Дидактический материал по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Дидактический материал по русскому языку

3 класс









































Содержание материала

1 .Сочетания чк, чн, нщ и ь, показатель мягкости. Разделительные ь,ъ.

  1. Слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета.

  2. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

  3. Предложение.

  4. Правописание предлогов и приставок.

  5. Орфограммы в тексте.

  1. Составление предложений из слов.

  2. Глаголы.

  3. Существительное. Определение падежа.


  1. Сочетания чк, чн, нщ и ь, показатель мягкости.

Разделительные ь,ъ.


Руч...ной, хищ…ник, сшит... пал...то, ноч...ная бабоч...ка, меч...тать у огон...ка, мыл...ные пузыр...ки, на веточ...ке белоч..ка, гор...кая ред...ка, гулят... по бул...вару, закрыт... двер..., удач...ные грибоч...ки, отлич...ный камен...щик, хорошей...кий снегир..., игрушеч...ное крылеч...ко, сил...ный дожд..., сверкат... огон...ками, забинтоват... пал...цы, овощ...ной


Разделительные ЪиЬ.

Вставить пропущенные буквы. Под...ехал, солов...и, суч...я, с...езд, крыл...я, под...езд, сем...я, плат...е, с...ел, ноч...ю, брат...я, об...явил, ш...ёт, вороб...и, лист...я, с...ёжились, в...юга, с...ехал, в..езд.
Вставить подходящие по смыслу слова с разделительными ЪиЬ. Саша пирог. К дому …………..машина. Весной по дорожкам потекли Птицы гнёзда на и кустарниках.

2. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие?

Выписать слова, отвечающие на эти вопросы. Хорошо в лесу! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Зелёная стройная ёлочка выгибает колючие ветки. Коренастый дуб раскинул длинные ветки. Г устой камыш окружает спокойное глубокое озеро.


Выписать слова, отвечающие на эти вопросы. Красуется стройная нарядная берёзка. Из травы глядит белый глазок земляники. Рядом краснеют душистые крупные ягоды. Стучит пёстрый дятел. А над лесом сияет ласковое летнее солнышко.


Допишите подходящие по смыслу слова. Арбуз(какой?) Озеро (какое?) Девочка (какая?)

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Вставить пропущенную букву, написать проверочное слово.

В л..су - С…лач -

Шм...ли - цв…тник -

П…щат - гн…здо -

С…неет - в…сенний -

Х..дули - пр…мой -

Р…дная - об…зательно -

Б…льшая - т…жёлый -

П…хали - дв…ры -

Цв…тной - к…вёр -

М…сной - п…ляна -

Пр…мой - п…тно -

Взгл…нул - …довитый -

Р…ка - л…нейка -

Гн…здо - сн…гирь -

На з…мле - б…леть -


В.. .ренье -

Кр...чать -

Д... машний -

Ст...рик -

П... стух -

Д...рить -

Бр.. .дить -

Зв...нок -

Г ..лодный -

Л.. .сной -

С...стра-

М...сной -

Пл...сать -

Л...тать -

Св.. .стун -

Стр...ла -

Взгл...нул -

Р...бина -

Зел...нь -

Т...мнота -

Б...гуг-

С.. .няк -

Гр.. .бок -

Пр...мая -

М.. .стечко -

X.. .лмы -

Д...ска -

Пл... сать-

X.. .теть -

В...ртеть -


М…стечко - Х…лмы -

4. Предложение.

Разделите текст на предложения. Прошло тёплое солнечное лето наступила осень пожелтели на деревьях листья дни становятся короче солнце светит ещё ярко греет слабо идёт мелкий холодный дождь.
Осень колхозники убрали последний картофель поздней осенью уберут капусту, высокими кучами насыпана морковка и сладкая репа на краю леса краснеет высокая рябина яркими бусами алеют на огороде ягоды калины.
Август - последний летний месяц наступило время убирать хлеб-на полях работают комбайны, в поле, в саду и огороде поспели фрукты и овощи, колхозники собирают румяные яблоки, спелые груши и помидоры а ты помогаешь убирать урожай

Обозначь начало и конец предложения.

Встречай весну. Пригревает солнышко наступили тёплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали весёлые ручьи на дорогах у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки они пропитались солнцем к осени листочки стали золотыми капля воды стукнула по листку лист упал синица села на дерево во все стороны брызнули листья ветер закружил листву зашумел золотой дождь как красиво осенью в лесу ты видел золотой дождь
Из родников и ключей вода течёт в ручьи из ручьёв она бежит в реки большие реки текут в моря куда девается вода из моря почему она не бежит через край вода из моря поднимается туманом из тумана делаются тучи ветер гонит их из туч вода падает на землю

5. Правописание предлогов и приставок.

