Урок по окружающему миру на тему Наши братья

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

Наши братья Цели: Образовательные: познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше; показать многообразие млекопитающих; объяснить ребятам, что человек тоже относится к млекопитающим. Развивающие: развития познавательного интереса к окружающему миру Воспитывающие: заботы к окружающей среде
Оборудование: иллюстрации изображений зверей, образцы меха, листы с таблицей.

Ход урока I. Организационный момент. (1 мин.)
II. Актуализация знаний. (5 мин.) 1. Блицопрос. Учитель. Чем покрыто тело различных позвоночных? Дети. У рыб - чешуей, у пресмыкающихся - чешуйками, у земноводных - голой кожей, у птиц - перьями.
Учитель. По сколько детенышей рождают различные по­звоночные? 1-й ученик. Рыбы и земноводные за год тысячи икринок от­кладывают. 2-й ученик. Пресмыкающиеся - десятки яиц. 3-й ученик. Птицы - не больше десяти яиц.
Учитель. Кто из позвоночных заботится о своем потомстве? Дети. Только птицы заботятся по-настоящему о своем по­томстве: кормят, охраняют, греют.
Учитель. Как долго они остаются вместе с родителями? Дети. Пока не научатся хорошо летать, самостоятельно до­бывать себе пищу.
Учитель. Какая польза птицам от теплокровности? Дети. Греют своих птенцов. Температура воздуха не влияет на температуру тела птицы, а значит, и на их активность.
2. Выполнение заданий в учебнике. Учитель. Интересный вопрос возник у Лены. Прочитайте ее диалог с Мишей. (Ученики читают.) Учитель. Почему в аквариуме у Лены развелось много рыбок? Почему этого не происходит в природе? Дети. Рыбы не заботятся о мальках, и в природе они почти все погибают. В аквариуме нет хищников, поэтому все мальки выжили. Учитель. Вы согласны с Леной: если рыбы, земноводные откладывают много икринок, то они нужнее природе, чем птицы, которые откладывают 6 яиц? Дети. Просто из тысячи мальков выживают единицы, потому что рыбы не заботятся о них. Птицы опекают своих птенцов, и они выживают почти все.
Учитель. Миша просит вас подумать: сколько потомков должна иметь каждая пара родителей, чтобы общее число жи­вотных сохранялось из поколения в поколение? Дети. Хотя бы двух, на смену себе.
Учитель. А теперь откройте с. 114-115. Посмотрите, как многообразен мир млекопитающих, с которыми вы сегодня будете знакомиться. Дети рассматривают рисунки.
Подумайте, что объединяет животных на каждом рисунке. Найдите и напишите общее для них название. Что общего между летучей мышью и белкой-летягой? Дети. Они летают. Можно назвать их воздушными.
Учитель. Где живут крот, слепушонка и суслик? Дети. Они живут под землей. Подпишем - подземные.
Учитель. Кролик, слон, лось, тигр, горностай, волк, мед­ведь, бобр - живут на земле. Рассуждайте, здесь другой признак. Чем они питаются? 1-й ученик. Бобр, слон, лось, кролик - питаются растениями. Они - растительноядные животные. 2-й ученик. Тигр, горностай, волк, медведь - хищники.
Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 115. По какому признаку их объединили? 1-й ученик. Белый медведь, северный олень, морж, песец -живут на севере. 2-й ученик. Жираф, муравьед, зебра, гепард - животные жарких стран.
Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 115. По какому признаку их объединили? 1-й ученик. Синий кит, тюлень, дельфин, кашалот - водные животные. 2-й ученик. Белка, коала, лемур, орангутанг - древесные животные.
III. Постановка проблемной ситуации, темы и цели урока. (2 мин.) Учитель. Звери живут и в воздухе, и под землей, и в теплых, и в холодных странах, и в воде, и на суше. Почему звери так широко распространены на Земле? Дети высказывают свои предположения. Дети: Хорошо приспосабливаются к месту обитания.
