Урок русского языка на тему Повторение. Род имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему Повторение. Род имён существительныхУрок русского языка на тему Повторение. Род имён существительныхПлан урока:

Время

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Повторение. Род имён существительных.

Цель: Совершенствовать знания о роде имен существительных.

Задачи:

Обучающая: Повторить изученный материал о категории рода имен существительных. Учить использовать ранее изученную информацию в новых и конкретных ситуациях.

Развивающая: Развивать речь детей через работу с пословицами , при объяснении выбора буквы в орфограмме.

Воспитательная: воспитывать умение слушать и выступать в диалоге, прислушиваться к высказываниям других.

Ресурсы: Интерактивная доска, слайды и материал для работы на интерактивной доске, карточки с текстом стихотворения, карточки с текстом,

карточки «Светофор», таблица «Род имен существительных», стикеры, маркеры, ватманы.

Время

Вид работы

Роль учителя

Действия учеников

1 мин.


Организационный момент. Оформление тетрадей.

(запись числа, классная работа)

Организует работу детей.

Оформляют тетради, входят в процесс.

2 мин.

Психологический настрой

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Активизирует учащихся, настраивает на урок.

Двигаются, настраиваются на урок.

2 мин

Минутка чистописания.

-Какая буква похожа на антенну? (т)

-Какие звуки обозначаем буквой т? Дайте характеристику звукам.

_______________

т т т от то


Напоминает каллиграфию письма .

Прописывают букву и соединения с ней.


5 мин.


Словарная работа.

-Назовите слово, которое толкуется:

«Человек, близкий по схожести взглядов, дружески расположенный к кому-нибудь.

________

товарищ

-Подберите однокоренные слова

___________________________

товарищество, товарищеский

-Подберите синоним к слову товарищ (друг, приятель)

-Объясните фразеологический оборот

Товарищ по несчастью ( тот, кто вместе с кем-то попал в беду, неприятное положение)

Запись текста под диктовку.

_____________________________________________________________________

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щукин. Стали решать вместе. И задача у друзей вышла. Так Слава помог товарищу.

-Объясните орфограммы.

-Какова идея рассказа?

Слайд 1. Пословицы.

Сам погибай, а товарища выручай.

Ищи товарища лучше себя, а не хуже.

-Как понимаете пословицы?

Побуждает к осмыслению лексического значения слов, обогащению словарного запаса через пословицы и фразеологический оборот.

Организует орфографическую работу.


Думают. Подбирают однокоренные слова, синонимы.

Записывают под диктовку, проверяют , выделяют орфограммы.


2 мин.

Актуализация знаний «Выбери определения»

-Выберите определения, относящиеся к имени существительному ( дети выбрав и передвинув определения составляют таблицу на интерактивной доске)

Слайд 2.

Урок русского языка на тему Повторение. Род имён существительных

-Какие грамматические признаки есть у существительного? (род, склонение, изменяется по числам и падежам)

-Сегодня будем повторять род имени существительного.

Род - это постоянный признак или нет? Почему?

Организует работу

Слушают, анализируют.

4 мин.

Стадия вызова. Работа по карточкам.

-Прочитайте слова. Разделите в три столбика по родам. (индивидуально)

____________________________________________

Стол, юноша, земля, небо, степь, поле, дядя, страна.

-Что помогло определить род? Поделитесь мыслями в паре. (постановка местоимений, окончания)

Работа с таблицей. Обобщение.

Самостоятельная работа.

Стр. 43 упр. 123. Выборочное письмо. Поставьте выделенные существительные в начальную форму. Укажите род. Обозначьте окончание.

Настраивает на индивидуальную работу и работу в паре. Задает вопросы, подводит к выводу.

Работают самостоятельно, обсуждают результат работы в паре. Предполагают, вместе делают выводы.

1 мин.

Физминутка.

Если слова мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского - прыгают., среднего - приседают. (учитель называет дни недели)

-Какие дни принадлежат мальчикам? Какие девочкам? Какой общий?

Объясняет условие. Называет слова.

Слушают, определяют число, выполняют движения.

7 мин.


Вызов. Мозговая атака.

«Светофор». Если все ясно, то поднимите зеленую карточку, если не все понятно, то красную.

- Прочитайте текст. Распределите выделенные слова по родам. (самостоятельно)

-Обсудите в паре.

____________________________

Маша ела конфеты.___________

-Ваня, я еще хочу.____________

-Хватит, ну и сластена ты, Маша.

-Сам ты сластена и жадина.

-Что поняли?

-Что вызвало затруднение?

Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать - Узнали»

Работа с текстом.

-Прочитайте.

В русском языке есть слова, которые относятся к лицам мужского и женского рода.

Плакса, жадина, сластена, грязнуля, злюка, сирота.

Это слова общего рода. Ими можно называть мальчиков и девочек.

Например: Маша большая сластена.

Миша большой сластена.

-Что вы узнали? Куда записали слова? ( в 4 столбик - общий род)

Активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы.


Читают. Думают. Делают выводы.

6 мин.


Работа в группе

-Составьте презентацию о роде имен существительных

Работу в группе будем оценивать по следующим критериям:

  • Название

  • Содержание

  • Оформление

  • Презентация

Даёт инструкцию.

Наблюдает. Направляет.

Знакомятся с критериями оценивания работ. Высказывают свое мнение по вопросу, обсуждают, делятся идеями. Оформляют работы, распределяют фрагменты выступления для презентации.

6 мин.

Презентация работ.


Слушает. Организует класс для активного слушания выступлений.


Презентуют работу. Задают вопросы другим группам.

6 мин.

Творческая работа по развитию речи.

-Напишите мини-сочинение из 4-5 предложений, используйте слова общего рода.

Даёт инструкцию, слушает, дает устную оценку работе детей.

Пишут сочинения. Читают вслух.

1 мин.

Дом.зад. Стр. 44 упр.125, выучить таблицу упр. 122

Направляет.

Слушают и если есть вопросы по выполнению домашнего задания, задают их.

2 мин.

Рефлексия

-На стикерах напишите свои впечатления об уроке, пожелания или вопрос.

Объясняет условие.

Думают. Записывают.



© 2010-2022