- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балина Т.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл».
М.М.Пришвин
Пояснительная записка
Программа курса «Мир родного края глазами души» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа «Мир родного края глазами души» создана на основании
- «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г.,
- Закона РФ «Об образовании», закона Тюменской области «Об установлении единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области», принятого областной Думой 16 июня 2000 года,
- Авторской программы З.И. Тепловой / Программа «Мир родного края глазами души», Тюмень, ТОГИРРО, 2012 г.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
-
развивать потребности общения с природой;
-
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
-
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю, начиная со 2 четверти; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
- Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
- Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
- События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
- Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал. Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Срок реализации 1 год. Режим занятий.
- Общее количество часов в год - 25 часов в 1 классе.
- Количество часов в неделю - 1 час.
- Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Ожидаемый результат:
-
рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Оценка результативности:
-
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты);
-
участие в различных конкурсах;
-
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
-
индивидуальные встречи с родителями в течение года;
-
посещение родителями различных выставок, мероприятий;
-
проведение занятий совместно с родителями.
Содержание программы
(25 часов) Формы, методы обучения могут быть различны: экскурсии, учебные прогулки, исследовательская и практическая работа, уроки - созерцания, уроки-путешествия, уроки комплекса искусств, уроки театра, фольклорные уроки. Воспитание духовности - процесс деликатный, в нём отсутствуют нравоучения, приказы. Работа по освоению духовно-нравственной культуры носит камерный характер, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объём учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути. Психическим механизмом урока должно стать «переживание, слитое воедино с пониманием» (М.С.Каган).
Программа нового курса может служить ориентиром для учителей, ведущих уроки по предмету «Основы духовно-нравственной культуры». Человек - хранитель своей души (5 ч). Рождение человека и души (тело - душа - дух). Красота души. Поэтизированный мир души. Близкие души родных, друзей. Взаимосвязь души и образа человека. Забота о душе. Глаза души - наши чувства. Мир чувств человека. Духовное здоровье. Солнце спрятано в каждом. Взаимосвязь понятий Солнца и Сердца. Солнечные люди - люди добра и красоты. Целительная сила любви. Мать - первый духовный учитель. Сердце матери. Образ матери в культуре народов Тюменского региона. Богородица Милосердная. Духовный смысл имён. Буква - носитель духовности. Символика, музыка имён близких людей. Всё подарила земля моя вечная (4ч). Земля - место, где мы появляемся на свет. Родная земля, родной край, родина. Земля мать - мы её дети. Черты сходства матери Земли с Матерью людей. Душа земли. Содружество Земли, Неба, Солнца, Ветра, Воды. Состояние земли в разные времена года. Земля - кормилица. Земля - светлая колыбель для зерна. Зерно - начало всех начал. Образ зерна полновесного и пустого. Обоснование понятия «колосья в поклоне». Образ земли в фольклоре Тюменского региона. Мифы, легенды, сказки о происхождении земли. Почитание земли в обычаях и традициях народов нашего края. Маленькие жители земли: муравьи - божьи работнички, пчела - божья «пташка», божья коровка. Духовный смысл названий. Отношение человека к этим насекомым. Чистый голос воды (3 ч). Большие и малые реки нашего края. Обь - одна из величайших рек Мира. Иртыш - межгосударственная река. Символика названий. Отношение к реке в культуре народов Тюменского региона. Душа воды. Вода - кровь земли, царица, матушка, целительница. Поэзия, музыка воды, её очистительная сила. Жизнь воды в разное время года. Озёра - глаза земли. Тюменская область - край сотен тысяч озёр. Связь с рекой. Символика названий: Липовое, Светлое, Лебяжье. Целебные озёра нашего края. Цветы - символ душевной чистоты человека (4ч). Цветы нашего края - источник красоты, радости. Душа цветов, символика, язык, музыка. Стойкость сибирских цветов, противостояние суровому климату. Рождение цветка - рождение новой жизни. Зелёная аптека под открытым небом. Лекарственные растения нашего края. Забота о растениях нашего края, бережное отношение к их сбору. Полезные и вредные