- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему «Согласные звуки [г], [г, ] и буква, которая их обозначает» (1 класс)
Конспект урока на тему «Согласные звуки [г], [г, ] и буква, которая их обозначает» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Сарафанова Н.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Сценарий урока обучения чтению
Класс: 1
Система учебников: УМК «Школа России»
Автор учебника: В.Г.Горецкий и др.
Тема урока: «Согласные звуки [г], [г,] и буква, которая их обозначает».
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Представление о результате: Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; выражать положительное отношение к процессу познания. Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - уметь осуществлять самопроверку по эталону; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - характеризовать звуки [г], [г'] ; - знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г']; - группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки. коммуникативные: - составлять рассказ по сюжетным картинкам; - формулировать собственное мнение и позицию; - выполнять правила работы в паре. Предметные (П): - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; - определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно-познавательной, учебно-практической деятельности по определению согласных звуков [г], [г,] в словах и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление. Задачи урока: - учить звуковому и сравнительному анализу слов; - способствовать продуктивному формированию навыка чтения; - продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление; - развивать фонематическую и устную речь; - воспитывать культуру поведения на уроке; - воспитывать мотивацию к учению. Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица» (у каждого ученика), образец печатной буквы Г г, индивидуальные карточки с изображением гномов, иллюстрация с изображением гномов для оформления доски, учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки зеленого и синего цвета (для обозначения звука), электронное приложение к учебнику «Азбука», картинки с изображением: девочки, волка, мышки, медведя, поющего мальчика, аудиозаписи игры на этих музыкальных инструментах.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Методическое обоснование и самоанализ.
Формируемые умения(УУД)
I. Организация начала урока - Прозвенел уже звонок Начинается урок. Потихонечку садитесь. На уроке не ленитесь. Посмотрите - ка сейчас: Все ль на парте есть у вас? Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
(Л) : Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II. Дыхательная и артикуляционная разминка - Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок. 1). Релаксация и дыхательная гимнастика. «Раз-два-три, за мною повтори» (слайд 1)
Посмотрите на рисунки.
Девочка поет «А-а-а»,
волк поет «У-у-у»,
мышка пищит «И-и-и»,
певец поет «О-о-о»,
медведь ревет «Ы-ы-ы»
(Инструкция: перед произнесением звука - забор воздуха через нос, звук произносится на выходе)
2) Учитель произносит эти звуки, а дети угадывают, кто это произносит. 3) Артикуляционная гимнастика. - Статические упражнения для языка: "чашечка", "грибок", "горка" (чередование). - Динамические упражнения для языка: "мячик", "лошадка" (по 6 раз).
Выполнение дыхательной гимнастики
Выполнение артикуляционной разминки
Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Данные упражнения способствуют развитию фонематического слуха и устной речи.
III. Актуализация знаний - Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? - Как мы произносим гласные звуки?
- На какие группы можно разделить гласные звуки?
- Назовите буквы гласных звуков, которые мы уже изучили. (хором)
- На какие группы можно разделить согласные звуки? - Как произносим согласные? -Назовите буквы согласных звуков, которые мы изучили.
На гласные и согласные
Без преграды, свободно, их можно петь и тянуть
Ударные/безударные
А, О, У, Ы - обозначают твердость согласного звука
И, Е, Я - обозначают мягкость согласного звука
Твердые/мягкие, звонкие/глухие
С преградой.
Н, М, Л, Р, Б, В,Д, З - обозначают звонкие звуки
П, К, Т, С - обозначают глухие звуки Цель: выявление уровня качества и овладения знаний.
(П): уметь группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки.
IV. Мотивация учебной деятельности, постановка темы и целей урока - Сегодня к нам на урок пришли музыкальные гномики. Посмотрите на свои листочки, которые лежат на парте. Зовут наших гостей Гога и Гига.
Они очень похожи, но все же, отличаются друг от друга. Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия. - С какого звука начинается имя первого гнома? - С какого звука начинается имя второго? - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учитель вывешивает или открывает завешанную на доске тему урока).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели с моей помощью.
Познакомиться с …
Учиться читать…
- Молодцы, а теперь приступим к работе.
Зрительное знакомство с изображением гномов
Дети находят отличия.
Cо звука [г]
Со звука [г']
Буквой Г(гэ).
Тема нашего урока - «Звуки [г] [г'] и буква, которая их обозначает»
С новыми звукам и буквой, которая их обозначает.
Слова слоги, слова, предложения с новой буквой.
(Л): Развитие наблюдательности
(П) Формулирование темы и целей урока под руководством учителя
V. Работа по теме урока
Сравнительная характеристика звуков [г], [г']
Физ. минутка
Дифференциация звуков [г], [г']
Знакомство с буквой.
