- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)
Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суркова Е.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока технологии в 3 классе: «Аппликация «Картонное кружево». Овладение приёмом обработки картона. Т.Б. работы ножом, ножницами. Белёвские кружева. (5 мин)»
Учитель: Суркова Е.В.
Основные цели: Метапредметные: 1) Формировать умение применять метод исследования в учебной деятельности.
2) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Предметные: 1) Освоить технику аппликации «Картонное кружево», приём разрезания гофрированного картона ножом и ножницами для получения «кружевных» полосок с открытым гофром; 2) Формировать представления об аппликационных техниках; 3) Формировать умение выполнять размётку на просвет, составлять краткий план работы, правила безопасной работы.
Ход урока. 1.Самоопределение к учебной деятельности. - Сегодня трудиться на уроке нам поможет мудрый совет. Прочитайте его:
«За всякое дело берись умело»
-Как вы его понимаете?
- Посмотрите какую красоту я принесла сегодня на урок!
(демонстрирую различные образцы кружев)
- Как называются все эти изделия? (кружево)
- Для чего нужно кружево? 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- А что ещё вы знаете о кружеве?
Сообщение о Белёвском кружеве. (1 ученик)
- Белёвское кружево отличает плавное чередование различного вида тесёмок, которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания.
- Посмотрите как выглядит кружево Белёвских кружевниц. (показ образца)
- А мы на уроке можем создать кружево?
- Каким материалом воспользуемся? (нитками)
- У нас ведь ниток нет?
- Чем их можно заменить? (гофрированным картоном)
- Почему? (он волнистый, гофрированный, кружевной)
(демонстрирую аппликацию) - Как будет называться такое кружево? («Картонное кружево») - А техника изготовления? (техника «Картонное кружево»)
- Какой способ изготовления «Картонного кружева» будем использовать? (аппликацию)
- Докажите, что здесь нужно использовать технику аппликации.
(на основу накладывают, приклеивают детали - части целого)
-На какие виды делятся аппликации? (плоские и выпуклые) -Определите вид этой аппликации? (выпуклая) - Мы раньше изготавливали выпуклую аппликацию «Картонное кружево»? (Нет) - Хотите попробовать выполнить? (Да) - Тогда составьте и расскажите алгоритм (последовательность) выполнения «Картонного кружева». (- Вы уверены, что составили последовательность верно?) - У кого возникло затруднение, поднимите руку? - Сформулируйте своё затруднение. (Я не знаю в какой последовательности и как выполнять «Картонное кружево». Я не могу обосновать, что правильно выбрал последовательность выполнения.)
3. Выявление места и причины затруднения. - У каждого из вас возникло затруднение. Что нужно сделать, чтобы его преодолеть? ( Нужно понять его причину.) - Вспомните, какое задание вы выполняли? ( Составляли план-алгоритм выполнения «Картонного кружева») - В чём же причина вашего затруднения? Чего вы ещё не знаете? ( Мы не знаем, как выполнять «Картонное кружево» )
4. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» детьми нового знания, упражнения в освоении нового умения). - Какова цель урока? (узнать алгоритм изготовления «Картонного кружева», научиться последовательно изготавливать «Картонное кружево») - Для чего нам нужен этот алгоритм (последовательность)? (чтобы изготовить аппликацию в технике «Картонного кружева»)
- Какова тема нашего урока? (аппликация «Картонное кружево»)
- Из каких деталей состоит вся аппликация «Картонное кружево»? (из кружевных полосок)
- Почему они такие кружевные? (виден гофр)
- Мы раньше изготавливали такие кружевные полоски с открытым гофром? (нет) - Что же нам надо узнать? (как из гофрированного картона получить «кружевные» полоски с открытым гофром)
- Перед вами образец гофрированного картона. Как нам из него получить вот такую «кружевную» полоску с открытым гофром? (показываю полоску с открытым гофром с одной стороны.) 1)Пробное, поисковое практическое упражнение. -Попробуйте отрезать от образца гофрированного картона полоску так, чтобы она получилась «кружевной». (ученики пробуют) - У всех получилось отрезать как в образце? - У кого получилось, выйдите, покажите. (показывают) ( для наглядности вызвать пару или одного ученика показать на большом образце) - В каком направлении вы отрезали, чтобы получить полоску с гофром? (поперёк гофра)
Если не получилось. - Почему не получилось? (не с той стороны отрезали - вдоль гофра, а не поперёк.) - Значит, с каком направлении надо отрезать полоски? (поперёк гофра)
5. Реализация построенного проекта.
- Как будем отрезать полоски?
(1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр. 2. Отрежем полоску поперёк гофра. 3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.) - Молодцы, вот вы составили алгоритм. - Я предлагаю записать его в виде вот такого эталона.
1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр.
2. Отрежем полоску поперёк гофра.
3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.
-В каких деталях аппликации мы используем полоски с открытым гофром с одной стороны? (рамка, лучики) -А в других, деталях какие полоски использованы? (Гофр открыт с двух сторон) -Как получить такие полоски? -Чему ещё надо научиться? (получать «окошко» из гофра, спрятанного внутри) -Какой инструмент понадобится? (нож канцелярский) -Как получить «окошко» из гофра, спрятанного внутри? -Как соединены эти полоски с основой аппликации? (приклеены) -Как? (всей поверхностью, плоскостью и ребром) -Теперь сможете самостоятельно изготовить аппликацию? (да)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Повторите последовательность технологических операций. -А могли бы вы улучшить изделие, сделать его красивее? -Какие инструменты понадобятся?
Повторение правил техники безопасности. -Всё повторили, можем приступить к работе? (повторить технику безопасности забыли)
Физминутка.
6.Самостоятельное выполнение практической работы учащимися. Учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономность расходования материалов, приём получения кружевной полоски с гофром, нанесения клея и приклеивания деталей. Поощряет и отмечает качественную работу детей.
7.Включение в систему знаний и повторение. Установление соответствий. (ЭОР контрольного модуля). Кроссворд «Картонное кружево» (ЭОР контрольного модуля). По горизонтали: 1.Какой картон нужен для изготовления изделия «Картонное кружево»? (гофрированный) 3.Как называется аппликация, детали которой выступают над поверхностью фона? (выпуклая) 5. Текстильное изделие с ажурным узором, образованным разнообразными переплетениями нитей. (кружево) 6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (ножницы) По вертикали:
- Гармошка из одинаковых складочек. (гофр)
- Способ создания изображения, когда на основу накладывают, приклеивают детали - части целого. (аппликация)
- Город Тульской области, который славится своим кружевом? (Белёв)
(на доске 3 матрёшки в кружевных нарядах с разным выражением лица: радостное, грустное, нейтральное) - С каким настроением вы выходите сегодня с урока? - Почему у тебя весёлое настроение? - Почему ты грустный? - Где вы можете применить новое знание? - Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласна со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.
При оценивании обученности учащихся учитываются следующие критерии:
- качество выполняемых новых технологических приёмов и готового изделия;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая)
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий