Современный урок в условиях реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в условиях реализации ФГОС

Современный мир выдвигает сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, креативность, целеустремлённость, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации. Поэтому подготовка учеников к жизни должна закладываться уже в школе. Отсюда и вытекают все неизбежные реформы в образовании. То есть требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая системы образования уступает место развивающей.

Изменяются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным!

Современный урок - это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Мотивационно - целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Её можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий - направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке - формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

  • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

  • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя современный урок, составляет технологическую карту урока. Рассмотрим структуру традиционного и современного урока.

Структура традиционного урока

Структура современного урока

1

Орг. момент

Самоопределение деятельности

2

Проверка д\з

Актуализация опорных знаний

3

Объяснение нового материала

Постановка проблемы(создание проблемной ситуации)

4

Открытие новых знаний

5

Первичное закрепление

Первичное закрепление

6

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

7

Итог урока

Включение нового знания в систему знаний( повторение)

8

Рефлексия деятельности

В качестве примера поделюсь проектом урока в 3 классе.






Технологическая карта урока

3-ий класс

«Изобразительное искусство»


Тема: «Пуантилизм» - необычное направление живописи.

Цель: Открытие учащимися возможностей и приёмов новой техники выполнения рисунка - «пуантилизм».

Задачи:

  • Формировать умения выполнять основные приёмы в технике «пуантилизм»;

  • Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования иллюстраций к прочитанному произведению;

  • Воспитывать у учащихся чувства прекрасного, аккуратность, наблюдательность, любовь к искусству. Воспитывать эстетический вкус, укреплять межпредметные связи (литература).

ЗАДАНИЕ:

Нарисовать иллюстрацию к изученному на уроке литературного чтения произведению В. Драгунского «Девочка на шаре» в технике «пуантилизм».

МАТЕРИАЛЫ: Бумага, гуашь, ватные палочки.

Оборудование: педагогический рисунок, ТСО (мультимедийный проектор, ноутбук), видеосюжет «Последовательность этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм», принадлежности для рисования.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников

(возможные варианты)

I. Самоопределение к деятельности.

Актуализация опорных знаний.



Звучит музыка, в классе появляется балерина и танцует. - Ребята что мы сейчас с вами наблюдали? - Как вы считаете, может ли быть связан сегодняшний урок и балет? А что вы знаете о балете? ПК



Дети наблюдают за балериной.

Балет.

Возможные варианты ответов:

Познавательные действия (П) 1.Отделять известное от неизвестного. 2. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.
4. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.


Регулятивные действия (Р) 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия (К) 1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. 3. Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные и письменные тексты. 4. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.










Личностные результаты (Л) 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5.Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

II.

Постановка

проблемы.


III. Поиск решения проблемы (Открытие нового знания).



- Какой вопрос возникает? КР
Учитель предлагает детям рассмотреть костюм балерины.

Что интересного есть в одежде балерины?

Пуанты! Какое красивое слово, по-настоящему французское.

- А кто знает, что оно означает?

Именно поэтому слово «пуанты» в первую очередь ассоциируется с балетом.

- Но какая же связь все-таки может быть между художником и пуантами? ( Дети могут предположить, что возможно художники ходили на пуантах.)


Дети совместно с учителем приходят к выводу, что на самом деле художники в пуантах не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма. Их называли "художники -пуантилисты".

- А что означает слово пуантилизм? (По желанию ребёнок выходит в электронный словарь и сообщает значение слова пуантилизм) Пуантилизм (от французского pointiller - "писать точками", пуантилизм - от французского pointel - "письмо точками").

Пока ребёнок ищет значение слова «пуантилизм», учитель показывает картины на слайдах в технике пуантилизма.

Кто сформулирует тему нашего урока?

Какую цель мы себе поставим? ПК

(Научиться рисовать, используя технику «пуантилизм»).


Возможно, мы будем сегодня рисовать балерину? Возможен другой вариант проблемного вопроса.

Пуанты.
Это специальная обувь балерины.

Девочка - Балерина рассказывает о пуантах.

Дети рассматривают картины на слайдах и пытаются сами объяснить, что это за техника.

После этого ребенок, который нашёл объяснение в словаре, сообщает и дополняет ответы детей.



- А что мы сегодня будем рисовать в технике «пуантилизм», вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (Приложение 1) Дети в группах разгадывают кроссворд, на слайдах появляются картинки на тему цирк.
- Как называется рассказ, в котором события происходят в цирке? - Ребята я сегодня предлагаю вам проиллюстрировать этот рассказ в технике пуантилизма.

Разгадывают, отвечают.


Ребята вспоминают, что на уроке литературного чтения они читали рассказ Виктора Драгунского "Девочка на шаре".

IV. Первичное

закрепление.

Самостоятельное выполнение работы. - Учитель показывает видеосюжет с последовательностью этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм. РЛ

Планируют этапы выполнения работы.

Выполняют рисунок в технике пуантилизма.

V. Включение нового знания в систему знаний( повторение)

VI.Рефлексия.

Ребята, получилось ли у вас овладеть приёмами новой техники выполнения рисунка - «пуантилизм»? Какие отличительные черты данной техники вы наблюдали? Учитель на слайде предлагает несколько картин нарисованных в разных техниках. Ребята называют. (Например: монотипия, пуантилизм и др.)
Дети сами оценивают, анализируют работы. Высказывают своё мнение, что получилось в работе, или где-то можно добавить другой оттенок. Дети рассказывают своё впечатление от работы по данной теме.

Л К Р

Дети крепят на магниты свои работы.

Оценивают высказывают своё мнение.

Своё выступление хотелось бы закончить словами из стихотворения Николая Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
И поэтому, хотелось бы пожелать, чтобы мы педагоги предоставляли возможность детям самостоятельно искать и находить, решать, изобретать.



© 2010-2022