрали соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеили их в нужном порядке. Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.



Приложение 3

Прием «Рейтинг».

Высказывания

Мое мнение

1.

Сказки Пушкина легко читаются, легко заучиваются.

2.

Их любят и взрослые и дети.

3.

Сказки наполнены разными чудесами.

4.

В них всегда счастливый конец.

5.

Я тоже могу писать сказки.

6.

Сказки Пушкина пересказу не подлежат.

7.

Я люблю читать сказки Пушкина.


© 2010-2022