- Преподавателю
- Начальные классы
- Праздник первого десятка
Праздник первого десятка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вяткина Н.Н. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Праздник первого десятка
Цели:
-закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел в пределах первого десятка;
-повторение состава и нумерации чисел в пределах 10;
-формирование положительной мотивации к обучению;
-развитие математической речи учащихся, умения творчески мыслить, самостоятельно выполнять задания.
Оборудование
-шапочки с цифрами;
-кораблики с примерами;
-математические елочки;
-индивидуальные перфокарты;
-медали "Праздник числа".
Используемый материал и интернетисточники:
-В. Волина - "Праздник числа". М. 1993.
-Песня "Чему учат в школе". Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.
Ход занятия.
Учитель: Давайте настроимся на работу, а вначале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас, ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость и удачу!
Нас ждёт математика - волшебная страна. Сегодня объявляется "Праздник первого десятка".
1 ученик: А ведь было время, когда наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили палочками, которые стали располагать в определенном порядке - появились цифры, знаки.
2 ученик:
Знают взрослые и дети -
Без умения считать
Плохо жить на свете!
Как подсчитать, сколько кирпичей надо для постройки дома, сколько металла для корабля - всё скажет очень точная наука - математика.
3 ученик:
Математика - королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
1 ученик:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
2 ученик:
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3 ученик: А вот это письмо нашло адресата. (Читает.)
"Дорогие ученики первого класса! Я вылечил всех обезьянок в Африке и хочу вернуться домой. Приезжайте за мной и моими друзьями. Будем вас ждать.
Доктор Айболит"
Учитель: Ну что же, надо ехать! Это будет путешествие далекое, интересное, опасное. В пути нужно дружно работать, быть смелым, находчивым. Поплывем на кораблях, надо только спустить их на воду.
(Мальчики-юнги выходят к доске, берут кораблики, читают написанные на них примеры, решают, прикрепляют кораблик на волну с ответом. Примеры на корабликах: 10 - 4; 8 - 3; 6 + 1; 8 - 7; 7 - 5 и т.д.)
Учитель: Вот какая получилась флотилия. Скажем волшебные слова… и в путь!
Плыви, плыви, кораблик!
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Прямо по курсу виднеется остров. Прислушайтесь: доносятся звуки музыки. Вероятно, у местных жителей праздник.
(Девочки в костюмах туземцев танцуют вокруг пальмы. На головах "туземцев" шапочки с цифрами от 0 до 10.)
1 ученица:
Вот 1, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
2 ученица:
А вот это цифра 2!
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
3 ученица:
А за двойкой - посмотри:
Выступает цифра 3.
Тройка - третий из значков,
Состоит из двух крючков.
4 ученица:
За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря.
5 ученица:
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
6 ученица:
Цифра 6 - дверной замочек:
Сверху - крюк, внизу - кружочек.
7 ученица:
Вот семерка - кочерга,
У нее одна нога.
8 ученица:
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
9 ученица:
Цифра 9, иль девятка -
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет.
Цифрой 6 девятка станет.
10 ученица:
Цифра вроде буквы О -
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!
11 ученица:
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - 10!
Учитель: Поиграем с "туземцами" в игру "Живые числа".
- Сделайте шаг вперёд "соседи" числа 7, 6, 3, 4, 1. (Дети по очереди делают шаг вперёд, выполняя задание.)
- Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9; 0 и 2?
- Какое число на 1 меньше, чем 4?
- Какое число на 2 больше, чем 7?
- Сколько надо взять палочек, чтобы построить квадрат, треугольник?
Учитель: Молодцы! Жители острова помогли нам поработать с числовым рядом. Присоединяйтесь к нам, мы плывём в Африку за доктором Айболитом.
Капитан: Надвигается шторм. Я слышал, что в этих широтах много подводных скал. Как бы нам не сесть на мель, как один мой знакомый корабль.
(Капитан проводит физминутку.)
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Учитель: Посмотрим, всё ли спокойно в океане. (Смотрит в бинокль.) Мне кажется, кто-то показался вдали. Да это пираты! Выходите, пираты, мы вас заметили. Хотите с нами? Выполните наши задания - и вы станете матросами нашего корабля. Заселите "жильцов" в дома. ("Пираты" у доски работают над составом чисел.)
Учитель: А мы тем временем сделаем записи в вахтенном журнале: возьмите перфокарты и решите примеры.
Образец перфокарты:
3 + = 10 + 5 = 10
9 - = 6 8 - = 2
Учитель: Все справились с заданием на "отлично"! Наше путешествие продолжается, произнесём волшебные слова.
Плыви, плыви, кораблик!
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Путь лежит мимо полуострова Задач. Здесь растёт диковинный цветок: на его лепестках мы найдём задачи.
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание!
(Ученики срывают лепестки, читают условие задачи; задачи решаются устно.)
1 лепесток:
Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
2 лепесток:
В снег упал Серёжа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена,
Катенька и Гена,
А потом ещё Игнат.
Сколько на снегу ребят?
3 лепесток:
Вот семь дубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько сосчитайте.
4 лепесток:
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
Учитель: Скоро мы прибудем в Африку. Осталось переплыть пролив Молчания. (Понижает голос.) Здесь даже ветер старается шуметь потише.… Закройте глаза, помолчим… Глазки откроете, когда услышите звук колокольчика.
Айболит (входит и звенит колокольчиком): Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Вы преодолели много препятствий на пути ко мне, проявили выдержку, настойчивость, смекалку. А сейчас хочу убедиться, что вы - дружный коллектив. Отвечайте хором и дети, и родители.
(Айболит читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)
Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик значит был… (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… (два) зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри:
Теперь уж стало зайцев… (три).
Мчит новый заяц: "Путь мне шире!"
Ну, стало быть их уж… (четыре).
Ба! Вот бежит один опять,
Теперь уж зайцев будет… (пять).
Спешит ещё один из рощи -
Так, значит… (шесть) - чего же проще.
Тут прибежал ещё косой -
Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.
К ним одного ещё попросим,
Тогда всех зайцев будет… (восемь).
Прыг новый заяц: "В сборе все ведь?"
Он их спросил: "Так нас тут… (девять)?"
"Да, девять, - молвят те в ответ
Но вожака всё нет и нет".
А тот бежит, болотце месит,
Примчал и молвил: "Нас тут… (десять)!"
(Айболит благодарит всех за дружные ответы и вручает детям медали "Праздник числа".)
Учитель: Наше путешествие окончено, цель достигнута. Пора в обратный путь.
(Дети поют песню "Чему учат в школе" на слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)