Рабочая программа внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл».

М.М.Пришвин

Пояснительная записка


Программа курса «Мир родного края глазами души» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа «Мир родного края глазами души» создана на основании

  1. «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г.,
  2. Закона РФ «Об образовании», закона Тюменской области «Об установлении единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области», принятого областной Думой 16 июня 2000 года,
  3. Авторской программы З.И. Тепловой / Программа «Мир родного края глазами души», Тюмень, ТОГИРРО, 2012 г.
Эта интегрированная программа имеет особое значение в воспитании у учащихся духовно-нравственной культуры. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Программа внеурочной деятельности «Мир родного края глазами души» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Кружок «Мир родного края глазами души» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, области, края, актуальность, воспитательная ценность. Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Первая особенность программы состоит в том, что сделана попытка раскрытия младшим школьникам понятия души - незримой духовной субстанции. Познание мира душой - одна из ключевых задач современного образования. Душа, по мнению философа С.Л.Франка, не есть что-то далекое, таинственное, непостижимое для нас. Напротив, она есть самое близкое и доступное нам; каждое мгновение жизни мы осознаем ее, вернее сказать, душа - то, за что она выдает себя, это наше собственное существо. Программа ориентирует учителя на светское понимание духовности, часто отождествляемое с культурой, которую наработало человечество, в то же время не отвергает тот богатый духовный опыт, накопленный в религии. Мнения духовных и светских педагогов по отдельным проблемам духовно-нравственного становления личности могут совпадать или вызывать споры, дискуссии, но при этом все же необходимо сотрудничество исторических религий и светских институтов в нашей многонациональной стране, регионе. Забота о душе, «питание» души особой духовной пищей - наиболее ответственный момент в содержании каждого урока. Вторая особенность программы заключается в том, что основу ее предметного поля составляют природные и культурные символы. Много деревьев в нашей тайге, но только кедр - царь тайги, ему поклонение, как коронованной особе. Он патриарх лесов и волшебством наделен: чудо дерево. Природные символы и их упорядоченные системы являются средством глубинного созерцания, а верней сказать, умозрения пространства земли, воспитывают у школьников чувство патриотизма. Березка - символ России, милые сердцу каждого русского человека березовые рощи вызывают чувство любви и поклонения своей Родине. Недаром приРОДа и РО-Дина - неотделимые понятия, у них один корень РОД - тоже великий символ в культуре древних славян. Образ березы - символа наших лесов воспет в культуре других народов. Ненецкий поэт Л.Лапцуй в стихотворении «Березка» пишет: «Сердце не бьется в березе, и все же на человека береза похожа». Аналогично раскрывается в программе влияние на воспитание чувства патриотизма других природных и культурных символов. Третью особенность программы составляет искусствоведческий подход, в его основе принцип цикличности экскурсионной работы со школьниками (Концепция А.В.Бакушинского). В конце 10-х - начале 20-х годов XX века А.Бакушинский разработал циклы экскурсий, способствующих развитию художественного восприятия. Он предлагал строить экскурсии так, чтобы в их основе лежали линии единого творческого переживания. Это означает, что экскурсантам предлагается ряд произведений, объединенных руководителем в «некое органическое целое». В нашей программе темами таких циклов могут быть: «Искусство и природа», «Искусство и общество», «Искусство родного края», «Художники Тюмени», «Цвет в картинах Г.Райшева», «Символика линии в предметах народного искусства». Мы также выделяем три области популяризаторской деятельности музеев: экскурсии, систематические занятия со школьниками в кружках и клубах при музеях, работа по созданию педагогически направленной экспозиции для урока. Четвертая особенность состоит в раскрытии многоаспектного понятия «сердечного созерцания» - творческой компоненты учебной деятельности. По мнению И.А. Ильина, «человек рожден, прежде всего, для созерцания и учителю необходимо восстановить в себе и в учениках эту окрыленную способность созерцания, увлекаясь интеллектуализацией образования, мы не замечаем главного, а именно: омертвления своего сердца и своей духовности и обессиления своего творческого акта». Пятая особенность заключается в разработке нетрадиционных структурных элементов урока: «приветствие» друг друга в начале урока и «разминка» для чувств. Чтобы чувства добрые появились у взрослого человека, они должны быть пробуждены еще у ребенка. Чувства - сердце духовной жизни. Через всю нашу программу проходит забота о формировании культуры чувств школьника. Шестая особенность программы - в педагогике «умного дела», персонального опыта духовной жизни, как учителя, так и ученика (а не абстрактная педагогика слова). Актуальным для современного образования является воспитание ребенка мыслящего, чувствующего и практически действующего. Среди забавы учебного труда, наполняющего жизнь наших детей, глубоким дефицитом проступает отсутствие работы у растущего человека по усовершенствованию быта, устроению среды существования. Мы придерживаемся мнения большинства ученых, педагогов-практиков, состоящего в том, что воспитание не должно осуществляться при помощи отвлеченных игр. Например, моделирование самолетов, пароходов, космических кораблей. Эти вещи необычные, яркие, блестящие, но они отвлекают детей от практики бытия. Наша программа (особенно это касается третьего класса «Родники вдохновения и творчества») делает попытку хотя бы частично сократить этот дефицит через обучение ребят реальному отношению к жизни - к миру людей, учит ценить красоту обыкновенного, простого, будничного, родного - сущего. Мы вводим цикл уроков по обустройству своего дома «Дом - домашняя вселенная», через эти уроки школьники постигают философию бытия, повышают свой миропонятийный потенциал. Через освоение вещей ребята выходят на освоение, то есть чувствование своего быта, малой родины, мира в целом. Философско-практическое понимание жизни необходимо любому современному человеку. Первый год обучения - открытие образа души своего Я, души Природы, Мира. Одной из конкретных целей программы является не просто получение знаний, но осмысление явлений природы, культуры с точки зрения их нравственных и эстетических ценностей. Ценность же - нравственную, эстетическую нельзя освоить, то есть сделать своей, не пережив её эмоционально в форме единичного, важного лично для себя. Именно от учителя будет зависеть, насколько развита у младшего школьника способность к «участному мышлению» и «участному переживанию» (М.М.Бахтин). В результате реализации этой программы учащиеся должны знать, что физический и духовный мир находятся в нерасторжимом единстве и уметь различать: • духовное в природном окружении, • духовное в отношениях людей, • духовное в произведениях искусства. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю, начиная со 2 четверти; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
  • Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
  • Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
  • Представлять учащимся возможность совершать маленькие "открытия", привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал. Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Срок реализации 1 год. Режим занятий.