Учитель: Этот вопрос вызвал множество ответов, поэтому на сегодняшнем уроке мы постараемся узнать почему, же звери так широко распространены на Земле. Тема нашего занятия лаконична - Наши братья. Цели на урок: познакомиться с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше; понять почему их называют «Нашими братья»; уважительно относиться к мнению друг друга.
IV. Совместное открытие знаний. (9 мин.) Учитель. Вам хорошо известны представители группы животных - Млекопитающие. Почему же их так называют? Дело в том, что звери выкармливают детенышей своим молоком. Мать начинает заботиться о своем детеныше еще до рождения, она вынашивает его в своем теле. И после рождения долго опекает его, пока он не станет достаточно взрослым. Давайте прочитаем интересную информацию о млекопитающих и постараемся выявить отличительные признаки от других групп животных. Откройте страницу 110. Прочитайте абзац о млекопитающих. Какую особенность Вы можете выделить из прочитанного? Дети. Выкармливают своим молоком, долго опекают, учат. Учитель: Как это можно выразить одним действием Дети: Заботятся о потомстве. Учитель: Вот мы с Вами нашли первый отличительный признак, который их отличает от других и позволяет помочь своему потомству приспособиться к месту обитания этих животных. Учитель пишет на доске: 1. Забота о потомстве
Учитель. Прочитайте следующий абзац. Что мы можем выделить из прочитанного? Дети: млекопитающие теплокровные. Учитель: Какая у них постоянная температура тела? Дети: Около + 40º Учитель. А что помогает сохранять высокую температуру тела? Дети. Шерсть. Учитель: Какие особенности мы ещё нашли? Дети: Животные теплокровные и имеют шерсть. Учитель пишет на доске: 2. Теплокровность; 3. Шерсть
Учитель: Что мы можем узнать еще, давайте прочитаем. О какой особенности мы узнали. Дети: Хорошо приспособлены зубы Учитель. Почему звери питаются столь разнообразной пищей? Дети. Зубы различны. Учитель дополняет запись на доске: 4. Разнообразные зубы
Учитель: О каких видах зубов Вы прочитали? Дети: Клыки, резцы, жевательные зубы.
Учитель. Откройте тетради на странице 51. Задание 3. Что лучше: иметь все одинаковые зубы или разные? Какими зубами удобнее грызть яблоко? Дети. Резцами. Учитель. Какими зубами удобнее откусывать мясо? Дети. Клыками. Учитель. Какими зубами удобнее пережевывать пищу? Дети. Жевательные. Теперь заполним таблицу.
Учитель. Посмотрите рисунок на с. 111. Изображены тигр и бобер. Какие зубы больше развиты у этих животных? 1-й ученик. У тигра - клыки. 2-й ученик. У бобра - резцы. Учитель. Какие зубы иметь лучше - разнообразные или одинаковые? Дети. Разнообразные зубы лучше.
V. Физкультминутка. (4 мин.)
Беседа по тексту учебника (с. 112-113). Учитель. Какие органы чувств развиты у млекопитающих? Ученики ищут ответ в учебнике. Дети. Особенно остро чувствуют запахи и звук. Учитель. Чем мы чувствуем запахи? Какой это орган чувств? Как определяем звуки? Дети. Орган обоняния - нос. Орган слуха - уши. Учитель. Какие еще органы чувств есть у зверей? 1-й ученик. Орган зрения - глаза. 2-й ученик. Орган вкуса - язык. 3-й ученик. Орган осязания - усы, лапы. Учитель. Как повлияло развитие органов чувств на зверей? Дети. У них лучше развит мозг, поэтому они легко обучают­ся и дрессируются.
Учитель дополняет запись на доске:5. Развитый мозг и органы чувств Учитель. Прочитайте запись на доске. Эти факты дают воз­можность млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания.
