Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа кружка «Куклы из бабушкиного сундучка»

Ф.И.О. педагога: Старикова Татьяна Николаевна









Содержание

  1. Введение………………………………………………...

  2. Пояснительная записка………………………………...

  3. Цель и задачи программы……………………………...

  4. Методы и формы работы……………………………….

  5. Оборудование и материалы…………………………….

  6. Тематическое планирование на 2010-2011 уч.г……….

  7. Планируемые результаты первого года обучения…….

  8. Тематическое планирование на 2011-2012 уч.г……….

  9. Планируемые результаты второго года обучения…….

  10. Список литературы………………………………………

  11. Приложение № 1…………………………………………

  12. Приложение № 2…………………………………………



















Введение «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении»

Л.С.Выготский Программа кружка рассчитана на 70 часов в год по 2 часа в неделю. Планируя работу кружка необходимо учитывать условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении кукол, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели, постепенно перейти на более сложные. Программа включает в себя теоретическую часть и практическую. Вся работа в кружке по изготовлению кукол должна быть связана с народным искусством, беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повысит интерес к изучаемому. Большое внимание необходимо отводить эстетическому воспитанию у учащихся, развитию их творческих способностей.

Пояснительная записка Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Программа кружка предполагает изучение истории кукол, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы, кукол из подручного материала и пр. Кукла… Попробуйте-ка найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! В стародавние времена в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Вспомним хотя бы примитивные поделки из дерева и глины, изображающие людей и животных. Ребенок мог играть щепочкой, обернутой тряпочкой, с куклой, сплетенной из соломы. А какие забавные делались глиняные зверушки-свистульки! Куклу одухотворяли, к ней обращались как к живому существу. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическим, психологическим и мировоззренческими связями. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. Занятие конкретным творческим, вызывающим интерес у окружающих будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни. В процессе изучения курса преподаватель обращает внимание на такие особенности работы ученика, как: последовательность изготовления куклы, внимание, усидчивость, желание работать, умение слышать, воспринимать и реализовать задачу, поставленную учителем, на практике. В совокупности эти факторы влияют на те рекомендации, которые можно использовать при беседе с учащимися по окончании курса об успешности его дальнейшего обучения.













































Цели и задачи:

  1. Повышение у школьников интереса к предмету;
  2. Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся;
  3. Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения;
  4. Развитие творческих и художественных способностей;
  5. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей; предоставление обучающимся возможности личностного саморазвития;
  6. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда;
  7. Обучение детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления кукол своими руками.




























Методы и формы работы Предлагается использовать на занятиях следующие методы и формы работы:

  1. объяснительно-иллюстративный метод обучения (Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации).
  2. репродуктивный метод обучения (Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.
  3. метод практических упражнений (Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они как бы выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу).
  4. метод поисковых решений (применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности).
Предлагается изготовление образцов и сувениров, выставки - праздник кукол после завершения работы на определенную тему. Индивидуальный подход к работе каждого ребенка обязателен, необходимо ставить перед хорошо успевающими детьми более сложные задачи.

Оборудование и материалы:

  • лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки, наполнитель, дратва, пряжа, колготки, носки;
  • пластиковые бутылки (под каркас), бумага, проволока;
  • краски, гуашь, кисти, губка;
  • образцы кукол;
  • презентации, мастер-классы (пошаговое выполнение работы);
  • иллюстрации: куклы в книгах, на карточках, открытках, на дисках;
  • ИКТ для показа мастер-класса.
































Тематическое планирование кружка

«Куклы из бабушкиного сундучка» по изготовлению кукол

На 2010 - 2011 учебный год Количество часов: 70 № Кол-во часов Тема занятия Теория Практика 1-2 2 ч. Вводное занятие 2
3 1 ч. Правила безопасной работы 1
4 1 ч. Инструменты и приспособления 1
5-6 2 ч. История кукол. Типы и виды кукол. 1 1 7-8 2 ч. Народные костюмы, орнаментика, семантика. 1 1 9-12 4 ч. Выполнение графических работ в альбоме. Зарисовка различных видов кукол, самостоятельная работа над эскизами кукол в различных костюмах. 1 3 13-16 4 ч. Мастер-класс по изготовлению кукол-мотанок. Практическая работа. 1 3 18 1 ч. Окончательная обработка кукол-мотанок.
1 19-28 10 ч. Обережные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол: - «Рождественский ангел»; - «День и ночь»; -«Кукла-кувадка»;
-«Мартинички»; - Куклы из подручного материала. Творческая работа.
3 7 29-38 10 ч.

Обрядовые куклы. Мастер-класс по изготовлению обрядовых кукол:

- Крупенечка (Зернушка);

- Купавка;

- Неразлучники ( парочка);
- Масленица;

- Коляда.

