Дополнительная общеобразовательная программа Я-исследователь!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!»

(на 4 года обучения, возраст 7 -10 лет)











Составитель: учитель начальной школы

МБОУ «Гимназия № 38»

Оглодкова Светлана Геннадьевна.





СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка _________________________________ 3


1.1.Планируемые результаты освоения программы _____________6


1.2.Оценка планируемых результатов программы ______________9

2.Учебно - тематический план ____________________________12

3.Содержание изучаемого курса ___________________________16

3.1.Краткое описание тем (теория и практика)__________________18

4.Методическое обеспечение _______________________________20

5.Список литературы______________________________________22
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский


Современная система начального образования направлена на развитие ребенка не только как личности мыслящей и чувствующей, но и умеющей эффективно взаимодействовать с окружающим миром. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Решению этих задач во многом способствует курс «Я - исследователь!» Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа объединения дополнительного образования является модифицированной и разработана на основе «Методики исследовательского обучения А,И.Савенкова. Направленность программы: естественно - научная, соответствует общеинтеллектуальному направлению развития личности младшего школьника. Разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. По своему содержанию программа автономна, что позволяет использовать ее вариативно, в зависимости от возможностей образовательного учреждения, потребностей и пожеланий педагогов, детей и их родителей. Изучение данного курса можно начать во 2 классе (с 8 лет), продолжительностью изучения 3 года. Но наиболее оптимальным, позволяющим реализовать развивающий потенциал курса, является четырехлетний срок, начиная с 1 класса (в возрасте 7 лет). На проведение занятий по курсу «Я - исследователь» по данной программе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в год. * Программа научно-исследовательского объединения отражает все аспекты содержания образования: - научно-познавательного; - ценностного; - нормативного; - практически - деятельностного. Научно-познавательный аспект содержания образования, развивающий интерес учащихся к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов окружающей среды и человека. Нормативный аспект содержания - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Новизна данной программы состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение окружающего мира и включение учащихся в научно-исследовательской деятельность. __________________________________________ *Примечание Если объединение дополнительного образования осуществляет занятия в каникулярное время, то количество часов изучаемого курса может увеличиваться для проведения экскурсий, конференций, презентаций научно-исследовательских проектов.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений. Задачи: - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; - формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат; - познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи; - развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации; расширить кругозор учащихся; - воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к Родине, своему краю, семье. Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Содержание программы связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика. Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы. Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями, учащимися образовательного учреждения. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.


Планируемые результаты освоения программы


В результате изучения курса обучающийся научится: • различать объекты и явления живой и неживой природы; • описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, • различать прошлое, настоящее, будущее; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Обучающийся получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.


Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий


Личностные У обучающегося будут сформированы: • чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, • установка на здоровый образ жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: • преобразовывать практическую задачу в познавательную;осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные Обучающийся научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные Обучающийся научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции.

Оценка планируемых результатов программы
На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

  • умения организовать свою работу (организационные);
  • умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  • умения работать с информацией, текстом (информационные);
  • умения оформить и представить результат своей работы.
  • умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии: 1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. 2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). 3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет. 4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:
1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. 4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
  • опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



1 год обучения - 33 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки - 8 часов

1

Как люди смотрят на мир

1

1


Беседа, диагностика

2

Посмотри на мир чужими глазами

1


1

Экскурсия, беседа

3

Признаки одного предмета

1

1


Тренинги

4

Мы познаем мир с помощью органов чувств

2


2

Опыты, групповая работа

5

Задай мне вопрос, а я отвечу

1


1

Тренинги

6

Простейшее оборудование исследователя

2

1

1

Практическая работа, беседа по правила пользования и технике безопасности

Вода - 4 часа

7

Есть ли жизнь в воде

2


2

Прогулка, опыт

8

Рыбья чешуйка

2


2

Экскурсия в магазин, опыт

Воздух - 2 часа

9

Чем я дышу?

2


2

Опыты, ролевая игра «Мегаполис»

Природа и земля - 11 часов

10

Почва у тебя под ногами

2


2

Экскурсия, опыт

11

Веточка

2


2

Экскурсия, эксперимент

12

Чист ли белый снег?

3


3

Экскурсия, опыты

13

Живой пенек

2

1

1

Экскурсия, рисунок-проект

14

Моё домашнее животное

2

1

1

Презентация, выставка

Свет и зрение - 2 часа

15

Да будет свет!

1


1

Практическая работа

16

Мой глаз

1


1

Групповая работа

Общество - 6 часов

17

Что означает моя фамилия?

