Развитие письменной коммуникации

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письменная коммуникация, как один из аспектов коммуникативной компетенции.


Жазбаша коммуникация - коммуникативті құзыреттіліктің аспектісі ретінде


Лукашова А.И.

Средняя общеобразовательная профильная школа дифференцированного обучения №17.

Начальные классы.


Проблема неуспеваемости: слабое владение оперативной памятью. Оперативная память - вид памяти, которая помогает ребёнку охватить взглядом предлагаемый объект, осознать, запомнить и воспроизвести. Такую память следует развивать у детей младшего школьного возраста. Вопрос как научить учащихся грамотно писать интересовал меня постоянно. Процесс обучения детей грамотному письму трудный, который нельзя сформировать быстро. Изучая методическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо разработать структуру заданий, которые помогут детям овладеть навыками письменной коммуникации. Актуальность разрешения этой проблемы заключается в том, что совершенствуя оперативную память и устойчивое внимание, мы добиваемся высокой умственной работоспособности, которая способствует усвоению обучающимися уровня начального образования, для дальнейшего продвижения в обучении и развитии учащихся. Поэтому ЦЕЛЬ моей работы: обучение учащихся письменной коммуникации; развитие оперативной памяти на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1.Разработать экспозиции зрительных диктантов, как основополагающую часть заданий, ориентированных на формирование письменной компетенции.

2.Разработать тематические планы уроков с применением методов письменной коммуникации.

Содержание среднего образования с 12-летним сроком обучения ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых стандартом в виде сформированных ключевых компетенций

  • Компетентность разрешения проблем.

  • Информационная компетентность.

  • Коммуникативная компетентность.

Информационная компетентность считается важнейшей, определяется как « «способность и умение» самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.

В связи с нашей целью, остановимся на письменной компетенции, которая включает следующие аспекты:

  • Способствование развитию умения оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры (словосочетания, предложения)

  • Переход к следующей более сложной единице - создание текста, работу над ним.

Только общаясь в паре, группе, дети начинают разговаривать, спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Как «разговорить» каждого? Нужно развивать его артикуляционный аппарат, расширять и пополнять лексикон. В первом классе, ещё при изучении алфавита, я работала над развитием восприятия, опираясь на опыт учителя - новатора В.Лайло. На уроках использовала упражнения, направленные на развитие аналитичности восприятия и навыков письма, цель которых тренировать учащихся в поисках общего и различного. На каждом уроке обучения грамоте поочерёдно выполняются четыре задания: первые два направлены на развитие слухового восприятия, третье и четвёртое - на развитие зрительного восприятия.

Задание 1. Прослушайте слова. Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой.

Задание 2. Прослушайте слова. Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются.

Задание 3. Прочтите слова. Запомните только ту букву, которая является общей для обоих слов. Запишите эту букву.

Задание 4. Прочтите слова. Запомните только те буквы, которыми слова различаются. Запишите буквы по памяти.

Звук /н/ и буква н

  1. Нота - кон

  2. Она - они

  3. Но -на

  4. Но - ну

На уроках русского языка мы используем зрительные диктанты - это наборы экспозиций.

Экспозиция : «позиция» - расположение предмета;«экс» - бывший, т.е. предмет появился и исчез. Запомнить человеку легко слова, выражения, когда они мелькают как бы перед глазами и с 12-го раза у человека информация фиксируется в памяти надолго. Всего 18 наборов, в каждом 6 предложений. Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова - 8 букв, то последнее из восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 8-9 слов. Он легко улавливает смысл, ему интересно, понятно, он начинает точнее отвечать, составляя более распространённые предложения. Меня привлекла системность в работе, которая помогает сделать «рывок» в развитии каждого ребёнка в сравнении с самим собой. Как заинтересовать ребят работой? И я придумала взять материал о том месте, которое нас касается, которое близко нам. Эмоции и чувства гордости помогают с интересом работать и давать положительные результаты. Создавала наборы на историческом региональном материале г.Павлодара и области. Работа рецензирована. Зрительные диктанты проводятся ежедневно, если делать перерывы, то результата не будет, так как 18*3=54дня, т.е. подходит 3четверть. Как проводится работа над наборами. Перед учащимися на доске появляется одно предложение из набора. Они его читают столько секунд, сколько показывает время этой экспозиции, далее предложение стирается, а учащиеся проговаривают и записывают его и так каждое. ( спец.тетрадь). Один набор пишем три дня подряд, каждая работа проверяется учителем ежедневно. Далее, после двух месяцев работы над диктантами, я продолжила развивать оперативную память и применять на уроках другие компетентно - ориентированные задания, которые предполагают этапы:

  • Работа с информацией;

  • Выполнение заданий;

  • Взаимопроверка, обсуждение;

  • Контроль учителя.

