- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка
Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Старикова Т.Н. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Авторская программа кружка «Куклы из бабушкиного сундучка»
Ф.И.О. педагога: Старикова Татьяна Николаевна
Содержание
-
Введение………………………………………………...
-
Пояснительная записка………………………………...
-
Цель и задачи программы……………………………...
-
Методы и формы работы……………………………….
-
Оборудование и материалы…………………………….
-
Тематическое планирование на 2010-2011 уч.г……….
-
Планируемые результаты первого года обучения…….
-
Тематическое планирование на 2011-2012 уч.г……….
-
Планируемые результаты второго года обучения…….
-
Список литературы………………………………………
-
Приложение № 1…………………………………………
-
Приложение № 2…………………………………………
Введение «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении»
Л.С.Выготский Программа кружка рассчитана на 70 часов в год по 2 часа в неделю. Планируя работу кружка необходимо учитывать условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении кукол, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели, постепенно перейти на более сложные. Программа включает в себя теоретическую часть и практическую. Вся работа в кружке по изготовлению кукол должна быть связана с народным искусством, беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повысит интерес к изучаемому. Большое внимание необходимо отводить эстетическому воспитанию у учащихся, развитию их творческих способностей.
Пояснительная записка Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Программа кружка предполагает изучение истории кукол, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы, кукол из подручного материала и пр. Кукла… Попробуйте-ка найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! В стародавние времена в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Вспомним хотя бы примитивные поделки из дерева и глины, изображающие людей и животных. Ребенок мог играть щепочкой, обернутой тряпочкой, с куклой, сплетенной из соломы. А какие забавные делались глиняные зверушки-свистульки! Куклу одухотворяли, к ней обращались как к живому существу. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическим, психологическим и мировоззренческими связями. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. Занятие конкретным творческим, вызывающим интерес у окружающих будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни. В процессе изучения курса преподаватель обращает внимание на такие особенности работы ученика, как: последовательность изготовления куклы, внимание, усидчивость, желание работать, умение слышать, воспринимать и реализовать задачу, поставленную учителем, на практике. В совокупности эти факторы влияют на те рекомендации, которые можно использовать при беседе с учащимися по окончании курса об успешности его дальнейшего обучения.
Цели и задачи:
- Повышение у школьников интереса к предмету;
- Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся;
- Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения;
- Развитие творческих и художественных способностей;
- Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей; предоставление обучающимся возможности личностного саморазвития;
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда;
- Обучение детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления кукол своими руками.
Методы и формы работы Предлагается использовать на занятиях следующие методы и формы работы:
- объяснительно-иллюстративный метод обучения (Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации).
- репродуктивный метод обучения (Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.
- метод практических упражнений (Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они как бы выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу).
- метод поисковых решений (применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности).
Оборудование и материалы:
- лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки, наполнитель, дратва, пряжа, колготки, носки;
- пластиковые бутылки (под каркас), бумага, проволока;
- краски, гуашь, кисти, губка;
- образцы кукол;
- презентации, мастер-классы (пошаговое выполнение работы);
- иллюстрации: куклы в книгах, на карточках, открытках, на дисках;
- ИКТ для показа мастер-класса.
Тематическое планирование кружка
«Куклы из бабушкиного сундучка» по изготовлению кукол
На 2010 - 2011 учебный год Количество часов: 70 № Кол-во часов Тема занятия Теория Практика 1-2 2 ч. Вводное занятие 2
3 1 ч. Правила безопасной работы 1
4 1 ч. Инструменты и приспособления 1
5-6 2 ч. История кукол. Типы и виды кукол. 1 1 7-8 2 ч. Народные костюмы, орнаментика, семантика. 1 1 9-12 4 ч. Выполнение графических работ в альбоме. Зарисовка различных видов кукол, самостоятельная работа над эскизами кукол в различных костюмах. 1 3 13-16 4 ч. Мастер-класс по изготовлению кукол-мотанок. Практическая работа. 1 3 18 1 ч. Окончательная обработка кукол-мотанок.
1 19-28 10 ч. Обережные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол: - «Рождественский ангел»; - «День и ночь»; -«Кукла-кувадка»;
-«Мартинички»; - Куклы из подручного материала. Творческая работа.
3 7 29-38 10 ч.
Обрядовые куклы. Мастер-класс по изготовлению обрядовых кукол:
- Крупенечка (Зернушка);
- Купавка;
- Неразлучники ( парочка);
- Масленица;
- Коляда.
Творческая работа. 3 7 39 1 ч. Выставка кукол по итогам I полугодия
1 40-41 2 ч. Целительные куклы. Практическое занятие. 1 1 42-49 8 ч. Игровые куклы. Мастер-класс по изготовлению игровых кукол: - Вепсская кукла; - Кукла-столбушка; - Кукла-скрутка; - Кукла «на выхвалку». Творческая работа. 2 6 50-59 10 ч. Тряпичные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол: - Ангелочек; - Кукла Машенька; - Домовенок Кузя. Знакомство с обработкой ткани; отработка швов «шов вперед иголка», «шов через край», и т.д. Построение выкроек деталей кукол. ТБ в работе с колющими и режущими предметами. Практическая работа. Оформление готовой куклы. 3 7 60-67 8 ч. Куклы-подставки из капрона. Творческая работа. 1 7 68 1ч. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке. Анализ работы кружка.
