Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Тарасихинская ООШ





























Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Органы чувств»

с использованием технологии критического мышления















Выполнила: учитель начальных классов

Городецкая Светлана Александровна

1 квалиф.категория

2012г.

Пояснительная записка

Урок разработан по программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс учителем начальных классов Городецкой С.А.

Урок по теме «Органы чувств» является вторым в разделе «Мы и наше здоровье». К этому уроку дети изучили тему «Организм человека», где были даны понятия: органы, система органов, названы составляющие пищеварительной системы, кровеносной системы, нервной системы, что изучает анатомия и физиология.

Данный урок был построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эту технологию я применяю и на других уроках, поэтому некоторые приемы работы детям уже знакомы.

Технология РКМЧП относится к интерактивным здоровьесберегающим технологиям и отвечает требованиям деятельностного подхода обучения. Каждый урок строится по схеме: вызов - осмысление - рефлексия.

На стадии вызова применила прием «Верно ли, что…», где была проведена проверка усвоенного ранее материала и поставлен вопрос, который вызвал затруднение из-за недостатка информации у детей. Это послужило мотивом для дальнейшего изучения раздела.

На стадии осмысления применила стратегию «Зигзаг». Дети разделены на две «рабочие группы» по 5 человек ( в одной -6чел.),т.к.в классе 11человек. Каждый член группы получает свой текст об одном из органов чувств, читает его про себя (Один слабоуспевающий ученик получает одинаковый текст с кем-то из группы). Затем дети объединяются в «экспертные группы» , где они готовят краткий пересказ своего текста и вопрос для других членов «рабочей группы». Затем они возвращаются в исходные группы, рассказывают и задают свой вопрос.

На стадии рефлексии применила прием «Тонкие и толстые вопросы». Дети придумывают и задают другой группе по три вопроса разного содержания по изучаемой теме.

Вторая часть изучаемого материала состояла из стадии осмысления (прием «Корзина идей») и рефлексии (презентация составленных правил).

В ходе всего урока каждый ученик привлечен к работе, чувствует свою роль в группе, слышит и озвучивает информацию, перерабатывает ее, вносит свои идеи, сравнивает с другими. Поэтому в конце урока все дети владели необходимой информацией по теме урока. Для домашней работы детям было предложено творческое задание: составить синквейн о своем органе чувств. Почти все дети справились с этим заданием.

Физкульт.пауза на уроке не была необходимой, т.к. в течение урока дети неоднократно перемещались из одной группы в другую.

Урок сопровождался мультимедийной презентацией, которая подтверждала ответы детей и делала урок наглядным и более интересным.

Методы и приемы данного урока позволили не только достичь образовательных целей, но и дали детям возможность учиться работать в больших и малых группах, участвовать в совместном решении проблемы, свободно высказывать и аргументировать свою точку зрения, а также повысить мотивацию к изучению данного предмета.

Тема: Органы чувств

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения: урок с применением ТРКМ

Цель: познакомить учащихся с органами чувств человека

Задачи:

образовательные:

- углубить и расширить знания о строении организма человека;

- формировать навыки элементарной грамотности в отношении познания физиологических основ здорового образа жизни;

- убедить в необходимости проведения профилактических мер по предупреждению заболеваний органов чувств;

интеллектуальные:

- осознавать необходимость новых знаний ( обработка информации);

коммуникативные:

- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

развивающие:

- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;

- развивать речь, словарный запас.

воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;

Оборудование:

- раздаточный материал: тексты, смайлики для рефлексии;

- учебник «Окружающий мир» 3класс, часть 1 (автор Плешаков А.А.);

- рабочая тетрадь к учебнику.

Категория детей: 3 класс

Ход урока:

  1. Организационный момент.(1мин)

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей .

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1. Стадия вызова: (5мин)

Учитель:

-Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы кое-что уже узнали.

- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем.

