- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по развитию речи 2-3 классы
Рабочая программа по развитию речи 2-3 классы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корсакова Н.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Починковский муниципальный район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение филиал
Никитинской средней школы - Шагаевская основная школа
Починковского района Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ.
Директор
МБ ОУ Никитинской СОШ
___________ Т.И. Чичерова
Приказ №192
от « 01 »октября 2013г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
2 -3 КЛАССОВ
Составитель: Корсакова Наталья Вдадимировна, учитель
( первая квалификационная категория)
2015 год
Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса разработана на основе программы курса для начальной школы «Речевое развитие младших школьников», автор С.К. Тивикова, Н.Новгород, 2012, с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования. В соответствии с базисным учебным планом на изучение факультативного курса во 2-3 классах выделен 1 час в неделю, что составляет 34 часа за год. Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется. Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся метапредметных и предметных коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний. Работа по развитию речи учащихся традиционно рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. В то же время в условиях развития начального образования возрастает необходимость введения отдельного курса развития речи. Цель курса: создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Задачи:
-
целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее
аспектах; -
создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
-
формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений
анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях; -
формирование умений устанавливать семантические и структурные отношения как в воспринимаемых, так и
в создаваемых текстах; -
развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять
возможности различных языковых средств связной речи; -
воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов
творческой интерпретации художественного текста; -
пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребенка как автора, способного к
продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого
потенциала; -
воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с
развитием у них коммуникативно-речевых умений; -
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
-
формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Общая характеристика учебного предмета Основные идеи курса заключаются в осуществлении коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников, что предполагает реализацию основной функции языка - быть средством общения. Данный подход предполагает включение детей в коммуникативно-речевые ситуации, что обеспечивает осознание ими (в той или иной степени) процесса порождения речевого высказывания и соотнесение его с собственным опытом создания устных и письменных высказываний, усиливает их познавательную мотивацию, интерес к самовыражению и самоопределению. Важнейшим условием работы по развитию речи, определяющим во многом ее эффективность, является внутренняя и внешняя речевая активность самого ребенка в процессе не только создания, но и восприятия речевых высказываний. В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом происходит практическое ознакомление учащихся со следующими понятиями:
- создание представления о речевой ситуации, введение учащихся в реальные и условные речевые ситуации и формирование умения ориентироваться в них, то есть ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения;
- работа над всеми видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом), формами речи (диалогом и монологом, устной и письменной речью);
- знакомство с понятием «текст» (речевое высказывание), который рассматривается как продукт речевой деятельности. Выделяются основные признаки текста, его виды в соответствии с функциональным типом, жанром, стилем. Это понятие обеспечивает интеграцию всех речевых умений и навыков и целенаправленную работу по созданию детьми собственных текстов.
Описание места предмета в учебном плане В учебном плане на изучение факультативного курса «Речевое развитие» во 2 - 3 классах отводится 34 ч, 34 недели, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Бережное отношение к языку как средству общения.
Умение замечать прекрасное в окружающем мире и стремиться выразить свое отношение с помощью слова.
Сотрудничество с другими людьми.
Способность вступать во взаимодействие с одноклассниками в процессе решения коммуникативных задач.
Содержание факультативного курса Данный курс строится на основе условно-концентрического принципа обучения и включает в себя повторяющиеся (но наполненные различным содержанием) на каждом этапе обучения блоки. Программа включает несколько основных разделов:
- Значение речи в жизни человека.
- Виды речевой деятельности
- Речевое высказывание Текст.
- Выразительность речи.
В третьем классе подготовительная работа с текстом ведется преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, и, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе предварительного слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений).
Опыт творческой деятельности
- Создание детьми собственных образов с помощью слова, предложения, текста.
- Выражение собственного отношения к увиденному, услышанному, прочитанному.
- Самостоятельная подготовка к выразительному чтению художественного произведения (рассказа, сказки, басни).
- Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и составление на их основе собственных речевых высказываний.
- Сочинение текстов различных видов, жанров, стилей на основе коллективной подготовительной работы.