VI. Первичное закрепление. (10 мин.) 2. Б л и ц о п р о с. Учитель. Почему пресмыкающиеся не покрыты шерстью? Дети. Они холоднокровные, им не нужно сохранять посто­янную температуру тела. Учитель. Почему млекопитающим не нужно столько дете­нышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся? Дети. Звери заботятся о своих детенышах, и они все выжи­вают. Учитель. Как млекопитающие общаются друг с другом? Дети. Они общаются с помощью сигналов в виде запахов и звуков.
Откройте страницу тетради 51, задание 4. Учитель. Ребята, а почему некоторые звери зимой впадают в спячку? Дети. Они впадают в спячку зимой, потому что становится холодно, им не хватает пищи.
Задание 1 Учитель. Высшей ступенью развития млекопитающих стал человек. Какие признаки подтверждают принадлежность чело­века к млекопитающим? 1-й ученик. У человека постоянная и высокая температура тела. 2-й ученик. Волосы человека - это разновидность шерсти. 3-й ученик. Грудной ребенок вскармливается молоком. 4-й ученик. Люди, как и млекопитающие, рождают дете­нышей. 5-й ученик. Человек состоит из многих клеток.
Сообщения школьников или рассказ учи­теля. Ученики делают свои сообщения или учитель рассказывает об интересных зверях. Приведем пример рассказа учителя. Интересен мир морских млекопитающих. Самые крупные из всех живших и ныне живущих организмов - китообразные. Синие киты достигают 33 метров в длину и 160 тонн веса. Сердце такого гиганта весит 600-700 килограммов, язык -3 тонны. Слой жира достигает 25 сантиметров толщины, у круп­ных китов общий вес подкожного жира достигает до 50 тонн. Но эти цифры относятся к китам-гигантам. Среди китооб­разных встречаются и «мелкие» животные. Нередко можно уви­деть дельфинов длиной 1-3 метра. Из морских млекопитающих китообразные лучше всех при­способлены к жизни в море. Передние конечности превратились в небольшие ласты, от задних сохранились только несколько косточек внутри тела, зато мощно развит хвост; он имеет вид широкого горизонтально лежащего плавника. Массивный скелет кита сильно облегчен тем, что кости пористые и пропитаны жиром. Голова и тулови­ще китов слиты в одно целое, подвижной шеи нет. Киты дышат атмосферным воздухом. Ноздри-дыхала открываются на «ма­кушке» головы. При нырянии особый клапан закрывает дыхало. Запаса воздуха киту хватает на 5-10 минут, а кашалоту -15-45 минут. Из органов чувств у китов особенно развит слух. Это и не удивительно. Звук хорошо распространяется в воде. Китообраз­ные слышат за много километров. Зато свет плохо распростра­няется в воде, и киты относительно плохо видят. Сами они из­дают звуки дыхалом. Киты - стадные животные, однако группы усатых китов в несколько десятков встречаются редко. Кашалоты образуют стада до 100 животных, а дельфины - в несколько сотен. Рождение детенышей происходит в воде. Чтобы он не за­хлебнулся, самка ухитряется принять такое положение тела, при котором новорожденный появляется в воздухе и, прежде чем упасть в воду, успевает вздохнуть. Легкие, полные воздуха, по­могают китенку держаться на плаву. У крупных китов детеныш имеет 6-7 метров в длину и до 5-6 тонн веса. Питается этот «малютка» молоком матери. У китов рождается по одному детенышу, да и то раз в два года. Учитель демонстрирует иллюстрации изображений кито­образных.
VII. Итог урока. (2 мин.) Учитель. Что вы узнали о млекопитающих? Что позволило им расселиться по всему свету? Дети. Забота о потомстве, и они развиты лучше других жи­вотных. Учитель. Млекопитающие - самые совершенные животные, поэтому они - одна из самых многочисленных групп. Сейчас на Земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих.
VIII. Рефлексия и задание на дом. (2 мин.) Что понравилось Вам на уроке? Что интересного Вы узнали?
Домашнее задание: читать с. 110-115.

6

© 2010-2022