Творческая работа. 3 7 39 1 ч. Выставка кукол по итогам I полугодия
1 40-41 2 ч. Целительные куклы. Практическое занятие. 1 1 42-49 8 ч. Игровые куклы. Мастер-класс по изготовлению игровых кукол: - Вепсская кукла; - Кукла-столбушка; - Кукла-скрутка; - Кукла «на выхвалку». Творческая работа. 2 6 50-59 10 ч. Тряпичные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол: - Ангелочек; - Кукла Машенька; - Домовенок Кузя. Знакомство с обработкой ткани; отработка швов «шов вперед иголка», «шов через край», и т.д. Построение выкроек деталей кукол. ТБ в работе с колющими и режущими предметами. Практическая работа. Оформление готовой куклы. 3 7 60-67 8 ч. Куклы-подставки из капрона. Творческая работа. 1 7 68 1ч. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке. Анализ работы кружка.
1 69-70 2 ч. Резервные уроки. 1 1























Планируемый результат первого года обучения: К концу первого года обучения дети должны ЗНАТЬ: -историю создания кукол, их типы и виды; -свойства различных тканей; -Т/Б при работе с колющими и режущими предметами необходимыми для работы в кружке; -технику выполнения простых швов; -правила обработки изделий. Должны УМЕТЬ: -выбирать ткань для изделия; -работать с инструментами; -изготавливать выкройку простых моделей кукол; -выполнять простейшие швы при соединении деталей изделия; -выполнять окончательную обработку изделия после изготовления.

















Тематическое планирование кружка

«Куклы из бабушкиного сундучка»

На 2011 - 2012 учебный год

Количество часов: 70 № Кол-во часов Тема занятия Теория Практика 1 1 ч. Вводное занятие. 1
2-3 2 ч. Повторение этапов работы прошлого учебного года. Техника безопасности на занятиях по изготовлению кукол. 1 1 4 1 ч. Инструменты и приспособления. 1
5-6 2 ч. Теоретическое занятие подготовленное детьми по теме: «Что я знаю о куклах» 2
7-8 2 ч. История создания кукол из текстиля. Виды текстильных кукол. Презентация по данной теме. 1 1 9-10 2 ч. Выполнение графических работ в альбоме. 1 1 11-20 10 ч. Выбор модели. Работа с выкройками для изготовления кукол из текстиля. Практическая работа по изготовлению кукол из текстиля: - Кукла-домовой; - Куклы-прихватки; - «Забавное чучело». 2 8 21 1 ч. Окончательная обработка изделий.
1 22 1 ч. Беседа о кукольном театре. 1
23 1 ч. Беседа о театральных куклах к сказкам: «Колобок»; «Репка»; «Курочка-Ряба»; «Заюшкина избушка». Зарисовки деталей в альбоме. 1
24-25 2 ч. Практическая работа по перенесению деталей сказочных героев с выкройки на основу ткани, меха…
2 26 1 ч. Просмотр «Учебного пособия. Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней». 1
27-36 10 ч. Практическая работа по изготовлению театральных перчаточных кукол к сказкам.
10 37-38 2 ч. Подготовка сценария сказок. Выставка театральных кукол. 1 1 39 1 ч. Итоговое занятие за I полугодие. Обсуждение плана работы кружка на II полугодие. 1
40-47 8 ч. Куклы из колготок: - Просмотр презентации с пошаговым показом изготовления модели кукол из колготок. «Куклы-близнецы»; - Подготовка деталей для работы; - Практическая деятельность детей; - Итоговое оформление кукол 1 7 48-53 6 ч. Кукла-сувенир Домовушка (из смешанных материалов). Мастер-класс по изготовлению куклы. Практическая творческая работа. 1 5 54-56 3 ч. Куколка на счастье из льняной ткани. В подарок маме. 1 2 57-60 4 ч. Изготовление летней феечки (изготовление каркаса из проволоки).

61-69 9 ч. Домовой Васяня (кукла на проволочном каркасе, из колготок и синтепона): - Мастер-класс с пошаговым объяснением выполнения куклы; - Подготовка деталей к работе; - Творческая деятельность детей. 2 7 70 1 ч. Итоговое занятие. Выставка работ за год.
1















Планируемый результат второго года обучения: К концу второго года обучения воспитанники должны ЗНАТЬ: -историю создания текстильных, театральных, перчаточных кукол; -Т/Б при работе с ножницами, иглами и булавками, с электрическим утюгом, -технику выполнения различных простых швов; -правила обработки изделий. Воспитанники должны УМЕТЬ: -выбирать подходящую ткань для определенного вида куклы; -работать с инструментами; -переносить выкройку модели на ткань; -выполнять соединения деталей изделия; -выполнять окончательную обработку изделия после изготовления; -оформлять выставку выполненных работ.

















Список литературы

  1. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского А.С. Трошина, Москва, Просвещение, 1979 год.
  2. Педсовет// Ж ПедСовет №8, август 2004.
  3. Игра и игрушка Е.А.Флерина
  4. Обрядовые куклы. Куклы - обереги. Р.М.Головачёва. 2007.
  5. В.С.Горичева. Куклы. Москва, 1999.
  6. С Сахарова. Академия домашнего волшебника. 1988.
  7. Серия журналов «Секреты кукольного мастерства», 2007.
  8. Серия журналов «Кукольный мастер», 2003; 2004; 2005.
  9. Специальное приложение к журналу «Кукольный мастер», 2006.
  10. Серия журналов «Мир кукол», 2006.
  11. В.М.Советов. Театральные куклы. Технология изготовления. Издательство: СПбГАТИ, 2009.


















Приложение 1

Кукла Зернушка Кукла Крупенечка

Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка



Куклы из текстиля Узелковая кукла Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка







Приложение 2 Забавное Чучело Тильда-садовница Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка

Тряпичная кукла Куклы из фломастера Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучкаПрограмма кружка Куклы из бабушкиного сундучка

1


© 2010-2022