Конспект урока русского языка глагол 4 кл

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

Урок 82 Правописание глаголов. 4 кл

УМК « Начальная школа 21 века.»

Учитель: Жукова Елена Владимировна

Тема: Правописание глаголов

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

Используемые методы: групповой, деятельный, наглядный,

проблемный.

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸

опорные таблицы;

таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);

рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед»,

«Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;

карточки с заданиями для работы отделов;

словари (этимологический, толковый, синонимов),

дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)





Сценарий урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Определение целей урока.

Загадка.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Прочтем статьи из словарей:

  1. Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)

  2. Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)

Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.

Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

  • Как устроена эта часть речи

  • Какие ошибкоопасные места таит в себе

  • Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор

отдела. Отделы прошу приступить к работе.


  1. Работа в творческих группах.

Задание №1.

Отдел информации (1)

  1. Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).


Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?


  1. Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

жить

делать

рассказать

чертить

писать

петь

вышивать

пахать

забивать

варить

жарить

мыть

чистить

рассказать

Отдел новостей (1)

  1. Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол - это перевод латинского слова verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал…» - с. 26. Выражение означает… )

  1. Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.

(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол - самая живая часть речи.» - с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.)

Отдел рекламы (1)

Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.

  1. Объясните значение подчеркнутых слов.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)

2. Подберите глаголы-антонимы:

Замёрз -… говорит - … работает - …

3. Назови одним словом глаголы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару. (О синонимах)

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

Отдел писем (1)

В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.

Саша громко говорил.

Ученица невнятно говорит у доски.

Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».

Петя говорит правило.

Друзья говорили за чашкой чая.

Малыш что-то говорил себе под нос.

(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)

Задание №2.

Отдел информации (2)

Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.


Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении

Отдел новостей (2)

Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение. 1. Глаголы А) склоняются Б) спрягаются 2. Спряжением глагола называется А) изменение глагола по падежам Б) изменение глагола по родам и числам В) изменение глагола по лицам и числам 3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют А) относятся к 1 спряжению Б) относятся ко 2 спряжению 4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят А) относятся к 1 спряжению Б) относятся ко 2 спряжению 5. Лицо глагола определяют А) по предлогу Б) по частице бы В) по существительному Г) по личному местоимению 6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся А) к 1 спряжению Б) ко 2 спряжению 7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся А) к 1 спряжению Б) ко 2 спряжению
Отдел писем (2) В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Отдел рекламы (2)

Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)

Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).

Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму - никогда не ошибешься!

Задание №3.
Отдел информации (3)

  1. Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.


Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?


2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.
Отдел новостей (3) В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».

Правописание безударных личных окончаний

Правописание -тся или -ться

Мягкий знак (ь) после шипящих

Не с глаголами

Правописание суффиксов глаголов


Отдел писем (3) Запишите глаголы в соответствующие столбики.
  1. (Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.

«не» раздельно

«не» слитно не лишать невзлюбить не слышать неволить не бояться ненавидеть

  1. Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.

- тся

- ться он гордится нельзя устроиться гусь щиплется надо купаться они учатся любит учиться

  1. Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.

1 спр.(е)

2 спр. (и) встречаем подкормишь сажаете обидим запутаешь надкусит

  1. Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.

- ал, - ял

- ел

- ил слышал зависел клеил лаял видел спорил посеял выздоровел строил

  1. Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).

Неопр. форма

2 лицо ед. ч.

Повелит. накл. прилечь спешишь спрячь беречь жуёшь отрежь помочь знаешь назначь При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам.
Отдел рекламы (3) Предлагаю с помощью дополнительной литературы прорекламировать вот эти интересные глаголы: победить, убедить, очутиться, ощутить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) …, …, … .

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «А вот вам ещё один интересный глагол победить. Попробуйте-ка сказать про себя в будущем времени:

Я… (что сделаю?) победю? побежу?

Вы можете сказать:

Я одержу победу! или Я стану победителем!

В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:

Я.. убежу?

Я… очутюсь?

Я… ощущу?

Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я попытаюсь ощутить.» - с. 27-28.) Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть, пылесосить.


  1. Проверка усвоения знаний.

Рубрика «Мнение эксперта»

Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета получилась научно-познавательная. И мне хочется от себя добавить пару рубрик. Поведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол» учащимися 4-Б.

Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу. (Презентация прилагается.)

Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика. Объявляем знатока глагола.

Усвоившие материал, с легкостью будут выполнять морфологический разбор глагола. К тому же начнем изучать новую часть речи, которую Древние римляне назвали «приглаголием».


  1. Домашнее задание.

Рубрика «Объявление»

Дорогой друг!

Мне очень приятно узнать от тебя впечатления о сегодняшнем уроке русского языка. Поделись тем, что ты хорошо усвоил, а какие вопросы по пройденной теме тебе ещё даются с трудом. Я постараюсь тебе помочь.

Дата Твоя учительница Светлана Ивановна.

P.S. …………. Предлагаю другое задание: просмотрите § 67-81 учебника и найдите информацию, которую в газете не осветили.

Учитель МОУ-сош №3

г. Красный Кут Саратовской области

Очкасова Светлана Ивановна.

© 2010-2022