- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока музыкальное искусство в 1 классе. Тема урока: Что значит «слышать музыку»
Методическая разработка урока музыкальное искусство в 1 классе. Тема урока: Что значит «слышать музыку»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рева Г.И. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Что значит «слышать музыку»? Тема
Что значит «слышать музыку»? Цель Понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать ее. Тип урока Занимательное занятие (введение в тему и углубление пройденной темы) Задачи Обучающие - способствовать компетенции навыков слушания, сравнения, пения. Развивающие - развивать способность эмоционально воспринимать музыку Воспитывающие - воспитывать чувство интереса к музыке Планируемые результаты (предметные)
- Знать истоки музыкального искусства; уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая музыку и характеризовать музыкальные произведения;
- развитие умений воспринимать на слух музыку;
- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание песни по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- высказывать и аргументировать своё отношение к услышанному
- развивать воображение
-
воспитание чувства прекрасного любви к музыке
-
воспитание навыков эмоционально осознанного восприятия музыки
-формирование усидчивости и самоконтроля
-формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения Образовательные ресурсы компьютер с музыкальной наглядностью, наглядности, проектор. Методы Музыкальное обобщение, забегание вперед и возращение к пройдённому, размышление о музыке. Приемы и формы работы Фронтальный Коллективный
Ход урока
-
Организационный момент.
Вход по музыку Приветствие учителя:
Прозвенел звонок
Мы начинаем наш урок!
-
Новый материал, слушание.
- Как вы думаете, почему слова «музыка» и «человек» и «мука» связаны между собой? ( Благодаря человеческому труду рождается музыка)
УСТАНОВКА НА СЛУШАНЬЕ:
- Нам надо проверить наши предположение, и для этого давайте мы прослушаем песню Б. Окуджавы «Музыкант».
ПОСАДКА СЛУШАТЕЛЯ
- Наше предположение подтвердилось? Действительно ли благодаря человеческому труду рождается музыка?
- Посмотрите на рисунок «Руки музыканта-скрипача» и скажите: как вы думаете: что означают слова «музыкант играл на скрипке»?
- Мы видим человека, который играет на скрипке? (Нет) Но мы может представить того человека, который играет и того, который слушает.
- Легко ли играть на скрипке? (Нет)
- Да, конечно сложно, и это подтверждают следующие слова песни:
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
- Что же еще надо для того, чтобы получилась музыка? (талант, фантазия, трудолюбие, наблюдательность…).
-Все ли музыканты, умеющие играть на скрипке, становятся великими музыкантами, в руках которых оживают музыкальные инструменты?
-Почему?
- Посмотрите на портрет известного скрипача Леонида Ко'гана.
- Как вы думаете легко ли ему удается извлекать звуки из скрипки?
- Давайте посмотрим на его выражение лица? Какое оно?
- Можем ли мы смотря на портрет понять что он играет?(нет), А предположить?
-
Повторное слушание
ПОСАДКА СЛУШАТЕЛЯ
- Давайте еще раз послушаем песню, а вы подпевайте и представляйте себя скрипачами.
- Скажите, кем вы себя ощущали, когда размышляли над песней, пели ее?
-Мы сейчас с вами были не только слушателями, но и соучастниками рождения музыки.
- Так что мы поняли из слов песни? (что музыка это тяжелый труд)
- Музыка рождается человеком. Это его переживания, мысли, чувства.
-
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танец)
- А сейчас мы на машине времени перенесемся в далекое прошлое. Представим себя крестьянами. Вечер. Мы освободились от работы. Собрались на окраине деревне. У нас посиделки.
- А на посиделках обычно, что делают? (пели песни, танцевали).
-Как называются такие песни? (русские народные).
- В народной песне есть музыкант? (конечно, сам народ)
- ТАНЕЦ (под русскую народную песню)
- Где же живет музыка?(среди нас) Где мы ее можем найти? (везде)
- Давайте представим. Мы сидим у костра - слушаем песню; рисуем на песке, а в душе что-то звучит; мы заходим в лес и слышим звуки природы - это и есть музыка ; качаем ребенка - получается мелодия.
Получается, что родиной музыки является сама жизнь.
- Что же может заставить музыку звучать? (пение, звук, жест, шаг, речь, жизнь).
- Мы с вами убедились, что музыка не бывает без человека, потому что только с ее помощью можно «увидеть» душу человека, понять его мысли и чувства
-
Разучивание первого куплета песне «Музыка» Г. Струве
-
Посадка слушателя
-
Слушанье (полностью произведение)
-
Беседа: о чем эта песня? Какие чувства она у вас вызывает?
-
Посадка на пение
-
Учим первые 2 строчки
-
Учим вторые 2 строчки, соединяем вместе все строчки, поем
-
Работа над дикцией , звукообразование
-
-
Все соединяем и поем первый куплет под музыку
Итоги урока.
-
О чем мы сегодня говорили?
-
Где мы можем услышать музыку?
-
Легкий ли труд, «рождения музыке»?
-
С какими музыкантами, композиторами мы сегодня познакомились? С какими произведениями?
ВЫХОД под музыку
Приложение.
Струве
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка -
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку...
Окуджаве.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.