Раскройте скобки. Приставки выделите ¬, предлоги обведите ©. (На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду (через)реку (про)тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины. Землю (по)крыл глубокий снег.
(По)стволу дерева можно сказать, где оно росло - (в)лесу или (на)поляне. Если дерево растёт (на)поляне, его ветки тянутся (во)все стороны. И ствол (у)такого дерева толще. А (в)лесу деревья (за)щищают друг друга (от)ветра. Стволы (у)них ровные, стройные. Списать предложения, раскрывая скобки. Приставки выделить: (На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду (через)реку (про)тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины. Землю (по)крыл глубокий снег.


  1. Орфограммы в тексте.

Списать текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Белка отв...ла под кл. ..довую б...льшое дупло на б...рёзе. Тут у неё сложены л...сные оре...ки и ш...шки. Собирает белка и гр...бы. Их она насаж...вает на сучки с...сны и сушит. 3...мой она будет прыгать по веткам д...рев...ев и подкрепляться сушёными гр...бамии. Так и прож...вётх...лодную зиму.
На р... ке пошёл лё... .На б.. .регу было много народу. На одной л...дине плыла с...бака. Она жалобно выла. Миша зац...пил л...дину багром и пот...нул её к берегу. С...бака выск...чила на бере... .
Всё лето л...тают стриж... над с...лом. Они прямо на л...ту лв...тают мелких насекомых. 1ак и кормятся. Станет прибл...жаться осень, мошкара проп...дает. Гол...дно становится стр...жам. Вот они и ул...гают в д...лёкие жаркие страны. Ноч...ю слышно в с...ду, как падают с яблонь на землю лист ...я. Давно сняли п...хучую антоновку. Нал... тел осенний ветер. Тряхнул в...рш...ны д...рев...ев. В с...ду над з...млёй взл...тели, закруж...лись сухие жёлтые лист...я. Хол...дно!

7. Составление предложений из слов.

Составь предложения из слов каждой строки.

лето, помогали, каждое, ребята, колхозникам

пасли, Паша Волков, Лёня Петров, и, лошадей

Вася, году, в, этом, помогал, гракторисгу, дяде Максиму

Витя Иванов, за. Белянкой, ухаживал, овечкой

Ольга, кур, по, кормила, утрам

На ферме,

вот, Кучино, деревня, наша

ферму, на, ребята, ходят, колхозную, часто

телёнок Рыжик, коровы Зорьки, у, летом, родился

пятнышки, спине, на, у, Рыжика, белые

тётя Галя, молоко, телёнку, тёплое, дала

Коля, сено, для, коровы, душистое, принёс

8. Глаголы.


Выпиши глаголы в два столбика: в первый - глаголы I спряжения, во второй - глаголы II спряжения. Выделите безударные личные окончания. Кобра не укусит исподтишка. Если идёшь и не видишь её, она сама о себе предупредит: вскинет чёрную голову над землёй - «встанет на хвост», как говорят змееловы. Засверкает круглыми птичьими глазками, развернёт чешуйчатый капюшон, зашипит и зафыркает, как сердитая кошка. Видишь, - я здесь! Лучше уходи! За такое своевременное предупреждение ловцы змей называют кобру благородной змеёй.


Подобрать для каждого предложения подходящее по смыслу слово. Записать предложение, выделить приставки: Спортсмен (убежал, отбежал, прибежал) к финишу. Петя (зашёл, пришёл, отошёл) за Васей. Катя (отложила, положила, вложила) книгу на стол. Рабочий (копал, откопал, подкопал) канаву. Ракета (прилетела, облетела, перелетела) Луну. Команда (играла, выиграла) партию.


9. Существительное. Определение падежа.

Определите падеж имён существительных. Под зелёной густой ёлочкой строит свой дом заяц. Белка переменила на зиму шубку, чинит гнездо. Лисичка бегает по полям, ищет мышиные норки. Хорёк забрался под старый пень, у него там просторные хоромы. Ёж накрылся опавшими листьями и заснул на целую зиму. Глубоко ушёл в землю крот. Лесные мышки забрались в мох. Спрятались и лягушки, зарылись в ил.

Определите падеж имён существительных. Наступила зима. Лёд сковал реку. Белый снег покрыл ковром поле и луг. Тихо в лесу. Медведь спит в берлоге. Белка спряталась в дупло. Только лиса по лесу рыщет. На высокой ели лежит снег. Воробьи нахохлились от холода. Не боятся мороза свиристели и снегири.

Определите склонение и падеж имен существительных.

На крыш... избушк..., на ветк... сирен..., на площад... около башн..., на окраин... деревн..., в театр... на спектакл..., в рукопис... книг..., из жизн... девочк..., по глупост... Ан..., в радост... и печал..., без помощ... подруг..., на макушк... яблон..., вчестност... Саш..., наопушк... рощ..., на концерт... тёт..., на ветк... яблон..., о мудрост... Кол... .

Определите склонение и падеж имен существительных.

О мыш.., о мышк...; по ветк..., по ветв...; при дочер..., при дочк...; по площад..., по площадк...; о капелл..., о капельк...; без фасол..., без фасолинк...; к двер..., к дверк...; к ноч..., к ночк...; о вещ..., о вещиц...; в сет..., в сетк... .


© 2010-2022