Чтение слогов с новой буквой
Физ. минутка
Развитие слогового анализа и синтеза
Развитие связной речи - Произнесем слово Гога, выделяя в нем первый звук - Назовите первый звук (Это звук [г]) При произнесении звука [г] губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, задняя часть спинки языка приподнята. - Дадим характеристику звуку. Закрасьте, синим цветом колпачок у гнома, в имени которого вначале слышится твердый согласный звук. - Произнесем слово Гига, выделяя в нем первый звук - Назовите выделенный звук. (Это звук [г']) - Дадим характеристику звуку. Закрасьте зеленым цветом колпачок у гнома, в имени которого вначале слышится мягкий согласный звук.
- Давайте отдохнем и попробуем повторить ритм мелодии за нашими героями.
- Наши гномы любят играть на разных музыкальных инструментах. Послушайте их любимые мелодии и на слух определите музыкальный инструмент. (Звучат аудиозаписи игры на этих музыкальных инструментах)
(Гитара, пианино, гармонь, треугольник)
- Если в названии музыкального инструмента есть твердый согласный [г], то поднимите синюю карточку, если мягкий [г'], то зеленую.
- Напомните кто знает, какая буква обозначает звуки [г], [г']?
(Учитель вывешивает образец печатной буквы)
- Выложите из счетных палочек букву Г.
- На что похожа эта буква?
1) Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.
2) Г - крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
3) И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г. - По слоговой таблице попробуем прочитать слоги с новой буквой.
га аг гаг гам
го ог гог гер
гу уг гуг гил
гы ыг гыг гов
ги иг гиг гул
ге ег гег гын
гя яг гяг
- Гномики-то пришли к нам в гости на урок не простые, а музыкальные. Их любимые инструменты - гитара, гармонь и пианино. Первый ряд будет играть на гитаре, второй - на гармони, третий - на пианино. - Покажите, как вы будете это делать. - Итак… Когда в мелодии услышите гармонь, какой ряд будет играть? А пианино? Гитару? (Учитель включает аудиозапись)
- Гномики приготовили для нас задание. (Раздаю конверты со слогами) Нужно в парах из слогов собрать слова. Они хотят вас проверить: знаете ли вы, какие слова связаны с музыкой и есть ли в конверте лишнее слово.
(Нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска)
- Посмотрите на доску (учитель по одной вывешивает карточки со словами) Читаем по одному слову. Есть ли у вас такое?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Гога и Гига устали от музыки и решили отдохнуть. А куда они отправились, вы узнаете, собрав предложение из слов.
(Слова на доске)
- Какое предложение получилось?
Гномы идут в гости к Гоше и Глаше.
- А кто такие Гоша и Глаша?
Давайте посмотрим мультфильм про них и узнаем, кто они такие и чем занимаются.
(Учитель включает мультфильм из электронного приложения к учебнику)
- Рассмотрите картинки из мультика и составьте по ним рассказ.
1.
2.
3.
4.
Выделяют первый звук в слове (г-г-гога)
Согласный, твердый, звонкий
Выделяют первый звук в слове (Г'г'г'г'ига)
Согласный, мягкий, звонкий
Выполнение физ. минутки
Выполнение задания.
Моделирование
Заранее подготовленные дети читают стихотворения «На что похожа буква Г»
Чтение слогов по цепочке: ученик вслух читает слог, класс повторяет за ним хором
(Затем столбики слогов читают слабые ученики)
Имитация движений игры на музыкальных инструментах
Дети собирают слова:
нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска
Лишнее слово ДОСКА - оно не связано с музыкой.
Работа в парах
Восстановление предложения
Составление рассказа
(П): уметь выделять изучаемый звук в слове, давать ему характеристику
Осуществляют профилактику утомления
Уметь на слух определять, есть ли изучаемый звук в слове
(П) Знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г'];
Уметь читать слоги с новой буквой
Цель: решение типовых заданий.
Осуществление профилактики утомления
Цель:формирование умения читать слова с изучаемой буквой, расширение словарного запаса
(К): уметь формулировать собственное мнение и позицию, выполнять правила работы в паре.
(Р): уметь осуществлять самопроверку по эталону
(Л): развитие связной устной речи
(К): уметь составлять связный рассказ по сюжетным картинкам
VI. Рефлексия
- С какими звуками знакомились?
- Какая буква эти звуки обозначает?
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли их достичь?? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок? - Спасибо за урок.
Ответы на вопросы
(Р): уметь отвечать на итоговые вопросы урока
VII. Самооценка
- Оцените свою работу на уроке и прокомментируйте ваши оценки
Дети оценивают свою работу на уроке и по желанию комментируют выбранный цвет: (раскрашивают смайликов:
Зелёный - я молодец, у меня всё получилось;
Жёлтый - были трудности при выполнении заданий, но мне удалось справиться;
Красный - у меня ничего не получилось, мне нужна помощь
(Р): уметь оценивать свои достижения Цель: соотнесение поставленных учащимися учебных задач с достигнутым результатом.