- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание
Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вахненко Л.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ряженская средняя общеобразовательная школа
Урок ОРКСЭ
(модуль основы православной культуры)
Тема: «Милосердие и сострадание»
4 класс
Учитель: Вахненко Людмила Васильевна
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ Цели и задачи урока:
-
познакомить учащихся с духовно - нравственными понятиями такими как милосердие, милостыня, сострадание, любовь к ближнему;
-
способствовать формированию нравственных ценностей добра, скромности, милосердия, дружелюбия, честности; развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи;
-
на художественных и литературных произведениях учить детей быть милосердными и сострадательными; воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.
Методы и формы работы с детьми: беседа, работа в группах, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с презентацией, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, милостыня, ближний, любовь к врагам, скромность, доброта, честность, дружелюбие, вежливость. Оборудование: мультимедийная установка Средства наглядности: презентация, толковый словарь В.И.Даля, толковый словарь русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведова, толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, Ожидаемый результат: пробудить в детях стремление совершать добрые дела, быть добрее и внимательнее к окружающим.
Ход урока
- Организационное начало урока.
- Проверка домашнего задания
- Я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из очень доброго мультфильма «Просто так». Итак, внимание на экран. (После просмотра мультфильма) - Кто из героев мультфильма испытал счастливые минуты? Почему? Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (дети отвечают) Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
Введение в тему.
А сейчас прочитаем одну притчу:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. - От 30 до 50 рублей, - ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. - У меня только 2 рубля сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. - Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, - добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. - Вот его-то я и хотел бы приобрести. - Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. - Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. - Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. - Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. - Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. - Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
Каким качеством обладал мальчик?
-Как назвал продавец мальчика?
Милосердный - это какой человек? Какими качествами он обладает?
4. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.
Милосердными называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (- О милосерлии)
-Верно. Темой нашего урока сегодня и будет «Милосердие и сострадание».
Мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.
5. Работа в группах со словарями
Прочитать значение слова «милосердие» в словарях
-Ребята, скажите, так что же такое милосердие?
6. Работа с учебником с 42
-А теперь откройте учебники на с. 42 и прочитайте, как о милосердии говорит автор учебника. - А кому в жизни мы чаще всего говорим «милая»?
- Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть её. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу. Послушайте её. Что вы чувствуете?
- Мы говорим, что мама милует нас . В её объятиях мы чувствуем себя защищёнными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать - значит дарить приятное для души.
- В одной из заповедей Христос сказал: «Люби ближнего как самого себя».
- А кого можно назвать ближним? Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей Работа по учебнику (чтение притчи)
Данную притчу, христиане считают «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце. Притча Христа означает: ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (УЧЕБНИК С.44 I АБЗАЦ) -Если вы будете совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.
ФИЗМИНУТКА
В небе солнышко сверкает
Всё живое согревает
И деревьям и цветам
Дарит радость по утрам.
Тепло в сердце сохрани
Ближним людям подари.
Другу словом помоги.
Мир прекрасен, посмотри!
-Я хочу чтобы продолжением нашего разговора стал отрывок из следующего мультфильма.
7. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик-семицветик»
-Как поступила Женя со своим последним листочком?
Как вы считаете, можно ли поступок девочки назвать милосердным?
- Милосердие подвигает нас на добрые дела. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным - значит жить в радости. - Можно искать радости во внешнем - играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями… Но как вы думаете, надолго ли такая радость остаётся в нашем сердце? Где люди могут проявить милосердие, как видел его Христос? Показываю больницы…. В нашем районе есть дом милосердия, где живут одинокие бабушки и дедушки. За ними ухаживают работники социальной службы. А старшие ребята нашей школы тоже навещают одиноких пожилых людей и оказывают им посильную помощь, поздравляют с праздниками. -Какие же дела есть у милосердия? Прочитайте на листиках. (дела милосердия) Если ближний замерз - согрей, Если он неодет - одень Если голоден - накорми Если жаждет он - напои. Если он скорбит - утешай, Заболеет он - навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтоб ты всех любил. 8. Милостыня - Одно из дел милосердия - милостыня - Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай» (Слайд с рукой)
Учебник с. 45 II абзац
- Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире.
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие? - А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
- Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому. Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает. 9. Работа с пословицами в группах - У вас в конвертах лежат слова. Соберите из них пословицы и объясните как вы понимаете их смысл?
Делай другим добро - будешь и сам без беды.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Делать людям хорошо - хорошеть самому.
10 Вывод
-Дети, скажите, как вы поняли, что же такое милосердие? (ответы детей)
- А теперь я хочу, чтобы мои помощники объединили все ваши ответы и ответили одним замечательным стихотворением:
Милосердие в моем понимании -
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
-Ребята на доске у нас сегодня милосердное сердце. И я попрошу вас выбрать те слова, которые могут поселиться в этом сердце.
(дети выбирают нужные слова и прикрепляют к сердцу в виде цветка)
-Спасибо вам большое. Посмотрите, какое у нас получилось красивое доброе сердце.
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть - любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
11. Итог урока Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понять его смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть. - Наш урок подошёл к концу. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали: были дружными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу. - И наш урок я хочу закончить словами пожелания: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря.
Домашнее задание
Домашнее задание (по выбору):
1. Предложите социальную рекламу по нашей теме: «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в школе, в кино, предложить на телевидение. 2. Подберите пословицы о добре и милосердии. 3.Прочитайте в учебнике на с. 44 из рубрики «Это интересно»
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!
Домашнее задание (по выбору):
1. Предложите социальную рекламу по нашей теме: «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в школе, в кино, предложить на телевидение. 2. Подберите пословицы о добре и милосердии. 3.Прочитайте в учебнике на с. 44 из рубрики «Это интересно»
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!
Домашнее задание (по выбору):
1. Предложите социальную рекламу по нашей теме: «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в школе, в кино, предложить на телевидение. 2. Подберите пословицы о добре и милосердии. 3.Прочитайте в учебнике на с. 44 из рубрики «Это интересно»
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!
Домашнее задание (по выбору):
1. Предложите социальную рекламу по нашей теме: «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в школе, в кино, предложить на телевидение. 2. Подберите пословицы о добре и милосердии. 3.Прочитайте в учебнике на с. 44 из рубрики «Это интересно»
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!