- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по информатике УМК Школа 2100
Рабочая программа по информатике УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коморина О.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
гимназия г. Переславля-Залесского
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО Приказ по гимназии
протокол № от «___» __________ 2013 г.
от «___» ___________ 2013 г. Директор гимназии Корунова И.В. _______________________
Рассмотрена
на заседании методического совета
протокол №
от «___» ____________ 2013 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах» 2 класса
(общеинтеллектуальное направление)
Составила: Коморина О. В.,
учитель начальных классов
г. Переславль-Залесский, 2013-2014 уч. год
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» автор А.В.Горячев, методического письма за 2013-2014 учебный год и требованиями ООП НОО МОУ-гимназии.
Программа имеет общеинтеллектуальное направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности МОУ-гимназии.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Задачи:
-
развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
-
расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
-
формировать умение ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты труда;
-
формировать культурно - этические принципы, нормы поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят ребёнка к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
2. Общая характеристика курса
Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и его универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6 - 11 лет.
Сроки реализации программы : 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть занятий проводится по книге Горячев А.В. Информатика. ( «Информатика в играх и задача»): учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013).
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
-
личностные результаты
Эти результаты достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «педагог-ученик»:
1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию
1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции
1.3) социальные компетенции
метапредметные результаты
Эти результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении заданий в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
освоение универсальных учебных действий:
2.1) Познавательных. Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
2.2) Регулятивных. Умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
2.3) Коммуникативных. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: разрешение конфликтов, контроль, коррекция, оценка действий партнёров. предметные результаты
1) умение использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
2) овладение основами логического мышления, пространственного воображения.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради , при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
4. Содержание курса внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах»
Отличительные признаки и составные части предметов (11). Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия.
План действий и его описание (11). Действия предметов и обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
Логические рассуждения (12). Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Вложенность множеств. Пересечение и объединение множеств.
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Графы. Деревья. Комбинаторика.
5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
Виды деятельности обучающихся
1
Отличительные признаки и составные части предметов
11
4
7
Познавательные:
- описывают признаки предметов, сравнивают предметы по их признакам, группируют предметы по разным признакам
- находят закономерности в расположении фигур по значению двух признаков
-описывают предметы через их признаки, составные части, действия
-предлагают несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных
-выделяют группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставят в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы
-находят объединение и пересечение наборов предметов.
Коммуникативные:
- выражают точно свои мысли в соответствии с заданием
-планируют сотрудничество с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
-говорят монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
-договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-разрешают конфликты.
Личностные:
- повторяют правила бережного отношения к материальным и духовным ценностям
-адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные:
- принимают и сохраняют задачу занятия, прогнозируют конечный результат, составляют план последовательности действий
-осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку.
2
План действий и его описание
11
3
8
Познавательные:
-определяют результат действия, определяют действие, которое привело к данному результату
-определяют действие, обратное заданному
-приводят примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках
-составляют алгоритм, выполнять действия по алгоритму
-составляют алгоритмы с ветвлениями.
Коммуникативные:
-сотрудничают с педагогом и сверстниками
-слушают собеседника и ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения
-выражают точно свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
-аргументируют свою точку зрения и оценку событий
-разрешают конфликты
-инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации
-говорят монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
- повторяют правила бережного отношения к материальным и духовным ценностям, правила поведения при работе в группах
-адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные:
- принимают и сохраняют задачу занятия, прогнозируют конечный результат, составляют план последовательности действий
- осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку
3
Логические рассуждения
12
3
9
Предметные:
-отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания
- строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные
-строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ»
-отображать предложенную ситуацию с помощью графов
-определять количество сочетаний из небольшого числа предметов
-находить выигрышную стратегию в некоторых играх.
Коммуникативные:
-говорить монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
-задавать вопросы и сотрудничать с педагогом и сверстниками
-разрешать конфликты
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
-слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
-инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Личностные:
-повторять правила бережного отношения к материальным и духовным ценностям, правила поведения при работе в группах
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
-уважительно относится к иному мнению сверстников, понимать и сопереживать чувствам других.
