Статья на тему Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС».

Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №107 г. Ростова-на- Дону Зайченко Наталья Витальевна



01.01.2014

Моя работа посвящена обобщению опыта внеклассной работы по развитию творческих способностей в условиях ФГОС. Новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, опре -деляет уклад школьной жизни. Как известно, существует единст-

венный путь, который даст России возможность стать в перспек-

тиве конкурентным обществом. Этот путь - модернизация и ин -новационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициатив -ность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Именно школа фактически является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие спо -собностей каждого ученика. Воспитание порядочного и патрио -тичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехноло -гичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить

и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жиз -ненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Главный стратегический документ развития образования - на-циональная образовательная инициатива «Наша новая школа»

видит достижение такого качественно нового результата, как внедрение ФГОС второго поколения.

Стандарты второго поколения внесли серьёзные изменения в

работу учителя. Нам приходится менять не только формы и мето-ды работы, но и меняться самим. Наша работа подчинена реали -зации новых стандартов, в основе которых лежат не только пред -метные умения, но также мета предметные и личностные.

Согласно новым стандартам требования к структуре образова -тельных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ. Это означает, что образовательная про- грамма школы включает в себя как обязательные занятия, так и за -нятия по выбору. В новом стандарте занятия по выбору введены в учебный план как часы внеурочной деятельности.

При этом нужно иметь в виду, что внеурочная деятельность -

это отнюдь не механическая добавка к основному общему обра- зованию, призванная компенсировать недостатки работы с отста- ющими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность-это полноценная организационная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и целостность образования.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не толь -ко стимулирует деятельность обучающихся за счёт повышения го -товности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и вне учебной деятельности, даёт возможность практически применять знания, умения и навыки.

Внеклассная работа-это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеклас- сная работа обладает широкими возможностями воспитатель- ного воздействия на ребёнка:

- во- первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;

-во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки;

-в- третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной одобряемой обществом деятельности;

-в-четвёртых, в различных формах внеклассной работы обучающиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботится о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Причём каждый вид внеучебной деятельности -творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Считаю, что внеклассная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует углублению и расширению приобретённых на уроках знаний, тем самым помогает обучающимся лучше усвоить программный материал, совершенствует навыки анализа различных фактов языка, расширяет лингвистический кругозор школьников, воспитывает языковое чутьё, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру, позволяет осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми. Осуществление этих задач ведёт к реализации основной цели внеклассной работы - развитию у школьников интереса к русскому языку, как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову , к богатству языка и стремлению настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку- языку великого русского народа.

Внеклассная работа по русскому языку позволяет мне сочетать разные виды деятельности младших школьников : трудовую, игровую, познавательную, коммуникативную, что даёт широкие возможности воспитательного воздействия на ребёнка. Ценность внеклассной работы в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету, так как её содержание , методы и организационные формы менее регламентированы, чем в учебном процессе. Поэтому есть возможность построить внеклассную работу так, чтобы удовлетворить потребности каждого ребёнка в активности, самостоятельности, в общении с товарищами, что не всегда удаётся на уроках.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной работы, как кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др. Такое разнообразие

форм помогает благоприятно воздействовать на развитие ребёнка.

Младший школьник отличается огромным стремлением к творчеству, познанию действительности, повышенной восприимчивости внешних влияний, верой в истинность всего чему учат, что говорят. Внеклассная работа по русскому языку способствует развитию этих стремлений.

При планировании и проведении внеклассной работы по русскому языку надо учитывать, что дети младшего школьного возраста отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам, чертам характера. Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. Как показала сама жизнь, недостаточно иметь саму по себе определённую сумму знаний, нужно уметь применять эти знания, используя творческие способности.

Развитие творческих способностей является одним из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.

Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творче6ской, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальные способности есть у каждого ребёнка. Бесталанных людей нет. Есть люди, которые заняты не своим делом. Таланты бывают разные. Многие из них раскрыть можно только во внеклассной работе. Цель работы педагога - формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающихся. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме.

Задача педагога - создать условия для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создание замысла, содержательного сотрудничества, осознание успеха.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека. Это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический. Но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно- воспитательный процесс в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой познавательной деятельности. Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо работать творчески самому. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому к школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определённые условия, прежде всего. Ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как утверждают психологи, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей обучающихся необходимо уточнить значение таких понятий, как «творчество», «способности», « творческие способности».

Что же такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика. Такого вмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Творчество-это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлечённые чаще болеют и быстрее стареют.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Но, несмотря на это, проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество- это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Психологи давно пришли к выводу, что дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П.Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность выхода за пределы ситуации, сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальной школе преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому хочу пояснить , что под творчеством обучающегося понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные навыки, умения и навыки.

