Рабочая программа и КТП по родному (башкирскому) языку для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

  2. Закон об образовании в Республике Башкортостан от 1.07.2013г. №696-з.
  3. Закон о языках народов Российской Федерации.
  4. Закон о языках народов Республики Башкортостан.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643).
  6. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  7. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.5.2409-08) зарегистрированными в Минюсте России 23.07.2008г, № 45.
  8. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02»).
  9. Приказ МБОУ СОШ № __ «Об утверждении перечня учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебном году (№ 129 от 18.05.2015г.).
  10. Положение о рабочей программе по учебному предмету, утвержденному приказом директора МБОУ СОШ № __ (приказ № 195 от 17.08.2015 г.).
  11. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.
  12. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.
  13. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.





Место учебного предмета в плане внеурочной деятельности

Программа осуществляется согласно «Плану внеурочной деятельности» на 2015-2016 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №__» городского округа город _______. Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме дополнительного занятия общеинтеллектуальной направленности «Родной (башкирский) язык». Реализация программы рассчитана на 1 год начального образования, объёмом в 32 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6,5-8 лет.

В основу обучения положен современный образовательный проект. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.

Курс башкирского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к башкирскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи у учащихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач - организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений - организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I - XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. - Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.

Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • развивать образное мышление;

  • развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • развивать творческие способности;

  • увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Краткое описание содержания программы

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников (т.е. 1 класса). Программа имеет возрастную привязку: для 1-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.

Игры на развитие речи;

Объединение по группам;

Игры на развитие внимания;

Упражнения на развитие логической связи;

Упражнения на развитие логического мышления.

Определение порядка и логической связи между предметами;

Название предметов по их признакам;

Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.

Формы организации внеурочной деятельности Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются в проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх. Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса. Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей. Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Возрастные особенности достижения результатов воспитания. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты: Регулятивные УДД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Библиотечный фонд:


  1. Раҡаева Ә.С. Уйнайыҡ уйлап ҡына. - Өфө: Китап, 2008.

  2. Толомбаев Х.А., Дәүләтшина М.С. Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ: Уҡытыу урыҫ телендә алып барылған мәктәптәрҙең 1-2 синыфтары өсөн дидактик материалдар. - Өфө: "Китап", 2002 - Һүрәттәре менән 152 бит.

  3. Ғәбдрәхимова Л.М. Хәрефтәр донъяһында. - Өфө: "Китап", 2009 - Һүрәттәре менән 128 бит.

  4. Тел төҙәткестәр, тиҙәйткестәр, һанамыштар. Төҙөүселәр: Иҫәнғолова Ә.Ф., Дәүләтҡолова Г.Ш. - Өфө: Китап, 2008.
  5. Туғыҙбаева Ф.Х. Беҙ уҡырға өйрәнәбеҙ: Мәктәпкәсә һәм кесе йәштәге уҡыусы балалар өсөн уҡыу китабы. - Өфө: Китап, 2008.

  6. Әүбәкирова З.Ф., Әүбәкирова Х.E., Дилмөхәмәтов М.И. Мин башҡортса уҡыйым. - Өфө: Китап, 2007.

  7. Ял минуттары өсөн күнегеүҙәр. Методик ҡулланма. Төҙөүселәр: Иҫәнғолова Ә.Ф., Дәүләтҡолова Г.Ш. - Өфө: Китап, 2008.

  8. Радуга. Хрестоматия для детских садов. Ягафарова А.Х., Юлмухаметов М.Б.- Уфа: Китап, 2006.

Материально- техническое обеспечение


  1. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам; видеоматериалы по темам; аудиоматериалы по темам; иллюстративный и дидактический материал по темам занятий; наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
  1. Методические материалы:
методическая литература для учителя; литература для обучающихся; подборка журналов;
  1. Мультимедийный комплекс
Компьютер, интерактивная доска

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематический план

1А, В,Г классы

34 часа в год, 1 час в неделю

№ п/п

Дата

Содержание учебного материала

Разделы, темы

кол-во часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

примечания

план

факт

07.09.

Башкортостан. Сентябрь.

1

слышать и говорить своеобразные звуки башкирского языка,

изучение букв: строение при помощи моделей, схем, опорных сигналов слогов, слов, определение количество букв и звуков в слове, определение твердых и мягких гласных, правильное произношение звуков, правильное письмо букв; запоминание счёта до 10, умение считать;

составление элементарных диалогов на разные темы; работа с текстом, чтение по слогам правильно и осознанно, слушание сказок, стихотворения, анекдоты, находить ответы, пересказывание; списывание несложных предложений, письмо под диктовку; запомнить слова по темам, составление словосочетаний, предложений. Ответы на вопросы кто? что? где? что делает? что сделал? сколько? какой? Расстановка в конце предложения точки, вопросительного знака. Употребление в речи местоимений мой, твой, наш, ваш, его, их.

Выразительный рассказ стихотворений.

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.17

14.09.

Знакомство. Что делает?

1


21.09.

Мы ученики. Потеря.

1

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.20

28.09.

Мои учебные принадлежности. Что?

1


05.10.

Учебные принадлежности. Где? Пословицы про учебу.

1

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.24

12.10.

Игрушки.

1


19.10.

Мы умеем считать. Сколько?

1

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.50

26.10.

Сколько?

1

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.51

09.11.

Какой цвет красивый? Какой?

1


16.11.

Овощи. Чем?

1


23.11.

Фрукты.

1


30.11.

Магазин.

1


07.12.

Птицы. Волк и сорока.

1

Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.38

14.12.

Домашние птицы и животные.

1


21.12.

Дикие животные.

1


28.12.

Зима. Дед мороз.

1


18.01.

Части тела. Буква и звук [Аа].

1


25.01.

Режим дня. Буква и звук [Оо].

1


01.02.

Моя семья. Буква и звук [Ыы].

1


08.02.

Верхняя одежда. Буква и звук [Ээ].

1


22.02.

Обувь. Буква и звук [Әә].

1


29.02.

Человек умеющий читать.Буква и звук [Өө].

1


07.03.

Прятки. Буква и звук [Үү].

1


14.03.

Весна. Буква и звук [Ҡҡ].

1


21.03.

Заяц в школе. Буква и звук [Ғғ].

1


04.04.

Башкортостан. Буква и звук [Һһ].

1


11.04.

Наш герб. Буква и звук [ҫ].

1


18.04.

Уфа. Буква и звук [ң].

1


25.04.

Липовый мед. Буква и звук [Ҙҙ].

1


02.05.

Очень смешно.Буква и звук [Вв].

1


16.05.

Ж.Киекбаев. Почему медведь не выходит из берлоги?

1


23.05.

Лиса и ворона. Обобщение пройденного за время занятий.

1






© 2010-2022