  • Экспозиционное письмо с комментированием. (читают и 1 «ведёт»).

-чаще применяется при ознакомлении со словарными словами

всегда по образцу:

  • Ознакомление со словом

  • Значение слова

  • Деление на слоги

  • Сочетаемость с другими словами

  • Придумать предложение

  • Печатание слова

  • Запись данного с комментированием

  • Проверка по модулю

  • Провожу игру «Печатание»

  • Экспозиция с композицией. ( предложения связаны по смыслу в виде текста )

Тема: «Большая буква в кличках животных».

Задания: 1. Подчеркните клички.

2. Самостоятельная работа.

3.Контроль: - взаимопроверка

- проговаривание ответов

У утки Тинки утята.

Тинка учит их плавать.

Утёнок Тишка храбрый.

Он первый бросился в воду.

Научился хорошо плавать.

Тишка поймал большого комара.

  • Композиционное письмо с взаимопроверкой. (проверяют друг у друга, сверяясь с образцом на доске).

Алгоритм: прочитали, запомнили, написали, контроль в виде модуля (ключа) на доске, оценивание.

Используются любые виды экспозиционного письма.

  • Тематическое экспозиционное письмо ( предложения подбираются по теме урока) . « Употребление глаголов в прямом и переносном значении».

Подул на берёзы весёлый апрель.

Запела в лесу голубая капель.

Алгоритм: прочитали, запомнили, подчеркнули слова в переносном значении, проверка по модулю.

  • Сюжетное экспозиционное письмо. ( состоит из нескольких этапов работы)

  • Беседа по иллюстрации по вопросам

  • Составление предложений в группах.

  • Выступление - защита придуманных предложений.

  • Запись лучших экспозиций также с доски.

Алгоритм: ответы на вопросы, составление текста, сотрудничество ( адаптация), применение, проверка по модулю. Это письмо преследует цель: развитие творческого мышления, последовательности рассуждений, фантазии. Такая подготовительная работа поможет далее учащимся начальных классов справляться с КОЗ более сложного уровня на уроках русского языка. Рассмотрим компетентно-ориентированное задание по русскому языку. Тема: Части речи. Аспект: первичная обработка информации. ( требуется время на чтение, затем осознание и далее на поиск ответа - вот для этого мы и выполняли ту подготовительную работу, которую я предложила). Стимул: выполняя задание, ты научишься составлять схему текста. ( для чего? закрепление изученного надолго, чтобы применять в умении составлять речь, общаться, сочинять). Перед вами текст и задания. Этот материал проходим во 2-м классе. Понимаете, с какой скоростью должны дети читать, чтобы проработать эту информацию. Но зато таким КОЗ мы преследуем цели: искать доказательства ответа на вопрос, составлять план своих рассуждений, применять знания в дальнейшем. План работы детей: --Изучение текста каждым. --Выполняется работа над текстом «Зачем нужны слова?» каждым учащимся. --Затем выполняется взаимопроверка заданий в парах и по ключу - модельному ответу -- И после этого оценка учителем. ( максимальный балл - 8 б.)

КОЗ для проверки информационной компетентности.

Тема «Развитие речи».

ВЫВОД: Информационная компетентность считается важнейшей, но к восприятию информации учащихся начальных классов следует подготовить:

Для этого:

  1. Необходимо развивать оперативную память.

  2. Формировать ключевые компетенции ученика младших классов, который должен на выходе в среднее звено овладеть умениями:

  • Изучать ( самостоятельно заниматься своим обучением).

  • Уметь искать ( работать с любым источником информации).

  • Думать ( иметь своё собственное мнение).

  • Сотрудничать.

  • Приниматься за дело. ( составлять план своих действий).

  • Адаптироваться ( применять изученный материал в действии).

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Конфуций.

Литература.

В.В.Лайло «Развитие восприятия».

И.Т.Федоренко «Зрительные диктанты».

Т.А.Китаева «Кратковременное комментирование».

© 2010-2022