Урок литературного чтения в 3 классе Л. Н. Толстой Акула

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе

(УМК «Школа России»)

Тема урока: Л.Толстой «Акула»

Цели:

образовательные:

- создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом(формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения;

- формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;

- совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;

- совершенствовать навык правильного и выразительного чтения.

развивающие:

- создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге, развивать воссоздающее и творческое воображение;

воспитательные:

- воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: авторская выставка книг, портрет писателя Л.Н.Толстого , карточки с заданиями «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

« Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю - я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать , и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.

2. Мотивация. Постановка целей.

- Фамилию автора с произведением , которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение (Совпадаю портрет и фамилия только одного автора).

А.С.Пушкин

Л.Н.Толстой

М.Ю.Лермонтов

- Мы действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно, будем заниматься на уроке ,определите с помощью опорных фраз (На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)

- продолжим знакомство с творчеством…

- расширим свои знания о жизни….

- продолжим работу над развитием читательских…

- На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»

3. Проверка домашнего задания.

Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого, подготовить дополнительную информацию о жизни писателя, принести любимую книгу для выставки.

- Я пишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминаете их, пока не высох след, повторите как запомнили.

Граф

Ясная поляна

Школа для детей

- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

- Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех?

(выступление учащихся)

4. Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на выставку книг?

- Кто их автор?

- Как назвать ее? Почему? (авторская, т.к. автор этих книг - Л.Н.Толстой)

- Какие произведения читали самостоятельно?

- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой ? (рассказы, басни, сказки, были, былины.)

- Выберите из выставки басни, были, рассказы. (Дети называют варианты и показывают книги)

- О чем пишет автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)

5. Подготовка к восприятию рассказа на слух.

- Ребята, что вы знаете об акулах?

- Послушайте внимательно текст об акуле.

(Ученик читает статью об акуле)

Акула - страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

- Что нового узнали об акулах?

- Как называется такой текс? (научно-познавательный). Почему?

6. Предположение (антиципация)

- Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев. На корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

- Подтвердились ли ваши предложения, мы узнаем после его прослушивания.

7. Знакомство с текстом.

1. Чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»

Прогнозирование по содержанию:

- Как вы думаете, что будет дальше7 как могут развиваться события?

Чтение текста до конца учителем.

Пауза для эмоционального восприятия.

- Взволновало ли вам это произведение?

- За кого вы переживали, слушая рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?

- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев)

а) Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно- лексическая работа.

- Какие слова вам были незнакомы при прослушивании?

- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре, в интернете).

- Давайте выясним их значение.

- Задание:

1 ряд ищет в толковом словаре значение слов артиллерист и фитиль - зачитывают всему классу

2 ряд значение слов палуба и якорь.

3 ряд - купальня.

б) Работа в парах.

Задание для учеников6 у вас на столах есть памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу.

Сорвался с места - побежал что было сил;

понатужься - собери силы;

подле пушки- около пушки;

взял фитиль - зажег фитиль;

пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние.

Физкультминутка

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:, Вместе - раз, это - брас.

Одной, другой, это- кроль.

Все как один, плывем как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

8. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.

- Почему капитан устроил купальню для матросов в палубе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описал его душевное состояние.

- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? (Прочитайте)

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

- Какие чувства испытал он в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?

а) Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа.

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

1. Купальня в парусе.

2. Мальчики в открытом море.

3. Акула.

4. Выстрел.

5. Дети спасены.

Коллективная работа. Составление «синквейна» Отец

Смелый, находчивый

Гордился, испугался, выстрелил

Риск - благородное дело

Любовь. Народная мудрость. Любовь побеждает все!

9. Обобщение материала

- Чему же учит этот рассказ Л.Н.Толстого? (взаимопомощи мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)

- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? ( Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; Чтобы показать, как переживают родители за детей; Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)

10. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

- разделить текст на части;

- приготовить пересказ ( от лица мальчиков, артиллериста или рассказчика);

- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

10. Подведение итогов урока.

- Чему мы сегодня учились на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)

- Какие задания вам показались самыми трудными для выполнения? Как вы с ними справились?

- Что нового, интересного узнали?

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У вас у каждого на парте бумажный кораблик с мачтой, но без паруса. Прикрепите к нему парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

,1. Отлично работал и многому научился - зеленый.

2. Хорошо работал на уроке - синий.

3. Надо еще стараться - красный.

Выставление отметок.

- Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

Помните, любовь побеждает все!

- Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.


© 2010-2022