Игра «Верно ли, что …..» (Слайд 2,3 ) (Дети работают на листочках)

(если утверждение верно, то ставим знак «+», если не верно знак «-»)

1.Верно ли, то человек это часть живой природы?

2.Верно ли , что организм человека состоит из органов?

3.Верно ли, что деятельностью всего организма управляет нервная система?

4.Верно ли, что органы в здоровом организме работают отдельно, каждый сам по себе?

5.Верно ли, что органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов?

6.Верно ли, что движение крови в организме обеспечивает кровеносная система?

7.Верно ли, что нервы похожи на темные шнуры и нити?

8.Верно ли, что головной мозг находится в черепе?

9.Верно ли, что строение тела изучает физиология?

10. Верно ли, что в организме человека пять органов чувств?

Проверим: (Слайд 4)

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение? (10) (ответы детей)

3. Постановка темы урока: (1мин)

- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.

- Сегодня мы будем говорить об органах чувств. Как вы думаете, что это за органы? (ответы детей) (Слайд 5)

Стадия осмысления: Стратегия «Зигзаг»(15 мин)

(Класс разделен на 2 рабочие группы по 5 человек. )

Наборы текстов на каждого члена команды: 1) Глаза - орган зрения (см.Приложение)

2) Уши - орган слуха

3) Нос -орган обоняния

4) Язык - орган вкуса

5) Кожа - орган осязания.

Задание: Прочитать полученный текст. (дети читают каждый свой текст)

- А теперь объединитесь в экспертные группы ( с одинаковыми текстами), подготовьте пересказ наиболее важных фактов. Придумайте вопрос своим товарищам в рабочей группе. ( объединившись в группы с одинаковым текстом , дети обсуждают пересказ и придумывают вопрос по своей теме )

- Снова вернитесь в свои рабочие группы и расскажите самое главное из своего текста. (Дети по очереди рассказывают об органах чувств в своей группе и задают после рассказа вопрос на понимание)

  1. Стадия рефлексии: (7 мин)

Учитель:

-Придумайте для других команд 3 вопроса по критериям: (Дети работают в рабочей группе )

орган какого чувства…,

что будет, если…,

в чем сходство…

Учитель:

- А теперь обменяемся вопросами. (Далее группы обмениваются вопросами.)

На доске учитель отмечает ответы в таблице: «+»- правильно ответили, «-« - неправильно ответили.

Вопросы

1 рабочая группа

2 рабочая группа

Орган какого чувства…?

Что будет, если….?

В чем сходство…?


Учитель:

- А что же общего у всех органов чувств? (Слайд 6) (Ответы детей)

  1. Стадия осмысления: Прием «Корзина идей» (5 мин)

Учитель: - Нуждаются ли органы чувств в бережном отношении к ним?

Объединитесь снова в экспертные группы и напишите правила ухода за органами чувств. ( Дети работают, опираясь на свои знания, и пользуются учебниками)

  1. Стадия рефлексии: (10мин)

Учитель:

- А теперь послушаем идеи каждой экспертной группы. (Дети рассказывают свои предположения)

( Слайды 7-8;9; 10- 11; 12-13; 14-15 )

  1. Итог урока:(1мин)

-Ответили ли мы на вопрос, который вызвал у нас затруднение в начале урока? ( ответы детей)

- Какие органы чувств есть у человека?

- В чем их сходство?

Оцените свое настроение и работу на уроке смайликом. ( Слайд 16)

Д\З - Напишите синквейн о своем органе чувств.

Учебник стр.132-135, задания в тетради.

Приложение

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение - это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой - роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка - это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка - это радужка. От неё зависит цвет глаз. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Уши - это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Язык - орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.

Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Нос - орган обоняния. Обоняние - это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, но обоняние преобладает над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств» с использованием технологии критического мышления

Кожа - орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая, бледно - розового цвета. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.

  • Первый слой - наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.

  • Второй слой - сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.

  • Третий слой - это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации



© 2010-2022