Ведь творчество, индивидуальность проявляются даже в минимальном отступлении от заданного образца.

Творчество- это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремлённость совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт. Раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самовыражения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению. Необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способность», полагая, что разницу в успехах можно объяснить разными способностями. Термин «способности» неоднозначен. В психологии до сих пор не существует общепринятой типологии способностей. Так Р. С.Немов считал, что «способности- индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определённых способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания. Одной из главных задач , стоящих на данный момент перед школой , является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно. Что какими бы значительными не были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести мнение ведущих психологов: « Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, формирование их происходит в условиях обучения и воспитания.

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

Развивать творческие способности? Что это значит?

1.Это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычек анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

2.Это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности обучающегося.

3.Это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Наибольший эффект в развитие творческих способностей младших школьников может оказать:

-ежедневное выполнение творческих заданий и упражнений;

-реализация внеурочных кружковых занятий по специально разработанным программам ( в моём классе это курс « Школа развития речи» Т.Н. Соколовой и курс РПС «Занимательный русский язык» Л.В.Мищенковой);

-вовлечение обучающихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счёт подключения семьи обучающихся;

-дидактические и сюжетно-ролевые игры во внеурочное время;

-экскурсии, наблюдения;

-творческие мастерские.

Всё это позволило мне конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

-интеллектуальные марафоны;

-городские, школьные, районные, интернет-олимпиады «Русский медвежонок», «Совёнок», «Эму», « Кенгуру», «Центр талант»;

-творческие интеллектуальные игры, конкурсы (« Счастливый случай», « Устами младенца», «Самый умный»);

-предметная неделя начальной школы;

-творческие конкурсы разного уровня;

-участие в кружках и секциях по интересам.

Традиционно во внеклассной работе выделяются постоянно действующие и эпизодические формы. К первым относятся кружки, клубы, стенные газеты, общешкольный уголок русского язык, т.е. такие формы которые предполагают систематическое проведение занятий в течении более или менее длительного промежутка времени. Эпизодические - олимпиады, конференции, вечера и др.- выступает как разовые занятия, организуемые « от случая к случаю».

Хотелось бы отдельно остановиться на некоторых видах деятельности.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку в начальной школе кружок по праву занимает ведущее положение. Кружок организуется из учащихся одного или нескольких параллельных классов. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество участников в нём обычно составляет не более 20 человек. В младшей школе не рекомендуется делать большие перерывы между занятиями, поэтому они проходят у нас 1 раз в неделю. В настоящее время разработано очень много интересных программ. В своей педагогической практике я использую курс «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части: « Не спеши языком - торопись делом».

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания ( игры-загадки, игры-задачи и так далее: « Играть играй, да дело знай»).

Достоинством кружковой деятельности на мой взгляд является то, что ребёнок имеет право сам, на своё усмотрение выбирать тот вид деятельности, который в большей степени соответствует его интересам, способностям. Кроме того, кружкам присуща организационная чёткость и планомерность,

Которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу.

Олимпиады, конкурсы - это действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Такая форма работы планируется заранее. Школьная олимпиада проводится в начальной школе, начиная со второго класса, поэтапно. Первый отборочный тур проводится в классе, в нём участвуют все ученики этого класса. По результатам отбираются участники, показавшие лучшие результаты. Они проходят во второй отборочный тур, который проводится между учениками одной параллели. Здесь уже определяют победителей на школьном уровне. Следующий этап - городская олимпиада по русскому языку, участвуют те четвероклассники, которые стали призёрами в школе.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.

Так в процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления.

Выставки посвящаются результатам детского творчества. Так в нашем классе довольно часто проходят выставки рисунков полюбившихся героев литературных произведений.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы, организуется в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к творчеству выдающегося писателя, поэта. Во время таких праздников дети узнают много нового о произведениях, пробуждается интерес к слову.

Экскурсия - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. С первого класса с детьми начинаем изучать природу донского края, нашу малую родину. Здесь экскурсия занимает первое место. Она расширяет кругозор ребят. Дети узнают о прошлом ( «Древний город Танаис»,

« С Петром Великим у стен Азова», « Станица Раздорская - колыбель казачества») и настоящем родного края, что помогает развить интерес к родному языку. Например, в ходе экскурсии в казачью станицу происходит знакомство с довольно большой группой слов, связанной с бытом казаков(курень, галдарея, сапетка, макитра, зипун, черкеска, бурка, башлык, кубелька, повойник, челоуч, кичка).

После таких экскурсий у ребят в памяти остаются неизгладимые впечатления. По свежим следам предлагаю свои мысли высказать в сочинениях. По желанию ребята могут творчески оформить свои сочинения - сделать рисунки и фотографии.

