Методическая разработка урока музыкальное искусство в 1 классе. Тема урока: Что значит «слышать музыку»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что значит «слышать музыку»? Тема

Что значит «слышать музыку»? Цель Понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать ее. Тип урока Занимательное занятие (введение в тему и углубление пройденной темы) Задачи Обучающие - способствовать компетенции навыков слушания, сравнения, пения. Развивающие - развивать способность эмоционально воспринимать музыку Воспитывающие - воспитывать чувство интереса к музыке Планируемые результаты (предметные)

  • Знать истоки музыкального искусства; уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая музыку и характеризовать музыкальные произведения;
  • развитие умений воспринимать на слух музыку;
  • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание песни по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к услышанному
  • развивать воображение
Личностные результаты
  • воспитание чувства прекрасного любви к музыке

  • воспитание навыков эмоционально осознанного восприятия музыки

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-формирование усидчивости и самоконтроля

-формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения Образовательные ресурсы компьютер с музыкальной наглядностью, наглядности, проектор. Методы Музыкальное обобщение, забегание вперед и возращение к пройдённому, размышление о музыке. Приемы и формы работы Фронтальный Коллективный





















Ход урока

  1. Организационный момент.

Вход по музыку Приветствие учителя:

Прозвенел звонок

Мы начинаем наш урок!


  1. Новый материал, слушание.

- Как вы думаете, почему слова «музыка» и «человек» и «мука» связаны между собой? ( Благодаря человеческому труду рождается музыка)

УСТАНОВКА НА СЛУШАНЬЕ:

- Нам надо проверить наши предположение, и для этого давайте мы прослушаем песню Б. Окуджавы «Музыкант».

ПОСАДКА СЛУШАТЕЛЯ

- Наше предположение подтвердилось? Действительно ли благодаря человеческому труду рождается музыка?

- Посмотрите на рисунок «Руки музыканта-скрипача» и скажите: как вы думаете: что означают слова «музыкант играл на скрипке»?

- Мы видим человека, который играет на скрипке? (Нет) Но мы может представить того человека, который играет и того, который слушает.

- Легко ли играть на скрипке? (Нет)

- Да, конечно сложно, и это подтверждают следующие слова песни:

Как умеют эти руки

Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,

Из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии,

Которой он служил.

- Что же еще надо для того, чтобы получилась музыка? (талант, фантазия, трудолюбие, наблюдательность…).

-Все ли музыканты, умеющие играть на скрипке, становятся великими музыкантами, в руках которых оживают музыкальные инструменты?

-Почему?

- Посмотрите на портрет известного скрипача Леонида Ко'гана.

- Как вы думаете легко ли ему удается извлекать звуки из скрипки?

- Давайте посмотрим на его выражение лица? Какое оно?

- Можем ли мы смотря на портрет понять что он играет?(нет), А предположить?

  1. Повторное слушание

ПОСАДКА СЛУШАТЕЛЯ

- Давайте еще раз послушаем песню, а вы подпевайте и представляйте себя скрипачами.

- Скажите, кем вы себя ощущали, когда размышляли над песней, пели ее?

-Мы сейчас с вами были не только слушателями, но и соучастниками рождения музыки.

- Так что мы поняли из слов песни? (что музыка это тяжелый труд)

- Музыка рождается человеком. Это его переживания, мысли, чувства.

  1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танец)

- А сейчас мы на машине времени перенесемся в далекое прошлое. Представим себя крестьянами. Вечер. Мы освободились от работы. Собрались на окраине деревне. У нас посиделки.

- А на посиделках обычно, что делают? (пели песни, танцевали).

-Как называются такие песни? (русские народные).

- В народной песне есть музыкант? (конечно, сам народ)

- ТАНЕЦ (под русскую народную песню)

- Где же живет музыка?(среди нас) Где мы ее можем найти? (везде)

- Давайте представим. Мы сидим у костра - слушаем песню; рисуем на песке, а в душе что-то звучит; мы заходим в лес и слышим звуки природы - это и есть музыка ; качаем ребенка - получается мелодия.

Получается, что родиной музыки является сама жизнь.

- Что же может заставить музыку звучать? (пение, звук, жест, шаг, речь, жизнь).

- Мы с вами убедились, что музыка не бывает без человека, потому что только с ее помощью можно «увидеть» душу человека, понять его мысли и чувства

  1. Разучивание первого куплета песне «Музыка» Г. Струве

  • Посадка слушателя

  • Слушанье (полностью произведение)

  • Беседа: о чем эта песня? Какие чувства она у вас вызывает?

  • Посадка на пение

  • Учим первые 2 строчки

  • Учим вторые 2 строчки, соединяем вместе все строчки, поем

    • Работа над дикцией , звукообразование

  • Все соединяем и поем первый куплет под музыку

Итоги урока.

  • О чем мы сегодня говорили?

  • Где мы можем услышать музыку?

  • Легкий ли труд, «рождения музыке»?

  • С какими музыкантами, композиторами мы сегодня познакомились? С какими произведениями?

ВЫХОД под музыку

Приложение.

Струве

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

- Видишь, тучка в небе хмурится -

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зернышка -

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку...

Окуджаве.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она.


© 2010-2022