Программа духовно-нравственного развития и воспитания, начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания, начальная школа

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» (далее - Программа) создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В ВИДЕ СХЕМЫ

Базовые ценности:



Воспита-тельные задачи

ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Воспитательный ИДЕАЛ»

качества личности

(цель)

ШКОЛА (ОУ)

Урочная



Опыт учебного взаимодействия

Учёба

- знания о ценностях

- оценки поступков

- выбор поступков

Опыт творческого поведения

Культурные практики

- участие в куль-турном событии

Представители властей

СМИ

Произведения культуры

Общественные

организации
(в т.ч. религиозные)

Круг общения (друзья, соседи, транспорт, магазины и т.п.)

Семьи

КРАСОТА



ПРИРОДА

ЗДОРОВЬЕ

ТРУД

Творчество

Наука

СТРАНА

Патриотизм

Солидарность

Гражданствен-ность

Культура

Человечество

ДОБРО

Человек. Семья

Принятие или отторжение



Внешкольная



Опыт гражданского поведения

Социальные практики

Решение общественно значимой задачи (или её модели)

Внеклассная





ЦЕЛЬ: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

ЗАДАЧА: помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка.



НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ


  1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ)

Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова)-(ОСМЫСЛЕНИЕ) Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык - раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек -человек» и «человек - природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности - взаимосвязь слова и дела. Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Дела)-(ПОСТУПКИ). Проблемный диалог (образовательная технология) - это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное чтение (образовательная технология) - интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по примерным темам ( «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь - не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.) (Слова); - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; - экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. (Слова); - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела); - ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова); - осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; - ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела); - туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела). Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Посильное участие в оказании помощи другим людям: - подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; - строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; - решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова). Окружающий мир, 3-4 кл. - «современная Россия - люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение - сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России - равенство и добрые отношения народов России. Риторика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела): - посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; - групповая работа на разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; - специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища. Например, в математике - методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): - беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова); - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; - экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. (Слова); - коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п. (Слова и Дела); - встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; - ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова); - осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; - ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела); - завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о памятниках защитникам Отечества. Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны. Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России». Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края. Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государ-ственных праздников России, «Моя улица - без мусора» и т.п.

  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)
Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей (Слова). Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир - знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы (Дела). Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты - навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): - праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д. (Дела); - экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира (Слова); - коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. (Слова и Дела); - встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; - ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; - совместные проекты с родителями «Труд моих родных» Общественные задачи (внешкольная деятельность) Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: - украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; - расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.); - занятие народными промыслами; - работа в творческих и учебно-производственных мастерских; - отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе); - краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных);

  1. ЗДОРОВЬЕ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Слова). Физкультура - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий мир - устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья Риторика - влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»). Технология - правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы (Дела): - осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; - регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п. - образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов - правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), - обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
После уроков (внеурочная деятельность) Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): - спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); - занятия в спортивных секциях; - туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); - классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; - экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье (Слова); - встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в слож-ной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: - соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; - составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учёбы, труда и отдыха; - организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; - отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; - противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.


  1. ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Слова).

Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Дела):

- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):

- экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова);

- классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;

- встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

- проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

- каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;

- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;

- участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

- участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах - экологические патрули, работа лесничеств и т.п.;

- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».


  1. КРАСОТА (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Слова).

Изобразительное искусство и Музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Риторика - красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.

Театр (учебный курс) - красота сценического действия.

Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы (Дела):

- исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;

- оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

- игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);

- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художест-венных образах отразилась красота?» (Слова);

- классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты - словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

- занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве;

- встречи-беседы с людьми творческих профессий;

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

- участие в художественном оформлении помещений, зданий;

- участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;

- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Что такое результаты воспитания? Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти - на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; - на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии второго уровня - дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Какие результаты могут быть достигнуты по разным направлениям воспитания? Представленные здесь результаты ни в коем случае не должны использоваться для составления тестов или индивидуальных оценочных листов. Это лишь примерный круг «слов» и «дел», на основании которого, наблюдая за поведением учащихся, педагог может сделать вывод о том, насколько ему удалось внести свой вклад в решение задач воспитания - принятия детьми нравственных ценностей.


  1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)

Слова

- знание главных нравственных правил, норм;

- представления о базовых российских ценностях - идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

- умение отделять оценку поступка от оценки человека;

- различение хороших и плохих поступков;

- умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

- отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела

- избегание плохих поступков, капризов;

- признание собственных плохих поступков;

- осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких-то собственных желаний;

- защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

- препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

- уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

- добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

- следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.


  1. СТРАНА ГРАЖДАН (ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ)

Слова

- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);

- знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

- знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

- знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

- отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;

- отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

Дела

- осуществление чего-то полезного для «своих» - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

- умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

- препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

- избегание насилия, препятствование его проявлениям;

- недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

- умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

- проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

- добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

- самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.


  1. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

- понимание особой роли творчества в жизни людей;

- отрицательная оценка лени и небрежности.

Дела

- уважение в действии к результатам труда других людей;

- стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

- умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

- стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

- стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

- соблюдение порядка на рабочем месте.


  1. ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Слова

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

- знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Дела

- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).


  1. ПРИРОДА - НАШ ДОМ! (ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ)

Слова

- начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

- начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

- знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

- отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;

- умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.

Дела

- самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

- бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

- добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

- добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).


  1. КРАСОТА СПАСЁТ МИР! (ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО)

Слова:

- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

- умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

- проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

- различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

- отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Дела:

- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

- реализация себя в художественном творчестве;

- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы, улицы;

- соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника? Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее. Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России) Толерантный (уважающий других, не похожих на него) Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.



13



© 2010-2022