Урок русского языка по теме Повторяем корень слова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Марьинская СОШ»











Открытый урок по русскому языку

в 1 классе

«ПОВТОРЯЕМ КОРЕНЬ СЛОВА»









Подготовила и провела:

учитель I квалификационной категории

Бородкина С. Ю.







Тема: «Повторяем корень слова». Цели: повторение знаний о корне слова. Задачи: а) образовательные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова; б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества. Время реализации: 45 минут. Необходимое оборудование: рабочие тетради, учебник, ручки, карандаши, пять листов формата А3, карточки "схема - корень" по количеству учащихся. Основные понятия: корень, однокоренные слова. Планируемые результаты: предметные: повторение знаний о корне слова. личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности


Универсальные учебные действия: регулятивные
  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;


познавательные
  • использует знако-символические средства при выделении корня;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;




коммуникативные
  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

План урока

Этапы урока

Время реализации

Мотивация и самоопределение учебной деятельности.



2 мин.

II.

Актуализация знаний.

  1. (Пальчиковая гимнастика). Минутка чистописания.

  2. Работа с рисунками.

  3. Письмо элементов заглавных букв Ц и Щ.

  4. Письмо в воздухе.

  5. Работа с предложением.

  6. Работа с пословицей.

(Беседа, выполнение заданий по образцу, практическая работа, самоконтроль, пальчиковая гимнастика)











12 мин.

III.

Постановка учебной задачи.

  1. Работа по карточке.

(Эвристическаябеседа с последующим выводом, наблюдение)



2 мин.

IV.

Структурирование полученных знаний.

  1. Работа с учебником.

  2. Сказка.

(Проблемно - сообщающие методы, беседа, рассказ, наблюдение)





18 мин.

V.

Физминутка для глаз.

2 мин.

VI.

Продолжение работы.

  1. Самостоятельная работа.

  2. Работа на карточках.

(Доказательство, путём сравнения)



6 мин.

VII.

Рефлексия.

  1. Обобщение.

  2. Работа в группах.

  3. Оценка своей работы.



3 мин.

Ход урока:

Этапы урока

УУД

  1. Мотивация и самоопределение учебной деятельности.

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс. Интересный будет урок у нас.

- Глазками проверьте свои рабочие места. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. - Улыбнитесь друг другу. - Вы готовы справляться с трудностями? - Что для этого нужно делать? - Я желаю вам тоже удачи!



Регулятивные:саморегуляция (организация рабочего места).



Познавательные: выбор эффективных способов решения задач (что нужно, чтобы справиться с трудностями).

Личностные: смыслообразование (мотивация, готовность справиться с трудностями).



Коммуникативные: планирование, сотрудничество с учителем (справляться с трудностями вместе с учителем и одноклассниками).


  1. Актуализация знаний

Минутка чистописания.

- С чего мы обычно начинаем наш урок?

Пальчиковая гимнастика.

Внимание девочки!

Внимание мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Откройте тетради на стр. 22.

- Что вы заметили?

- Что пишем на первой линеечки? А для чего же вторая? Как догадались?

- Запишите число, а на второй строчке предложение: классная работа.

- Какие орфограммы встретились?

Работа с картинкой.

- Посмотрите, кто нас встречает? Как их назвать одним словом? Почему?

- Всё ли в порядке с собачкой? Дорисуйте ей усы.

- А для чего нужны животным усы?

- А теперь дайте им клички. Как запишем их.

Письмо элементов заглавных букв Ц и Щ.

- Какие буквы будем сегодня писать. Из каких элементов они состоят?

-Запишите по 2 элемента.

Письмо в воздухе.

- А теперь вспомним, как пишутся эти буквы.

- Сравните с образцом, подчеркните более правильные и красивые.

- Давайте дадим характеристику этим буквам.

Работа с предложением.

- Прочитайте, что записано на третьей строчке. Докажите.

- Какие правила написания предложений помните.

- Запишите предложение.

- Назовите слова, в которых встретились орфограммы. Кстати, все помнят, что это такое?

- Подчеркните орфограммы.

Работа с пословицей.

- А в жизни всегда ли дружат кошка с собакой?

- Прочитайте пословицу: «Жить как кошка с собакой».

- Когда так говорят?




Регулятивные:планирование (минутка чистописания).

Познавательные: анализ,синтез, сравнение, доказательство (работа с элементами букв, словами, предложением, пословицей).

Личностные: смыслообразование (что мы знаеи м что узнаём), самоконтроль.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической речью.

  1. Постановка учебной задачи.

- У вас на столе лежат карточки. Прочитайте слова: нос, носик, носовой, стол, столовая, столик.

- Попробуйте разделить эти слова на две группы. Объясните, почему так разделили.

- Как выделяем корень, выделите.

- Так какие же слова мы называем родственными?

- Что же такое корень?

- Посмотрите ещё раз на слова, как же пишется корень в однокоренных словах?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Чему мы будем учиться?




Регулятивные:прогнозирование (тема урока), целеполагание.



Познавательные: анализ, синтез, выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: учебно - познавательный интерес.

Коммуникативные: разрешение конфликтов при обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи умение выражать свои мысли.

  1. Структурирование полученных знаний.

Слушание сказки.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать сказку "Два корня".

Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием "Грамматика" в городе "Морфология". Одним прекрасным весенним днём встретились два корня: корень куста и корень слова.

- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Этого не может быть! - возразил первый.

- Очень даже может быть, - ответил второй.

- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? - усмехнулся первый. - Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

- А от меня слова новые "вырастают", - ответил второй корень.

- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.

- Ну что ж, будь по - твоему, - сказал второй корень.

- Ребята помогите мне доказать «второму корню», что из корня могут «вырасти» новые слова. Откройте учебник на стр. 38, выполним упр. 42. Прочитайте задание.

- Объясните, что обозначает каждое слово. (Роса - капли воды на растениях, которые появляютсяпри наступлении вечерней или утренней прохлады.

Росинка - капелька росы.

Росистый - покрытый росой.)

- Что общего у этих слов?

- Как мы называем такие слова?

- Почему?

- Выполните задание. Какой корень выделили? (рос)

- Прочитайте выделенные слова. Запишите их с новой строчки. Что скажите про эти слова? Докажите.

- От какого слова образовались эти слова? (Холм)

- При помощи чего? (Суффикса).

- Так могут вырасти слова корня? Доказали мы другому корню.

«Что же это получается, мы оба необходимы: я для того, чтобы от меня росли растения, а ты для того, чтобы образовывались новые слова.- отвечал другой.

- Ура! Наконец - то ты всё понял! - закричал второй корень.

- Мне кажется, что мы должны с тобой подружиться, - сказал первый корень.

- Согласен! - ответил второй.

С этих пор стали они друзьями».

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

- Ребята, а какой урок вы извлекли из этой сказки?

- Обратите внимание на слово корень, сколько значений он имеет?

- А о каком корне говорим мы?

- Вспомним, что такое корень? Какие слова называются однокоренными?




Регулятивные:саморегуляция

Познавательные: анализ, синтез,доказательство, построение логической цепи рассуждения

Личностные: учебно - познавательный интерес.



Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем


  1. Физкультминутка для глаз.

Регулятивные:саморегуляция Познавательные: анализ, синтез

Личностные: смыслообразование Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

  1. Продолжение работы.

Самостоятельная работа.

- Придумайте однокоренные слова с корнем - вод -. (Водичка, вода, водяной, водопад, водопой).

- Докажите, что они родственные.

- Посмотрите, вот эти слова придумал Незнайка. (Водитель, водит). Они однокоренные с вашими? Почему?Ведь корень у них одинаковый?

- Какие же слова мы называем однокоренными?

Регулятивные:саморегуляция, планирование

Познавательные:анализ, синтез, выбор эффективных способов решения учебной задачи.

Личностные: учебно - познавательный интерес



Коммуникативные: умение задавать вопросы

  1. Рефлексия.
- Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? Работа в группах. - А сейчас мы поработаем в группах, чтобы выяснить, как вы усвоили материал. - Возьмите конверты, придумайте и напишите слова с данными корнями. (1 - гриб; 2 - сад). - Проверим. Докажите, что придумали однокоренные слова. - Сегодня вы прослушали сказку о двух корнях, почему же оба корня важны? - Другими словами эти корни дают жизнь. Один корень - растениям, другой - словам. - Спасибо за работу. А теперь оцените себя сами. - Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:
  • красный - урок понравился, мне всё понятно;

  • жёлтый - урок понравился, но я не всё понял;

  • зелёный - урок понравился, но я не понял тему урока;

  • синий - урок не понравился и я не понял тему урока.

-Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!




Регулятивные:саморегуляция, самооценка



Познавательные: структурирование знаний, рефлексия учебной деятельности

Личностные:ценностная ориентация



Коммуникативные: умение работать в группах, владение речью



Самоанализ Вашему вниманию был представлен урок по теме «Повторяем корень слова» в 1 классе по учебнику Р. Н. Бунеева. Дидактическая цель урока - формирование полученных знаний и ценностных отношений к ним, формирование УУД. В соответствии с поставленной целью тип урока определяется как закрепление изученных знаний. В структуре урока представлены следующие этапы:

Первый этап: Мотивация и самоопределение к учебной деятельности. Цели: включение учащихся в учебную деятельность. На этом этапе урока происходит сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выбора внутренний готовности к их реализации. Второй этап: Актуализация знаний. Цели:

  • актуализация мыслительных операций и познавательных процессов;
  • актуализация учебного материала и изученных способов действия;
  • фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Методы: беседа, наблюдение, упражнение Третий этап: Постановка учебной задачи. Цели:
  • постановка темы и целей урока;
  • построение плана достижений цели.
Методы: подводящий диалог, эвристическая беседа, наблюдение.

Четвёртый этап: Структурирование полученных знаний. Цели: закрепление и обобщение изученных знаний и способов действия во внешней речи. Методы: объяснение, наблюдение, упражнения (фронтальная работа с классом)

Пятый этап: Физминутка для глаз. Цели: снятие зрительного напряжения и усталости с глаз. Шестой этап: Продолжение работы (самостоятельная работа). Цели: выявление усвоения учащимися изученного материала. Методы: самостоятельная работа, самопроверка (контроль). Седьмой этап: рефлексия учебной деятельности. Цели:

  • фиксирование полученных знаний и способов действия;
  • соотнесение цели и результата учебной деятельности;
  • определение дальнейших целей работы.
Методы: самооценка. Таким образом, цель урока достигнута, поставленные задачи успешно решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.



























Карточка 1.

Нос, носик, стол, столовая, носовой, столик.

Карточка 1

Нос, носик, стол, столовая, носовой, столик.















Карточка 1

Нос, носик, стол, столовая, носовой, столик.











Карточка 1

Нос, носик, стол, столовая, носовой, столик.









Карточка 1

Нос, носик, стол, столовая, носовой, столик.











Карточка 2

-гриб-













Карточка 2

-сад-





© 2010-2022