1

1


Работа с источниками информации

18

Мои мама и папа в школьные годы

1


1

Проект

19

Мое генеалогическое древо

1


1

Фотоколлаж

20

Место, где я живу

2

1

1

Экскурсия, выставка рисунков

21

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

1


1

Презентация для родителей





2 (1) год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки - 3 часа

1

Кто такие ученые?

1

1


Работа с источниками информации, диагностика

2

Научные исследования

1

1


Просмотр фильма, беседа

3

Оборудование исследователя

1


1

Практическая работа

Вода - 7 часов

4

Свойства воды

3

1

2

Просмотр фильма, беседа, опыты

5

Вода в нашем кране

2

1

1

Эксперимент, просмотр фильма

6

Очистка воды в домашних условиях

2


2

Практическая работа

Воздух - 2 часа

7

Свойства воздуха

2


2

Групповая работа, прогулка

Природа и земля- 12 часов

8

Растения нашего края

2

1

1

Мини-конференция

9

С лукошком за грибами

3


3

Выступления, опыт, альбом

10

Цветы вокруг нас

2

1

1

Набор открыток

11

Родина растений

1

1


Просмотр фильма

12

Лекарственные растения

2

1

1

Работа с источниками информации, прогулка, инструкция

13

Условия прорастания семян

2


2

Эксперимент, ролевая игра «Садовод»

Свет и зрение -6 часов

14

Свойства света

2


2

Опыты

15

Свет и тень

2


2

Практическая работа

16

Обман зрения

2

1

1

Работа с источниками информации, практическая работа

Общество- 4 часа

17

Самые мудрые люди в моей семье

1

1


Выставка рисунков

18

Профессиональная династия моей семьи

1


1

Проект

19

Любимый семейный праздник

1


1

Ролевая игра «Устроим праздник»

20

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

1


1

Презентация для родителей

3 (2) год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки - 2 часа

1

Что такое доклад, выступление?

1

1


Беседа, диагностика

2

Делаем выводы

1

1


Тренинги

Вода - 4 часа

4

Водные ресурсы Земли

2

1

1

Экскурсия, доклады

5

Выращивание кристаллов

2


2

Эксперимент

Воздух - 2 часа

6

Химия Земли

1

1


Просмотр фильма

7

Вулкан

1


1

Практическая работа

Природа и земля -11 часов

8

Прошлое Земли

1


1

Экскурсия

9

Археология

2


2

Экскурсия, альбом

10

Загадки обычных животных

2

2


Работа с источниками информации

11

Жили-были динозавры

2


2

Альбом

12

Животные нашего края

2

1

1

Мини-конференция

13

Красная книга нашего края

2


2

Проект

Свет и зрение - 7 часов

14

Компьютер

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации, инструкция

15

Трехмерное изображение

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации

16

3D- эффект

3


3

Посещение кинотеатра, изготовление очков

Общество - 8 часов

17

Традиции и реликвии моей семьи

1


1

Обрядовые действия

18

О чем мне рассказал семейный фотоальбом?

1


1

Презентация

19

Я - житель города и района

2

1

1

Альбом

20

Экология города и района

3


3

Исследования

21

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

1


1

Презентация для родителей






4 (3) год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки- 6 часов

1

Словарь исследователя

1

1


Копилка исследователя, диагностика

2

Цели, задачи, гипотеза

1

1


Беседа

3

Суждения, умозаключения

1

1


Тренинги

4

Планирование

1


1

Тренинги

5

Оформление

1


1

Практическая работа, выставка

6

Защита

1


1

Мастер-класс

Вода - 3 часа

7

Осадки

1


1

Просмотр фильма, практическая работа

8

Фонтан

2


2

Практическая работа

Воздух - 2 часа

9

Химия Земли

2


2

Опыты

Природа и земля - 10 часов

10

Тайны камней

2

1

1

Выставка, экскурсия

11

Природные ресурсы Земли

2


2

Мини-конференция

12

Клуб путешественников

2

1

1

Фотовыставка

13

Звездное небо

4

1

3

Экскурсия, альбом

Свет и зрение - 3 часа

14

Дорожные знаки

1

1


Экскурсия

15

Мобильный телефон

2

1

1

Работа с источниками информации, практическая работа

Общество - 10 часов

16

Увлечения домочадцев

2

1

1

Выставка

17

Достижения и гордость моей семьи

2

2

Фотовыставка

18

Вклад моих предков в годы войны

2

1

1

Создание Книги памяти

19

Улицы моего города

2

1

1

Проект

20

Научная конференция «В стране Почемучии»

2

2

Презентация для родителей и учителей










СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (4 года)