Тематическое планирование изучения факультативного курса «Речевое развитие»,
2 класс
№
урока
Тема
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
1 Общение и его средства
1 Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой. Понимать тему текста. Понимать основную мысль текста, если она сформулирована в тексте или с помощью пословицы. Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой речевого высказывания.Выделять в данной темемикротемы. Догадываться по контексту о значении незнакомых слов.Задавать вопросы к тексту. Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. Составлять монолог на определенную тему. Делить текст на логически законченные части.Составлять план готового текста в виде вопросов. Соотносить текст-повествование и его модель. Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. Наблюдать за использованием фонетических, лексических, синтаксических средств языка в художественных текстах. Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста как повествование. Отличать языковые средства, используемые в разговорном и художественном стилях речи. Самостоятельно составлять повествовательный текст на основе прочитаннного и личных наблюдений.Сочинять загадки, сказки, чистоговорки. Редактировать чужой текст на основе коллективного решения речевых задач.Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему.
Организ. парную и групп. раб. по реш. речевых задач в соотв. с предложенным образ
2-3 Значение речи в жизни человека. Основные функции речи
2
4 Формы речи
1
5 Особенности устной речи. Фонетические средства выразительности
1
6 Средства выразительности устной речи
1
7 Средства неречевой выразительности
1
8 Скороговорки и чистоговорки
1
9-10 Слово как элемент текста
2
11 Предложение как коммуникативная единица языка
1
12-13 Диалог
2
14 Монолог
1
15 Текст. Признаки текста
1
16 Тема текста
1
17-18 Основная мысль текста
2
19 Заголовок текста
1
20 Типы текста
1
21 Структура текста-повествования
1
22 Прогнозирование текста
1
23 Пересказ
1
24 План текста
1
25 Изложение на основе прогнозирования текста
1
26 Записки и письма
1
27-28 Сочинение сказок
2
29-30 Сочинение загадок
2
31 Словесное описание на основе прочитанного
1
32 Редактирование текста
1
33 Сочинение-миниатюра. Описание времени года
1
34 Урок речевых удовольствий
1
Тематическое планирование изучения факультативного курса «Речевое развитие»,
3 класс
№
урока
Тема
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
1
Текст. Тема и основная мысль текста.
1 Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или сформулированной основной мыслью. Понимать тему текста и определять ее границы. Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании. Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания. Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста. Догадываться по контексту о значении незнакомых слов и уточнять его с помощью словаря или экспертов. Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним. Делить тексты различных типов на логически законченные части в соответствии с моделями. Составлять план готового текста на основе ключевых слов или этапных предложений текста, а также планировать собственные речевые высказывания. Определять и устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в данном тексте. Перестраивать текст в соответствии с речевой задачей Отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествование, описание, рассуждение). Отличать языковые средства, используемые в разговорном, художественном, деловом, научно-познавательном стилях речи. Совершенствовать собственный текст на основе выделенных учителем или в коллективной работе речевых ошибок и недочетов. Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью.
Организовывать индивидуальную и групповую работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом).
2
Заголовок
1
3
Роль слова в тексте
1
4-5
План текста
2
6-7
Связность текста
2
8
Творческий пересказ
1
9-10
Повествование с элементами описания
2
11-12
Составление диафильмов
2
13
Изложение на основе картины
1
14-15
Стили речи
2
16
Описание времени года
1
17-18
Рассуждение-объяснение
2
19
Коллективное рассуждение на основе
Прочитанного
1
20-21
Рассуждение-доказательство
2
22
Редактирование текста
1
23
Реставрация текста
1
24-25
Диалог читателя с автором
2
26
Сочинение стихотворений
1
27
Стихотворения-переводы
1
28
Сжатое изложение
1
29
Сочинение по сюжетной картине
1
30
Сочинение на основе прочитанного
1
31
Изложение на основе прогнозирования текста
1
32
Сочинение на основе рассказов других людей
1
33
Способы создания юмористического произведения
1
34
Урок речевых удовольствий
1
Материально-техническое обеспечение Средства ИКТ:
- - компьютер;
- - многофункциональное печатающее устройство;
- - мультимедийный проектор;
- - интерактивная доска;
- - слад проектор;
- - устройство обратной проекции
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
-
факультативного курса