Регулятивные:
- принимать и сохранять задачу занятия, прогнозировать конечный результат, составлять плана последовательности действий
-осуществлять самооценку, самопроверку, взаимопроверку.
Календарное планирование
№
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Задания
Отличительные признаки и составные части предметов (11)
1
Выделение признаков предметов
1
04.09
1-8
2
Описание предметов. Сравнение предметов по их признакам.
1
12.09
9-18
3
Знакомство с понятием составных частей предметов.
1
20.09
19-28
4
Обобщение и классификация предметов по их действиям.
1
27.09
29-38
5
Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия.
1
04,10
29-38
6
Симметрия. Знакомство с понятием симметричности фигур.
1
11,10
39-49
7
Симметрия. Знакомство с понятием «оси симметрии».
1
18,10
39-49
8
Знакомство с координатной сеткой.
1
25,10
50-59
9
Проект по теме «Отличительные признаки и составные части предметов». Планирование работы. Поиск и обработка информации.
1
01,11
31-32
10
Проект по теме «Отличительные признаки и составные части предметов». Оформление стенгазеты.
1
15,11
60-67
11
Проект по теме «Отличительные признаки и составные части предметов». Выставка работ (стенгазета)
1
22,11
68-80
План действий и его описание (11)
12
Изучение действий предметов и их результатов.
1
29,11
1-9
13
Знакомство с понятием «обратное действие»
1
06,12
10-18
14
Последовательность действий и состояний в природе.
1
13,12
19-28
15
Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
1
20,12
19-28
16
Поиск ошибок в последовательности действий.
1
27,12
19-28
17
Алгоритм. Знакомство со способами записи алгоритмов.
1
17,01
29-38
18
Поиск ошибок и исправления алгоритмов.
1
24,01
29-38
19
Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
1
31,01
39-48
20
Проект по теме раздела «План действий и его описание». Поиск и обработка информации
1
07,02
21
Проект по теме раздела «План действий и его описание». Оформление работы
1
14,02
49-56
22
Проект по теме раздела «План действий и его описание». Представление своей работы.
1
21,02
57-66
Логические рассуждения (12)
23
Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества». Способы задания множеств.
1
28,02
1-10
11-20
24
Сравнение множеств. Знакомство с понятием «отображение множеств»
1
07,03
21-30
31-40
25
Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование»
1
14,03
41-50
26
Знакомство с понятиями «вложенности» (включения) множеств, «подмножество»
1
21,03
51-60
27
Изучение операций над множествами: пересечение и объединение множеств.
1
04,04
61-70
71-79
28
Высказывание. Знакомство с понятиями «истина» и «ложь». Отрицание.
1
11,04
1-12
13-24
29
Изучение высказываний со связками «и», «или». Поиск путей на простейших графах.
1
18,04
25-36
37-47
30
Знакомство с задачами комбинаторного типа.
1
25,04
48-58
31
Проект по теме раздела «Логические рассуждения». Поиск и обработка информации
1
02,05
60-70
32
Проект по теме раздела «Логические рассуждения».
Подготовка презентации в электронном виде.
1
16,05
71-75
33
Проект по теме раздела «Логические рассуждения». Подготовка презентации в электронном виде.
1
23,05
76-80
34
Проект по теме раздела «Логические рассуждения».
Представление работ
1
30,05
Итого
34
6. Формы подведения итогов реализации программы
-
Диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, тестирования обучающихся.
-
Реализация проектов.
-
Выставка работ детей, выполненных в ходе реализации проектов по окончанию изучения темы.
-
Презентация в электронном виде в конце учебного года.
7.Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение курса «Информатика в играх и задачах»
Список литературы.
-
Горячев А.В.Информатика. 2кл. («Информатика в играх и задача»): учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
-
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика. 2кл. («Информатика в играх и задача»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012.
Дидактические материалы.
-
Набор таблиц к учебнику «Информатика в играх и задачах» автор А.В. Горячев.
Материально-техническое оснащение
1. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска, документ - камера, принтер).