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во часов по годам обучения


Содержание раздела

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Почемучки

19

знакомит с курсом и его содержанием, важностью исследовательских умений в жизни современного человека

Теоретические занятия

10

3

2

2

3

Практические занятия

9

5

1

-

3

2

Вода

18

расширяются знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды

Теоретические занятия

3

-

2

1

-

Практические занятия

15

4

5

3

3

3

Воздух

8


о свойствах воздуха, химическом составе природных явлений

Теоретические занятия

1

-

-

1

-

Практические занятия

7

2

2

1

2

4

Природа и земля

44

рассматриваются объекты живой и неживой природы

Теоретические занятия

12

2

4

3

3

Практические занятия

32

9

8

8

7

5

Свет и зрение

18

посвящён свету и его свойствам, также зрению и его сбережению

Теоретические занятия

5

-

1

2

2

Практические занятия

13

2

5

5

1

6

Общество

28

изучаются социальные явления (семья, город, район), и человек, как частица общества

Теоретические занятия

6

2

1

1

2

Практические занятия

22

4

3

7

8














СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (3 года)

Название раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

1 год

2 год

3

год


1

Почемучки

11

знакомит с курсом и его содержанием, важностью исследовательских умений в жизни современного человека

Теоретические занятия

7

2

2

3

Практические занятия

4

1

-

3

2

Вода

14

расширяются знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды

Теоретические занятия

3

2

1

-

Практические занятия

11

5

3

3

3

Воздух

6

о свойствах воздуха, химическом составе природных явлений

Теоретические занятия

1

-

1

-

Практические занятия

5

2

1

2

4

Природа и земля

33

рассматриваются объекты живой и неживой природы

Теоретические занятия

10

4

3

3

Практические занятия

23

8

8

7

5

Свет и зрение

16

посвящён свету и его свойствам, также зрению и его сбережению

Теоретические занятия

5

1

2

2

Практические занятия

11

5

5

1

6

Общество

22

изучаются социальные явления (семья, город, район), и человек, как частица общества

Теоретические занятия

5

1

1

3

Практические занятия

17

3

7

7









Краткое описание тем (теория и практика)

1. Почемучки Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Органы чувств.
Практическая часть включает в себя: практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; опыты «Органы чувств»; экскурсии по территории школы с целью наблюдения за окружающим миром; составление словарика исследователя и т.д.


2. Вода Свойства воды. Питьевая вода. Способы очистки воды. Водные ресурсы Земли. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение.
Практическая часть включает в себя: практические работы «Способы очистки воды», «Образование осадков», «Изготовление фонтана»; экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина, к водоёму, прогулку с рассматриванием лужиц; опыты «Изучение чешуйки рыбы», «Свойства воды и её состояние»; эксперименты «Состояние водопроводной воды», «Выращивание кристаллов» и т.д

3. Воздух Органы дыхания. Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Происхождение вулканов.
Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства воздуха», «Изготовление модели вулкана»; ролевая игра «Мегаполис»; опыты «Химия вокруг нас» и т.д.

4. Природа и земля Почва и её свойства. Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. Грибы. Условия прорастания семян. Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.
Практическая часть включает в себя: практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; экскурсии в парковую зону, в краеведческий музей, планетарий, на выставку камней и самоцветов; выполнение проекта «Красная книга нашего края»; проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», «Условия прорастания семян», ролевую игру «Садовод», оформление альбомов «Съедобные грибы», «Лекарственные растения», «Динозавры», «Археологические находки», набор открыток «Цветы»; мини-конференции «Домашние животные», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «В мире путешественников» и т.д.


5. Свет и зрение Свет и его свойства. Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире.
Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства света», «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», «Изготовление 3-D очков», рассматривание трехмерных картинок; опыты «Свойства света» и т.д

6. Общество Страна. Родина. Город и его жители. Экология города. Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Фамилия человека. Профессиональная династия. Генеалогическое древо.
Практическая часть включает в себя: экскурсии по городу; исследование экологического состояния города и района; презентацию семейного альбома; создание Книги памяти, фотоколлажа «Генеалогическое древо», альбома «Городские зарисовки»; работу над проектами «Профессиональная династия семьи», «Мама и папа в школьные годы», «Улицы моего города»; ролевую игру «Устроим праздник» и т.д Итоговое занятие, в виде презентации результатов работы, проводится после 1-3 года обучения. Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «В стране Почемучии» для учителей и родителей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. - М.: Просвещение, 2010.

2. Валерко Т.В. Программа проектной деятельности учащихся «Я - исследователь».- festival. 1 september.ru

Дополнительная литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.

8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.





Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.issl.dnttm.ru - сайт журнала « Исследовательская работа школьника».