растения. Солнечные цветы: одуванчик, подсолнечник, ромашка. Верность солнцу, символика. Человек и цветущая природа. Цветущий куст - дар для созерцания. Сравнивание цветка со свойствами души человека. Цветущие деревья, кустарники, травы края, где ты живёшь. Искусство аранжировки. Мир цветов в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей. Благословляю вас, леса (4 ч). Лес - храм природы, богатство Тюменского края. Красота, загадочность, величие лиственных и хвойных лесов Душа леса. Любимые деревья. Возраст деревьев: молодые, старые. Музыка, поэзия леса. Щедрость леса на наряды. Человек подобен дереву. Смысл народной мудрости о внешнем сходстве человека и дерева: голова - крона, туловище - ствол, ноги - корни. Чувство глубокой сопричастности человека к жизни деревьев. Пробуждение деревьев. Образ весенней почки - таинство рождения новой жизни. Появление листьев у разных деревьев. Птицы - символ - неба (4 ч). Пернатые друзья. Разнообразие птиц Тюменского края. Места обитания. Содружество в птичьем царстве. Забота человека о крылатых созданиях. Журавль - птица времени и пространства, души, жизненной силы. Облик птицы и её поэтическое значение: Виды журавлей: серый, белый журавль - стерх, редкая птица. Места гнездования. Лебедь - птица верности, царь всей водяной птицы. Облик птицы и её поэтическое значение. Места гнездования. Образ лебедя, журавля в фольклоре и авторской культуре народов региона. Забота человека о сохранности этих редких птицах. Птичьи стаи. Образ вожака. Поведение птиц в стае - организованность, подчинение общим правилам. Отношение человека к птичьей стае. Гнездо - родной дом для птиц. Образ птичьего дома. Сравнение с родным домом. Разнообразие гнёзд, уникальность, смысловая целостность конструкций. Птицы-родители. Скворечник - домик для скворцов. Прилёт скворцов - радостное событие в жизни людей.
Птицы, лишившиеся гнёзд, их образ жизни. Вина человека в трагедии этих птиц.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города (края);
- традиции русского народа и семьи,
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
-
видеть и понимать красоту живой природы;
-
вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Мир родного края глазами души» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
- сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
- способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Учебно - тематический план
I.
Человек - хранитель своей души.
5
II.
Всё подарила земля моя вечная.
4
III
Чистый голос воды.
3
IV.
Цветы - тончайшего искусства образец.
4
V.
Благословляю вас, леса.
4
VI.
Птицы - символ неба.
4
VII.
Итоговое занятие.
1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел и тема
Всего
часов
В том числе
Дата по пла-ну
Дата фак-тическая
Человек - хранитель своей души.
5 Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье; Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста; Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; Познавательные: ознакомиться с понятиями «душа», «взаимопонимание», «материнская любовь», «милосердие»; отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться оценивать отношения между людьми.
1
Человек - хранитель своей души.
1
2 Солнце спрятано в каждом.
1
3 Чудо материнской любви.
1
4 Богородица Милосердная
1
5 Все имена на земле хороши (Духовный смысл имен).
1
Всё подарила земля моя вечная
4 Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком. Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной литературе для выполнения заданий и обогащения знаний. Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы
6 Земля - место, где мы появляемся на свет.
1
7
Душа земли. Земля - светлая колыбель для зерна.
1
8
Образ земли в фольклоре народов Тюменской области.
1
9
Маленькие жители земли.
1
Чистый голос воды
3
10
Большие и маленькие реки нашего края.
1
11 Душа воды. Озёра - глаза земли.
1
12 Камыш - вечный спутник озёр.
1
Цветы - символ душевной чистоты человека.
4
13 Цветы - душа людей, открытая добру!...
1
14 Зеленая аптека под открытым небом.
1
15 Человек и цветущая природа. Солнечные цветы.
1
16 Мир цветов в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей.
1
Благословляю вас, леса
4 Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам; Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в деятельность; оценивать конкретные примеры поведения в природе; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отличать растения и животных; группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам
17 Лес - храм природы.
1
18 Душа леса.
1
19 Человек подобен дереву. Пробуждение деревьев.
1
20 Лес - даритель ягод.
1
Птицы - символ неба.
4
21 Пернатые друзья.
1
22 «Увидеть бы в небе журавлей».
1
23
Лебедушка - лебедь белая. Птичьи стаи.
1
24
Гнездо - родной дом для птиц.
1
25
Природа- мудрый учитель
1
ИТОГО:
25