- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания, начальная школа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савосько Л.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» (далее - Программа) создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В ВИДЕ СХЕМЫ
Базовые ценности:
Воспита-тельные задачи
ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Воспитательный ИДЕАЛ»
качества личности
(цель)
ШКОЛА (ОУ)
Урочная
Опыт учебного взаимодействия
Учёба
- знания о ценностях
- оценки поступков
- выбор поступков
Опыт творческого поведения
Культурные практики
- участие в куль-турном событии
Представители властей
СМИ
Произведения культуры
Общественные
организации
(в т.ч. религиозные)
Круг общения (друзья, соседи, транспорт, магазины и т.п.)
Семьи
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ
ТРУД
Творчество
Наука
СТРАНА
Патриотизм
Солидарность
Гражданствен-ность
Культура
Человечество
ДОБРО
Человек. Семья
Принятие или отторжение
Внешкольная
Опыт гражданского поведения
Социальные практики
Решение общественно значимой задачи (или её модели)
Внеклассная
ЦЕЛЬ: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
ЗАДАЧА: помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
-
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ)
Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова)-(ОСМЫСЛЕНИЕ) Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык - раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек -человек» и «человек - природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности - взаимосвязь слова и дела. Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Дела)-(ПОСТУПКИ). Проблемный диалог (образовательная технология) - это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное чтение (образовательная технология) - интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по примерным темам ( «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь - не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.) (Слова); - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; - экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. (Слова); - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела); - ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова); - осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; - ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела); - туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела). Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Посильное участие в оказании помощи другим людям: - подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; - строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; - решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.
- СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела): - посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; - групповая работа на разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; - специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища. Например, в математике - методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова); - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; - экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. (Слова); - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п. (Слова и Дела); - встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; - ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова); - осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; - ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела); - завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о памятниках защитникам Отечества. Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны. Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России». Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края. Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государ-ственных праздников России, «Моя улица - без мусора» и т.п.
- ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)
- ЗДОРОВЬЕ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): - спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); - занятия в спортивных секциях; - туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); - классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; - экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье (Слова); - встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в слож-ной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: - соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; - составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учёбы, труда и отдыха; - организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; - отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; - противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.
-
ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Учёба (урочная деятельность)
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Слова).
Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Дела):
- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова);
- классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;
- встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;
- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
- проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
- каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;
- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;
- участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
- участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах - экологические патрули, работа лесничеств и т.п.;
- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».
-
КРАСОТА (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Учёба (урочная деятельность)
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Слова).
Изобразительное искусство и Музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Риторика - красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.
Театр (учебный курс) - красота сценического действия.
Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы (Дела):
- исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;
- оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);
- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художест-венных образах отразилась красота?» (Слова);
- классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты - словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
- занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве;
- встречи-беседы с людьми творческих профессий;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
- участие в художественном оформлении помещений, зданий;
- участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;
- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Что такое результаты воспитания? Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти - на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; - на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии второго уровня - дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Какие результаты могут быть достигнуты по разным направлениям воспитания? Представленные здесь результаты ни в коем случае не должны использоваться для составления тестов или индивидуальных оценочных листов. Это лишь примерный круг «слов» и «дел», на основании которого, наблюдая за поведением учащихся, педагог может сделать вывод о том, насколько ему удалось внести свой вклад в решение задач воспитания - принятия детьми нравственных ценностей.
-
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)
Слова
- знание главных нравственных правил, норм;
- представления о базовых российских ценностях - идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
- умение отделять оценку поступка от оценки человека;
- различение хороших и плохих поступков;
- умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
- отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
Дела
- избегание плохих поступков, капризов;
- признание собственных плохих поступков;
- осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких-то собственных желаний;
- защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
- препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
- уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
- добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
- следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
-
СТРАНА ГРАЖДАН (ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ)
Слова
- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
- знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
- знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
- знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
- отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;
- отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.
Дела
- осуществление чего-то полезного для «своих» - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
- умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
- препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
- избегание насилия, препятствование его проявлениям;
- недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
- умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
- проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
- добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
- самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
-
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Слова
- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
- понимание особой роли творчества в жизни людей;
- отрицательная оценка лени и небрежности.
Дела
- уважение в действии к результатам труда других людей;
- стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
- умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
- стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
- стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
- соблюдение порядка на рабочем месте.
-
ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Слова
- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
- знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Дела
- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
-
ПРИРОДА - НАШ ДОМ! (ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ)
Слова
- начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
- начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
- знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
- отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
- умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
- самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
- бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
- добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
- добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
-
КРАСОТА СПАСЁТ МИР! (ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО)
Слова:
- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
- умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
- проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
- различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
- отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
Дела:
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
- реализация себя в художественном творчестве;
- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы, улицы;
- соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника? Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее. Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России) Толерантный (уважающий других, не похожих на него) Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
13