Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока технологии в 3 классе: «Аппликация «Картонное кружево». Овладение приёмом обработки картона. Т.Б. работы ножом, ножницами. Белёвские кружева. (5 мин)»

Учитель: Суркова Е.В.

Основные цели: Метапредметные: 1) Формировать умение применять метод исследования в учебной деятельности.

2) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Предметные: 1) Освоить технику аппликации «Картонное кружево», приём разрезания гофрированного картона ножом и ножницами для получения «кружевных» полосок с открытым гофром; 2) Формировать представления об аппликационных техниках; 3) Формировать умение выполнять размётку на просвет, составлять краткий план работы, правила безопасной работы.


Ход урока. 1.Самоопределение к учебной деятельности. - Сегодня трудиться на уроке нам поможет мудрый совет. Прочитайте его:

«За всякое дело берись умело»

-Как вы его понимаете?

- Посмотрите какую красоту я принесла сегодня на урок!

(демонстрирую различные образцы кружев)

- Как называются все эти изделия? (кружево)

- Для чего нужно кружево? 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- А что ещё вы знаете о кружеве?


Сообщение о Белёвском кружеве. (1 ученик)
- Белёвское кружево отличает плавное чередование различного вида тесёмок, которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания.

- Посмотрите как выглядит кружево Белёвских кружевниц. (показ образца)
- А мы на уроке можем создать кружево?

- Каким материалом воспользуемся? (нитками)

- У нас ведь ниток нет?

- Чем их можно заменить? (гофрированным картоном)

- Почему? (он волнистый, гофрированный, кружевной)

(демонстрирую аппликацию) - Как будет называться такое кружево? («Картонное кружево») - А техника изготовления? (техника «Картонное кружево»)

- Какой способ изготовления «Картонного кружева» будем использовать? (аппликацию)

- Докажите, что здесь нужно использовать технику аппликации.

(на основу накладывают, приклеивают детали - части целого)

-На какие виды делятся аппликации? (плоские и выпуклые) -Определите вид этой аппликации? (выпуклая) - Мы раньше изготавливали выпуклую аппликацию «Картонное кружево»? (Нет) - Хотите попробовать выполнить? (Да) - Тогда составьте и расскажите алгоритм (последовательность) выполнения «Картонного кружева». (- Вы уверены, что составили последовательность верно?) - У кого возникло затруднение, поднимите руку? - Сформулируйте своё затруднение. (Я не знаю в какой последовательности и как выполнять «Картонное кружево». Я не могу обосновать, что правильно выбрал последовательность выполнения.)
3. Выявление места и причины затруднения. - У каждого из вас возникло затруднение. Что нужно сделать, чтобы его преодолеть? ( Нужно понять его причину.) - Вспомните, какое задание вы выполняли? ( Составляли план-алгоритм выполнения «Картонного кружева») - В чём же причина вашего затруднения? Чего вы ещё не знаете? ( Мы не знаем, как выполнять «Картонное кружево» )
4. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» детьми нового знания, упражнения в освоении нового умения). - Какова цель урока? (узнать алгоритм изготовления «Картонного кружева», научиться последовательно изготавливать «Картонное кружево») - Для чего нам нужен этот алгоритм (последовательность)? (чтобы изготовить аппликацию в технике «Картонного кружева»)

- Какова тема нашего урока? (аппликация «Картонное кружево»)

- Из каких деталей состоит вся аппликация «Картонное кружево»? (из кружевных полосок)

- Почему они такие кружевные? (виден гофр)

- Мы раньше изготавливали такие кружевные полоски с открытым гофром? (нет) - Что же нам надо узнать? (как из гофрированного картона получить «кружевные» полоски с открытым гофром)
- Перед вами образец гофрированного картона. Как нам из него получить вот такую «кружевную» полоску с открытым гофром? (показываю полоску с открытым гофром с одной стороны.) 1)Пробное, поисковое практическое упражнение. -Попробуйте отрезать от образца гофрированного картона полоску так, чтобы она получилась «кружевной». (ученики пробуют) - У всех получилось отрезать как в образце? - У кого получилось, выйдите, покажите. (показывают) ( для наглядности вызвать пару или одного ученика показать на большом образце) - В каком направлении вы отрезали, чтобы получить полоску с гофром? (поперёк гофра)
Если не получилось. - Почему не получилось? (не с той стороны отрезали - вдоль гофра, а не поперёк.) - Значит, с каком направлении надо отрезать полоски? (поперёк гофра)
5. Реализация построенного проекта.
- Как будем отрезать полоски?
(1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр. 2. Отрежем полоску поперёк гофра. 3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.) - Молодцы, вот вы составили алгоритм. - Я предлагаю записать его в виде вот такого эталона.
1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр. Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)
2. Отрежем полоску поперёк гофра. Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)
3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.
Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)
-В каких деталях аппликации мы используем полоски с открытым гофром с одной стороны? (рамка, лучики) -А в других, деталях какие полоски использованы? (Гофр открыт с двух сторон) -Как получить такие полоски? -Чему ещё надо научиться? (получать «окошко» из гофра, спрятанного внутри) -Какой инструмент понадобится? (нож канцелярский) -Как получить «окошко» из гофра, спрятанного внутри? -Как соединены эти полоски с основой аппликации? (приклеены) -Как? (всей поверхностью, плоскостью и ребром) -Теперь сможете самостоятельно изготовить аппликацию? (да)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Повторите последовательность технологических операций. -А могли бы вы улучшить изделие, сделать его красивее? -Какие инструменты понадобятся?
Повторение правил техники безопасности. -Всё повторили, можем приступить к работе? (повторить технику безопасности забыли)
Физминутка.
6.Самостоятельное выполнение практической работы учащимися. Учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономность расходования материалов, приём получения кружевной полоски с гофром, нанесения клея и приклеивания деталей. Поощряет и отмечает качественную работу детей.
7.Включение в систему знаний и повторение. Установление соответствий. (ЭОР контрольного модуля). Кроссворд «Картонное кружево» (ЭОР контрольного модуля). По горизонтали: 1.Какой картон нужен для изготовления изделия «Картонное кружево»? (гофрированный) 3.Как называется аппликация, детали которой выступают над поверхностью фона? (выпуклая) 5. Текстильное изделие с ажурным узором, образованным разнообразными переплетениями нитей. (кружево) 6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (ножницы) По вертикали:

  1. Гармошка из одинаковых складочек. (гофр)
  2. Способ создания изображения, когда на основу накладывают, приклеивают детали - части целого. (аппликация)
  3. Город Тульской области, который славится своим кружевом? (Белёв)
8.Рефлексия (Оценка деятельности учащихся, итог урока)
(на доске 3 матрёшки в кружевных нарядах с разным выражением лица: радостное, грустное, нейтральное) - С каким настроением вы выходите сегодня с урока? - Почему у тебя весёлое настроение? - Почему ты грустный? - Где вы можете применить новое знание? - Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласна со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.
При оценивании обученности учащихся учитываются следующие критерии:
  • качество выполняемых новых технологических приёмов и готового изделия;
  • характер деятельности (репродуктивная, творческая)

степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий

© 2010-2022