2.researcher.ru/UTM/a_371pig.html-Интернет-портал « Исследовательская деятельность школьников»

Технические средства обучения:

1. Программный модуль симуляции физических объектов

2. Мобильная естественно - научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных

3. Электронный микроскоп

4. Интерактивная доска

5. Мультимедийный проектор












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2009.- 39 с.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
  3. Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк - Волгоград: Учитель- 2009. - 138 с.39
  4. Савенков А.И. Виды исследований школьников //Одаренный ребенок. - 2005. - №2. - С.84-106.
  5. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29- 33

Дополнительная литература

1.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.

2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 54-63.

4. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. - Письмо. - 2004.- № 2.- С. 13-14.

5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 41-44.

6. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: - ПЕР СЭ, 2000. - 80 с.

8. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148.

9. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 2. - С. 84-106.

10. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. - С. 23-58.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Словарь русского языка Ожегова
  2. Энциклопедия «Все обо всем»
  3. Энциклопедия «Хочу все знать!»
  4. Детский образовательный портал kidportal.ru/






























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 3 а класс

2 год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки - 2 часа

1

Что такое доклад, выступление?

05.09

1

1


Беседа, диагностика

2

Делаем выводы

12.09

1

1


Тренинги

Вода - 4 часа

4

Водные ресурсы Земли

19.09

26.09

2

1

1

Экскурсия, доклады

5

Выращивание кристаллов

03.10

10.10

2


2

Эксперимент

Воздух - 2 часа

6

Химия Земли

17.10

1

1


Просмотр фильма

7

Вулкан

24.10

1


1

Практическая работа

Природа и земля -11 часов

8

Прошлое Земли

31.10

1


1

Экскурсия

9

Археология

Экскурсия в краеведческий музей*

07.11

14.11

21.11

3


2 (+1)

Экскурсия, альбом

10

Загадки обычных животных

28.11

05.12

2

2


Работа с источниками информации

11

Жили-были динозавры

12.12

19.12

2


2

Альбом

12

Животные нашего края

26.12

16.01

2

1

1

Мини-конференция

13

Красная книга нашего края

23.01

30.01

2


2

Проект

Свет и зрение - 7 часов

14

Компьютер

06.02

13.02

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации, инструкция

15

Трехмерное изображение

20.02

27.02

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации

16

3D- эффект

06.03

13.03

20.03

3


3

Посещение кинотеатра, изготовление очков

Общество - 8 часов

17

Традиции и реликвии моей семьи

Ярмарка семейного ремесла*

27.03

03.04

2


1(+1)

Обрядовые действия

18

О чем мне рассказал семейный фотоальбом?

10.04

1


1

Презентация

19

Я - житель города и района

17.04

24.04

2

1

1

Альбом

20

Экология города и района

08.05

15.05

22.05

3


3

Исследования

21

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

29.05

1


1

Презентация для родителей





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 2 в класс

2 год обучения

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Почемучки - 3 часа

1

Кто такие ученые?

сентябрь

04.09

1

1


2

Научные исследования

11.09

1

1


3

Оборудование исследователя

18.09

1


1

Вода - 8 часов





4

Свойства воды

25.09

октябрь

02.10

09,10


3

1

2

5

Вода в нашем кране

16.10

23.10

2

1

1

6

Очистка воды в домашних условиях

Экологические проблемы водоемов нашего края.*

ноябрь

30.10

06.11

13.11

3

(+1*)

2

Воздух - 3 часа





7

Свойства воздуха

20.11

27.11

2



2

Природа и земля- 14 часов





8

Растения нашего края

04.12

11.12

2

1

1

9

Люди и растения*

Экологические проблемы нашего края. Вырубка лесов*

С лукошком за грибами

18.12

25.12

Январь

08.01

15.01

22.01

5

(+2*)

Экскурсия в краеведческий музей

3

10

Цветы вокруг нас

29.01

05.02

2

1

1

11

Родина растений

12.02

1

1


12

Лекарственные растения

19.02

26.02

2

1

1

13

Условия прорастания семян

05.03

март

12.03

2


2


Свет и зрение -7часов

14

Свойства света

Как сохранить зрение.*

19.03

26.03

02.04

3

(+1*)

2

15

Свет и тень

апрель

09.04

16.04

2


2

16

Обман зрения



23.04

30.04




2



1



1

Общество- 4 часа





17

Самые мудрые люди в моей семье

май

07.05


1

1


18

Профессиональная династия моей семьи

14.05


1


1

19

Любимый семейный праздник

21.05

1


1

20

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

28.05

1


1

1


© 2010-2022