- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка по русскому языку
Памятка по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шпаковская Н.В. |
Дата | 05.10.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Орфограммы корня
Безударные гласные проверяются
ударением: солёный - соль.
Звонкость- глухость согласного проверяется перед гласным или перед «н»: гриб - грибы, грибной.
Непроизносимые согласные проверяют- ся перед гласным : честный- честен.
Приставки
Пиши с О: о-, об-(обо-), от-(ото-),
до-, по, под-(подо-),про-
Пиши с А: за-, на-, над-
Запомни: в-(во-), с-(со-), вы-, пере-
бе бе перед
во ↘ перед во ↘ звон.
и → С глух. и → З согл.
ни↗ согл. ни↗ перед
ра ра глас.
Разделительный Ъ и Ь
Ъ я
е
ё
ю
Ь я [ й´а]
е [ й´э]
ё [ й´о]
ю [ й´у]
и [ й´и]
ЧЬ ЖЬ ШЬ
1.У существительных 3 скл.
(дочь, мышь)
2.У глаголов в неопределённой
форме
( что делать? дружить )
3. У глаголов во 2 лице , ед. ч.
( ТЫ что делаешь? помогаешь)
Спряжение глагола
↓
Н.ф.
↙ ↘
-еть -ить
-ать (-ять) +
- уть гнать, держать, дышать,
- оть зависеть, видеть, слышать
- ыть и обидеть, а ещё терпеть,
+ вертеть, ненавидеть и
брить, стелить смотреть
↓ ↓
I спр. II спр.
↓ ↓
И, А, Я Е, У,Ю
Правописание наречий
из
до на конце слова а
с
в
на на конце слова о
за
падежи склонение
им. существительное им. прилагательное
главный член предложения
И.п. (есть) кто? что?
________
1 скл.
-а, -я
М.р.
какой?
-ой, -ый, -ий
2 скл.
-о, -е,
Ср.р.
какое?
-ое, -ее
3скл.
-ь на конце
Ж.р.
какая?
-ая, -яя
Мн.число
-ы, -и, -а, -я
Мн.число
какие?
-ые, -ие
второстепенный
Р.п. (нет) кого? чего?
(откуда? где?)
от,до,из,без,у,для,около,с, после
1 скл.
-ы, -и
М.р.
какого?
-ого, - его
2 скл.
-а, я
Ср.р.
какого?
-ого, -его
3скл.
-и
Ж.р.
какой?
-ой, -ей
Мн.число
-ов, -ев, -еи,
Мн.число
каких?
-ых, -их
второстепенный
Д.п. (дам) кому? чему?
куда? где?
к,по
1 скл.
-е
М.р.
какому?
-ому, -ему
2 скл.
-у,-ю
Ср.р.
какому?
-ому, -ему
3скл.
-и
Ж.р.
какой?
-ой, -ей
Мн.число
-ам, -ям
Мн.число
каким?
-ым ,-им
второстепенный
В.п. (вижу) кого? что?
куда? когда?
в,на,за,под,через,про
1 скл.
-у, -ю
М.р.
какой?
-ой ,-ый, -ий
2 скл.
-а,-я, -о, -е,
Ср.р.
какое?
-ое, -ее
3скл.
-ь на конце
Ж.р.
какую?
-ую, -юю
Мн.число
-ы,-и, -а, -я
Мн.число
какие?
-ые, -ие
второстепенный
Т.п. (доволен) кем? чем?
(где?)
за,над,под,перед,с
1 скл.
-ой, -ей(-ёй), -ою, -ею
М.р.
каким?
-ым, -им
2 скл.
-ом,-ем(-ём)
Ср.р.
каким?
-ым, -им
3скл.
-ью
Ж.р.
какой?
-ой, -ей
Мн.число
-ами, -ями
Мн.число
какими?
-ыми, -ими
второстепенный
П.п. (думаю) о ком? о чём?
(где?)
в,во,о,об,на,при
1 скл.
-е
М.р.
(о) какой?
-ом, -ем
2 скл.
-е
Ср.р.
(о) каком?
-ом, -ем
3скл.
-и
Ж.р.
(о) какой?
-ой, -ей
Мн.число
-ах,-ях
Мн.число
(о) каких?
-ых, -их
Фонетический разбор. ₁
1.Выпиши слово.
2.Поставь ударение, раздели его на слоги.
3.Выпиши каждую букву и дай характе-
ристику звуку, который она обозначает.
Звук
/ \
гласный согласный
удар.или безудар. тв. или мяг.
звон. или глух.
(парн. или непарн.)
4. Укажи сколько букв и звуков.
Разбор слова по составу. ₂
1.Окончание (Измени форму слова :есть-нет, один - много)
2.Корень (Подбери однокоренные слова)
3.Приставка ¬ Стоит перед корнем.
(Подбери однокоренные слова без ¬ или с другой ¬)
4. Суффикс Λ. Стоит между корнем и окончанием.
Разбор слова как части речи ₃
им. существительное
1. часть речи
2. начальная форма (И.п., ед. ч.)
3. собственное или нарицательное
4.одушевлённое или неодушевлённое
5.род , число,падеж, склонение
6. член предложения
им. прилагательное
1. часть речи
2.начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.)
3.род,число, падеж*
4. член предложения
глагол
1.часть речи
2. неопределённая форма (что делать?, что сделать?)
3 *.вид (сов., несов.)
4*.спряжение
5. число
6.время (если есть)
7*.лицо (если есть) 8*.род (если есть)
9. член предложения
местоимение*
1.часть речи
2.начальная форма
( И.п., ед.ч.)
3.лицо
4.падеж
5. род (если есть)
6. число
7. член предложения
Синтаксический разбор предложения. ₄
-
По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
-
По интонации ( восклицательное, невосклицательное)
-
Выделить грамматическую основу. ( подлежащее - ______ , сказуемое -
-
По наличию грамматических основ ( простое - 1 грам. основа, сложное - 2 и более грам. основ.).
-
По наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое)
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения: определение - (какой?, какому?, каким?...), дополнение (вопросы падежей, кроме И.п.), обстоятельство (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)
7. Выписать словосочетания ( подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл.,
второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)