  • Общее количество часов в год - 25 часов в 1 классе.
  • Количество часов в неделю - 1 час.
  • Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Формы учета знаний, умений: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - тематический опрос; - методика «Ступеньки», «Волшебный день»; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); - анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты);

  • участие в различных конкурсах;

  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;

  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;

  • проведение занятий совместно с родителями.

Содержание программы

(25 часов) Формы, методы обучения могут быть различны: экскурсии, учебные прогулки, исследовательская и практическая работа, уроки - созерцания, уроки-путешествия, уроки комплекса искусств, уроки театра, фольклорные уроки. Воспитание духовности - процесс деликатный, в нём отсутствуют нравоучения, приказы. Работа по освоению духовно-нравственной культуры носит камерный характер, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объём учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути. Психическим механизмом урока должно стать «переживание, слитое воедино с пониманием» (М.С.Каган).

Программа нового курса может служить ориентиром для учителей, ведущих уроки по предмету «Основы духовно-нравственной культуры». Человек - хранитель своей души (5 ч). Рождение человека и души (тело - душа - дух). Красота души. Поэтизированный мир души. Близкие души родных, друзей. Взаимосвязь души и образа человека. Забота о душе. Глаза души - наши чувства. Мир чувств человека. Духовное здоровье. Солнце спрятано в каждом. Взаимосвязь понятий Солнца и Сердца. Солнечные люди - люди добра и красоты. Целительная сила любви. Мать - первый духовный учитель. Сердце матери. Образ матери в культуре народов Тюменского региона. Богородица Милосердная. Духовный смысл имён. Буква - носитель духовности. Символика, музыка имён близких людей. Всё подарила земля моя вечная (4ч). Земля - место, где мы появляемся на свет. Родная земля, родной край, родина. Земля мать - мы её дети. Черты сходства матери Земли с Матерью людей. Душа земли. Содружество Земли, Неба, Солнца, Ветра, Воды. Состояние земли в разные времена года. Земля - кормилица. Земля - светлая колыбель для зерна. Зерно - начало всех начал. Образ зерна полновесного и пустого. Обоснование понятия «колосья в поклоне». Образ земли в фольклоре Тюменского региона. Мифы, легенды, сказки о происхождении земли. Почитание земли в обычаях и традициях народов нашего края. Маленькие жители земли: муравьи - божьи работнички, пчела - божья «пташка», божья коровка. Духовный смысл названий. Отношение человека к этим насекомым. Чистый голос воды (3 ч). Большие и малые реки нашего края. Обь - одна из величайших рек Мира. Иртыш - межгосударственная река. Символика названий. Отношение к реке в культуре народов Тюменского региона. Душа воды. Вода - кровь земли, царица, матушка, целительница. Поэзия, музыка воды, её очистительная сила. Жизнь воды в разное время года. Озёра - глаза земли. Тюменская область - край сотен тысяч озёр. Связь с рекой. Символика названий: Липовое, Светлое, Лебяжье. Целебные озёра нашего края. Цветы - символ душевной чистоты человека (4ч). Цветы нашего края - источник красоты, радости. Душа цветов, символика, язык, музыка. Стойкость сибирских цветов, противостояние суровому климату. Рождение цветка - рождение новой жизни. Зелёная аптека под открытым небом. Лекарственные растения нашего края. Забота о растениях нашего края, бережное отношение к их сбору. Полезные и вредные растения. Солнечные цветы: одуванчик, подсолнечник, ромашка. Верность солнцу, символика. Человек и цветущая природа. Цветущий куст - дар для созерцания. Сравнивание цветка со свойствами души человека. Цветущие деревья, кустарники, травы края, где ты живёшь. Искусство аранжировки. Мир цветов в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей. Благословляю вас, леса (4 ч). Лес - храм природы, богатство Тюменского края. Красота, загадочность, величие лиственных и хвойных лесов Душа леса. Любимые деревья. Возраст деревьев: молодые, старые. Музыка, поэзия леса. Щедрость леса на наряды. Человек подобен дереву. Смысл народной мудрости о внешнем сходстве человека и дерева: голова - крона, туловище - ствол, ноги - корни. Чувство глубокой сопричастности человека к жизни деревьев. Пробуждение деревьев. Образ весенней почки - таинство рождения новой жизни. Появление листьев у разных деревьев. Птицы - символ - неба (4 ч). Пернатые друзья. Разнообразие птиц Тюменского края. Места обитания. Содружество в птичьем царстве. Забота человека о крылатых созданиях. Журавль - птица времени и пространства, души, жизненной силы. Облик птицы и её поэтическое значение: Виды журавлей: серый, белый журавль - стерх, редкая птица. Места гнездования. Лебедь - птица верности, царь всей водяной птицы. Облик птицы и её поэтическое значение. Места гнездования. Образ лебедя, журавля в фольклоре и авторской культуре народов региона. Забота человека о сохранности этих редких птицах. Птичьи стаи. Образ вожака. Поведение птиц в стае - организованность, подчинение общим правилам. Отношение человека к птичьей стае. Гнездо - родной дом для птиц. Образ птичьего дома. Сравнение с родным домом. Разнообразие гнёзд, уникальность, смысловая целостность конструкций. Птицы-родители. Скворечник - домик для скворцов. Прилёт скворцов - радостное событие в жизни людей.