Обязательно провожу подготовительную работу к сочинению. Причём не на уроке, а именно во внеурочной деятельности.


  1. Вместе с детьми проводим экскурсию в поле, на водоём, краеведческий музей и т. д. Обращаю их внимание на интересные объекты, таким образом, пополняю знания детей, приобщая их к природе, истории.

  2. Также провожу праздники, выставки, тематически связанные с предстоящим сочинением. После того, как сочинения написаны, ребята с интересом обсуждают написанное и делают соответствующие выводы. Проводя такую работу, мне удаётся раскрыть творческие способности детей, расширить их словарный запас. Кроме того, такая деятельность способствует общению друг с другом, развитию дружбы в детском коллективе.

Для некоторых ребят такие минутки творчества стали началом увлечения поэзией. Можно сделать вывод, что младшие школьники замечают и ценят богатство и неисчерпаемые возможности русского языка, незаурядно выражают свои мысли и чувства. Всё это происходит наравне с совершенствованием грамотности.

Минутки творчества, в частности сочинительскую деятельность,

Можно использовать при проведении любого внеклассного мероприятия.

Вместе с учениками периодически выпускаем стенную газету.

Газета даёт возможность лишний раз поработать учителю и над повышением грамотности, и над расширением кругозора, и над развитием творческих способностей, а также служит средством заинтересованности русским языком.

Выпуск газеты можно организовать в форме КТД. Такое мероприятие лучше проводить с четвероклассниками, так как дети к этому времени имеют представление о разных видах деятельности. Какова же технология проведения КТД « Выпуск стенгазеты»?

1 этап. Разбивка. Стать в круг с ребятами, назвать ребят по буквам А, Б, В( как при расчёте на первый- второй).Затем объяснить, где происходит построение каждой группы, засекается 30 минут , каждая команда должна за это время собраться в условном месте и придумать, как показать, представить свою букву.

2 этап. Выбор названия для газеты. Например, мои ребята выбрали название « Здравствуйте!», т.к. сам процесс происходил в начале сентября. Название должно отображать, то какому событию посвящён выпуск.

3 этап. Работа над колонками газеты. В группах выбирают редакторов, все остальные работники редакции. Редакторы получают задание. За 20 минут готовится выпуск колонки. Каждая группа готовит свой материал на альбомном листе. Предлагаются такие рубрики:

А) Только глаголами описать дорогу в школу;

Б) Составить шуточный прогноз погоды на 1 четверть;

В)Разыскивается…

Г)Доска объявлений:

-Меняю…

-Продаю…

-Сниму…

-Сдам…

4 этап. Представление и защита каждого раздела.

Ребята выступают перед всем коллективом, объясняют, что они хотели сказать другим своим творчеством. После защиты все рубрики приклеивают на один большой лист. Получается очень яркая креативная стенгазета.

Для решения проблемы развития творческих способностей обучающихся использую проектный метод как новую современную педагогическую технологию, которая позволяет развить эффективные формы самостоятельной учебной деятельности. В результате проектной деятельности обучающиеся не только применяют полученные знания и умения на практике, но и приобретают на их основе новые. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребёнка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем младше ребёнок, тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Следовательно, проектные работы в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Обучающийся должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и путь её решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи педагога).

Целью моей деятельности как педагога является создание условий для развития активной творческой личности обучающихся.

Задачи:

а) формировать творческий потенциал личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер

взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития;

в) приобщать обучающихся к творческой работе;

г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

д) развивать навыки созидания, самореализации;

е) поддержать и развивать творчество обучающихся в разнообразных его проявлениях.

Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:


  1. Творческие проекты(1-4классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

  2. Исследовательские проекты(4классс)- по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть- научные сообщения, статьи в школьной газете.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом.

1.Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

2.Разработка проекта.

Задачи этапа- сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и конкретизирует.

3.Оценка результатов.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уровне презентации.

4.Защита проекта. Презентация.

Задачи этапа - коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Всё выше сказанное можно отобразить в следующей таблице:


Деятельность ученика

Деятельность учителя

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источник получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

К организации проектной деятельности необходимо подходить творчески, активно использовать интегрированные проекты, применять информационные технологии. Результат деятельности обучающихся будет высоким только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Внеклассная работа приоткрывает окно в удивительный, заманчивый мир родного языка, выразительного русского слова.

И внеурочная деятельность по предмету оказывает в этом неоценимую помощь. Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе, на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в атмосфере сотрудничества.

С развитием творческих способностей развивается личность ребёнка. Дети становятся ещё более активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах, они являются лидерами в общественной жизни, активнее проявляются и развиваются в учебно-воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.



© 2010-2022