1 69-70 2 ч. Резервные уроки. 1 1
Планируемый результат первого года обучения: К концу первого года обучения дети должны ЗНАТЬ: -историю создания кукол, их типы и виды; -свойства различных тканей; -Т/Б при работе с колющими и режущими предметами необходимыми для работы в кружке; -технику выполнения простых швов; -правила обработки изделий. Должны УМЕТЬ: -выбирать ткань для изделия; -работать с инструментами; -изготавливать выкройку простых моделей кукол; -выполнять простейшие швы при соединении деталей изделия; -выполнять окончательную обработку изделия после изготовления.
Тематическое планирование кружка
«Куклы из бабушкиного сундучка»
На 2011 - 2012 учебный год
Количество часов: 70 № Кол-во часов Тема занятия Теория Практика 1 1 ч. Вводное занятие. 1
2-3 2 ч. Повторение этапов работы прошлого учебного года. Техника безопасности на занятиях по изготовлению кукол. 1 1 4 1 ч. Инструменты и приспособления. 1
5-6 2 ч. Теоретическое занятие подготовленное детьми по теме: «Что я знаю о куклах» 2
7-8 2 ч. История создания кукол из текстиля. Виды текстильных кукол. Презентация по данной теме. 1 1 9-10 2 ч. Выполнение графических работ в альбоме. 1 1 11-20 10 ч. Выбор модели. Работа с выкройками для изготовления кукол из текстиля. Практическая работа по изготовлению кукол из текстиля: - Кукла-домовой; - Куклы-прихватки; - «Забавное чучело». 2 8 21 1 ч. Окончательная обработка изделий.
1 22 1 ч. Беседа о кукольном театре. 1
23 1 ч. Беседа о театральных куклах к сказкам: «Колобок»; «Репка»; «Курочка-Ряба»; «Заюшкина избушка». Зарисовки деталей в альбоме. 1
24-25 2 ч. Практическая работа по перенесению деталей сказочных героев с выкройки на основу ткани, меха…
2 26 1 ч. Просмотр «Учебного пособия. Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней». 1
27-36 10 ч. Практическая работа по изготовлению театральных перчаточных кукол к сказкам.
10 37-38 2 ч. Подготовка сценария сказок. Выставка театральных кукол. 1 1 39 1 ч. Итоговое занятие за I полугодие. Обсуждение плана работы кружка на II полугодие. 1
40-47 8 ч. Куклы из колготок: - Просмотр презентации с пошаговым показом изготовления модели кукол из колготок. «Куклы-близнецы»; - Подготовка деталей для работы; - Практическая деятельность детей; - Итоговое оформление кукол 1 7 48-53 6 ч. Кукла-сувенир Домовушка (из смешанных материалов). Мастер-класс по изготовлению куклы. Практическая творческая работа. 1 5 54-56 3 ч. Куколка на счастье из льняной ткани. В подарок маме. 1 2 57-60 4 ч. Изготовление летней феечки (изготовление каркаса из проволоки).
61-69 9 ч. Домовой Васяня (кукла на проволочном каркасе, из колготок и синтепона): - Мастер-класс с пошаговым объяснением выполнения куклы; - Подготовка деталей к работе; - Творческая деятельность детей. 2 7 70 1 ч. Итоговое занятие. Выставка работ за год.
1
Планируемый результат второго года обучения: К концу второго года обучения воспитанники должны ЗНАТЬ: -историю создания текстильных, театральных, перчаточных кукол; -Т/Б при работе с ножницами, иглами и булавками, с электрическим утюгом, -технику выполнения различных простых швов; -правила обработки изделий. Воспитанники должны УМЕТЬ: -выбирать подходящую ткань для определенного вида куклы; -работать с инструментами; -переносить выкройку модели на ткань; -выполнять соединения деталей изделия; -выполнять окончательную обработку изделия после изготовления; -оформлять выставку выполненных работ.
Список литературы
- «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского А.С. Трошина, Москва, Просвещение, 1979 год.
- Педсовет// Ж ПедСовет №8, август 2004.
- Игра и игрушка Е.А.Флерина
- Обрядовые куклы. Куклы - обереги. Р.М.Головачёва. 2007.
- В.С.Горичева. Куклы. Москва, 1999.
- С Сахарова. Академия домашнего волшебника. 1988.
- Серия журналов «Секреты кукольного мастерства», 2007.
- Серия журналов «Кукольный мастер», 2003; 2004; 2005.
- Специальное приложение к журналу «Кукольный мастер», 2006.
- Серия журналов «Мир кукол», 2006.
- В.М.Советов. Театральные куклы. Технология изготовления. Издательство: СПбГАТИ, 2009.
Приложение 1
Кукла Зернушка Кукла Крупенечка
Куклы из текстиля Узелковая кукла
Приложение 2 Забавное Чучело Тильда-садовница
Тряпичная кукла Куклы из фломастера
1