Птицы, лишившиеся гнёзд, их образ жизни. Вина человека в трагедии этих птиц.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (края);
  • традиции русского народа и семьи,
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.
  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
  • любовь к людям и природе;
  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • доброжелательность к живым существам;
  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Мир родного края глазами души» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;
  • активная жизненная позиция детей;
  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;
  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
  • выбор личных, жизненных приоритетов.
Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.






Учебно - тематический план


I.

Человек - хранитель своей души.

5

II.

Всё подарила земля моя вечная.

4

III

Чистый голос воды.

3

IV.

Цветы - тончайшего искусства образец.

4

V.

Благословляю вас, леса.

4

VI.

Птицы - символ неба.

4

VII.

Итоговое занятие.

1



















































Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Раздел и тема

Всего

часов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая



Человек - хранитель своей души.

5 Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье; Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста; Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь; Познавательные: ознакомиться с понятиями «душа», «взаимопонимание», «материнская любовь», «милосердие»; отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться оценивать отношения между людьми.



1

Человек - хранитель своей души.

1



2 Солнце спрятано в каждом.

1



3 Чудо материнской любви.

1



4 Богородица Милосердная

1



5 Все имена на земле хороши (Духовный смысл имен).

1




Всё подарила земля моя вечная

4 Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком. Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной литературе для выполнения заданий и обогащения знаний. Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы



6 Земля - место, где мы появляемся на свет.

1



7

Душа земли. Земля - светлая колыбель для зерна.

1



8

Образ земли в фольклоре народов Тюменской области.

1



9

Маленькие жители земли.

1



Чистый голос воды

3



10

Большие и маленькие реки нашего края.

1



11 Душа воды. Озёра - глаза земли.

1



12 Камыш - вечный спутник озёр.

1




Цветы - символ душевной чистоты человека.

4



13 Цветы - душа людей, открытая добру!...

1



14 Зеленая аптека под открытым небом.

1



15 Человек и цветущая природа. Солнечные цветы.

1



16 Мир цветов в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей.

1




Благословляю вас, леса

4 Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам; Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в деятельность; оценивать конкретные примеры поведения в природе; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отличать растения и животных; группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам



17 Лес - храм природы.

1



18 Душа леса.

1



19 Человек подобен дереву. Пробуждение деревьев.

1



20 Лес - даритель ягод.

1




Птицы - символ неба.

4



21 Пернатые друзья.

1



22 «Увидеть бы в небе журавлей».

1



23

Лебедушка - лебедь белая. Птичьи стаи.

1



24

Гнездо - родной дом для птиц.

1



25

Природа- мудрый учитель

1




ИТОГО:

25












© 2010-2022